Урок-мастерская по творчеству В.В.Маяковского. Индивидуальные особенности стиля. 11-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цель литературного образования: формирование духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей, в овладении мастерством читателя, свободной и яркой речью.

Данный урок соответствует целям изучения курса литературы, способствует  формированию учебных компетенций:

  • знать тематику лирики  поэта, особенности строфики и графики
  • понимать новаторский характер лирики Маяковского
  • уметь выделять в тексте выразительные средства и определять их роль
  • уметь отбирать информацию по теме, выделяя наиболее важные моменты
  • уметь излагать информацию согласно поставленной цели
  • владеть навыками работы с различными источниками информации

Урок построен по технологии педагогических мастерских. Это способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразованию и самореализации личности; повышению педагогического мастерства учителя.

Дидактическая цель: через стихотворения В. Маяковского создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.

Образовательная цель: закрепить представления учащихся об особенностях поэтики В.В. Маяковского;  содействовать умению анализировать лирическое стихотворение, опираясь на литературоведческую терминологию.

Развивающая цель: создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков, ассоциативного мышления, умения выделять главное.

Воспитательная цель: способствовать приобщению к культурному наследию, формированию эстетического вкуса, воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.

Оборудование: у каждого учащегося пакет с раздаточным материалом, в который входят: тексты, цветные листы для самоинструкции. Урок сопровождается презентацией, выполненной в PowerPoint.  

Домашнее задание к уроку:

  • осмыслить поэтику футуризма (по лекции) Маяковского, выделить основные особенности стиля футуристов на основе стихотворений В.Маяковского;
  • определить  звукопись в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». 

Ход урока

I. Введение в тему, целеполагание

Слайд 2. Просмотр детского художественного фильма «Когда я стану великаном», снятого на киностудии им. М. Горького (Ялтинский филиал) в 1978 году режиссёром Инной Туманян. Фрагмент фильма: Петя Копейкин читает стихи.

Слайд 3. Выразительное чтение изображённого на слайде.

Стихи Пушкина цифрами:

Маяковский в цифрах:

Есенин — стих цифрами:

17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

2 46 38 1
116 14 20!
15 14 21
14 0 17

14 126 14
132 17 43.
16 42… 511
704 83.
170! 16 39
514 700 142
612 349
17 114 02

Итак, определимся с целью показа видеофрагмента и выразительного чтения изображённых цифр.

- Понять, что такое стиль писателя, художественные особенности.

Слайд 4. Как спускаются с лестницы великие русские поэты.

Слайд 5. О ком на уроке мы будем говорить? Сайд 6.

Слайд 7. (заполняется после ответов учеников).

Сформулируем  цель урока: Понять стиль В.Маяковского, художественные особенности его поэтики.

Тема урока (предложения учащихся, запись на доске, выбор). Путь к великану. Лестница к В. Маяковскому.

II. Подготовка учащихся к активной деятельности на последующих этапах урока

В 1912г., вступив на литературную стезю, Маяковский оказался в кругу молодых ниспровергателей, отрицавших старое искусство, старую культуру и вообще все старое. Именовали они себя футуристами.

Кто они? 

Поэты-футуристы: Бобров Сергей, Бурлюк Давид, Каменский Василий, Маяковский Владимир, Северянин Игорь, Хлебников Велимир,
Слайд 8. Футуристы (1)

Слайд 9. (2) Какими были футуристы?  Отметить особенности характера.

Дерзкими, задорными, молодыми, тщеславными… Талантливыми людьми. Они создавали новое искусство. Мы можем принимать его, можем не принимать, но то, что они создали именно ИСКУССТВО, было несомненно.

Перечислим основные особенности стиля футуристов на основе стихотворений В. Маяковского (домашнее задание).

Слайд 10. Задание. Дополните список. Перечислите основные особенности стиля футуристов.

1. (1.«А вы могли бы?», «Нате!», «Гимн обеду», «Надоело»…) Вызов обществу, эпатаж. Назовите примеры названия их сборников и стихов. «Дохлая луна», «Вам!», «Нате!»…?

2. (2. «Горбил пригорок», «сонница», «сердцелюдые»…) Они придумывали новые слова. Для чего? Ответ найдите у В. Маяковского  в слове «железовут». Цитата. «Если, читая о войне, человек увидит слово «жестокость», он равнодушно к нему отнесется. Потому что слово «жестокость» примелькалось. Но если он прочтет слово «железовут», он остановится. Потому что в этом слове… Что в нем слышится? «Железо» есть? «Зовут» есть? Кричат? Зовут куда-то? Яркое слово, значимое слово. Заставляет мыслить, заставляет работать воображение».

3. (3. «Время – хамелеон» («Война и мир»), «Медведь – коммунист» («Про это»), «как звезды грани штыков» («Хорошо»), «поэзии» – бабы капризной («Во весь голос») Необычная образность их лирики. В чём необычность сравнения?

«Толпа – пестрошерстая быстрая кошка…» Обратите внимание, союз «как» выброшен. Это очень характерно для Маяковского – сравнительный оборот без союзов.

Слайд 11.

4. (4. «Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок»…)

Метафора.  Смотрите, какой интересный пример: «Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок»… Это ночь. Как об этом можно догадаться?

5. (5. « рука реки»; « У вас в усах», « в хорах архангелова хорола бог, ограбленный, идет карать!» («Облако»). Экономия речи. Докажите примером.
Одним метким словом заменялись целые предложения. «Прозаседавшиеся» - люди, которые много заседают. «Ночь излюбилась» - как по-разному можно это понять!

6. Особый поэтический прием Маяковского – звукопись. Как фонетически организовывал речь поэт. Примеры:
- повтор одинаковых согласных – аллитерация
- повтор одинаковых гласных – ассонанс
- звукоподражание
Выполняя домашнее задание, из стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»  вы выписали звуки, которые изображают картину. Устные ответы учеников.

7. Что вы скажите о рифме Маяковского? 

Голодные? Устали?
Разве бывает усталь у стали? (Созвучная. Созвучие складывается из 2-3 слов)

8. Какой приём использует Маяковский в расположении текста? (Лесенка)

Слово –

Полководец
Человечьей силы.

Материал (для слайдов № 10, 11 презентации) взят с сайта https://infourok.ru/material.html?mid=187177

Запись на доске. Первый столбик. 1. Вызов обществу, эпатаж. Интересные темы. 2. Необычная образность их лирики. Новые слова.3. Экономия речи. 4. Интересная звукопись. 5. Индивидуальная рифма. 6.Своеобразное расположение текста.

III. Творческая мастерская

Несмотря на постепенный отход Маяковского от футуристов, они оказали достаточно большое влияние на формирование эстетических взглядов поэта и его дальнейшее творчество. Свою поэзию он предназначал миллионам читателей, но никогда не был человеком толпы, напротив, стремился выделиться и внешним видом, и поведением. Его поэтический слог и интонации всегда были наполнены чеканным ритмом, изначально предназначенным для декламации вслух.

1. Общее обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группы

Слайд 12. Познакомимся с работой В.В. Маяковского над стихом и составим рекомендации (самоинструкцию) «Для начинающего поэта» Анализ статьи. 1926 г. В.В. Маяковский «Как делать стихи?» Тексты на столах учащихся.

Слайд 13-19. Формирование 6-ти групп. Выбор заданий путём нажатия клавишей на выбранный на слайде портрет. (Кластер. Выводы каждая группа оформляет на цветном листе формата А 4 и размещает на доске)

Задания. Ответить тезисами на вопросы. Вывод оформить на отдельном листе.

Вопросы, примерные ответы и выводы.

Слайд 20 (помещены вопросы для всех групп).

1 группа. «…Какие же данные необходимы для начала поэтической работы?

  • «Первое. Наличие задачи в обществе, разрешение которой мыслимо только поэтическим произведением. Социальный заказ.
  • Второе. Точное знание, или, вернее, ощущение желаний вашего класса (или группы, которую вы представляете) в этом вопросе, т. е. целевая установка.
  • Третье. Материал. Слова. Постоянное пополнение хранилищ, сараев вашего черепа, нужными, выразительными, редкими, изобретенными, обновленными, произведенными и всякими другими словами.
  • Четвертое. Оборудование предприятия и орудия производства. Перо, карандаш, пишущая машинка, телефон, костюм для посещения ночлежки, велосипед для езды в редакции, …, и т. д. и т. д., и даже трубка и папиросы.
  • Пятое. Навыки и приемы обработки слов, бесконечно индивидуальные, приходящие лишь с годами ежедневной работы: рифмы, размеры, аллитерации, образы, снижения стиля, пафос, концовка, заглавие, начертание и т.д. и т.д. …»

Владимир Маяковский не дает никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила.

Вывод группы № 1. Правило первое  и главное: стих должен быть злободневным. Оформление доски.

Группа 2. С чего начать писать?

«…Работа начинается задолго до получения, до осознания социального заказа. Предшествующая поэтическая работа ведется непрерывно.
Хорошую поэтическую вещь можно сделать к сроку, только имея большой запас предварительных поэтических заготовок.
Все эти заготовки сложены в   голове,  особенно  трудные — записаны.

Работа над этими заготовками проходит у меня с таким напряжением, что я в девяноста из ста случаев знаю даже место, где на протяжении моей пятнадцатилетней работы пришли и получили окончательное оформление те или иные рифмы, аллитерации, образы и т. д.

Улица.
Лица У... (Трамвай от Сухаревой башни до Срет. ворот, 13 г.)
Угрюмый дождь скосил глаза,—
А за... (Страстной монастырь, 12 г.)
Леевой.
Левой. (Извозчик на Набережной, 17 г.)

Поэт каждую встречу, каждую вывеску, каждое событие при всех условиях расценивает только как материал для словесного оформления».

Вывод группы 2. Правило: собрать достаточное количество словесного материала. Оформление доски.

Группа 3. Как создать ритм стихотворения?

«…Я хожу, размахивая руками и мыча еще почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам.
Так обстругивается и оформляется ритм — основа всякой поэтической вещи, проходящая через нее гулом. Постепенно из этого гула начинаешь вытискивать отдельные слова…

…Ритм — это основная сила, основная энергия стиха. 

Поэт должен развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размерчики; ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих — это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая и именно только для этого конкретного случая годящийся. Так, например, магнитная энергия, отпущенная на подковку, будет притягивать стальные перышки, и ни к какому другому делу не приспособишь…»

Вывод группы № 3. Правило: нужно уловить ритм будущего стиха. Оформление доски.

Группа 4. Что является основой стихотворения?

«…Некоторые слова просто отыскивают и не возвращаются никогда, другие задерживаются, переворачиваются и выворачиваются по нескольку десятков раз, пока не почувствуешь, что слово стало на место (это чувство, развиваемое вместе с опытом, и называется талантом). Первым чаще всего выявляется главное слово — главное слово, характеризующее смысл стиха, или слово, подлежащее рифмовке. Остальные слова приходят и вставляются в зависимости от главного. Когда уже основное готово, вдруг выступает ощущение, что ритм рвется — не хватает какого-то сложка, звучика. Начинаешь снова перекраивать все слова, и работа доводит до исступления. Как будто сто раз примеряется на зуб не садящаяся коронка, и наконец,  после сотни примерок, ее нажали, и она села. Сходство для меня усугубляется еще и тем, что когда наконец эта коронка «села», у меня аж слезы из глаз (буквально) - от боли и от облегчения…»

Вывод 1: нужно найти главное слово и составить первое четверостишие.

«…Первое четверостишие определяет весь дальнейший стих. Имея в руках такое четверостишие, я уже прикидываю, сколько таких нужно по данной теме и как их распределить для наилучшего эффекта. Тема большая и сложная, придется потратить на нее таких четверостиший, шестистиший да двухстиший-кирпичей штук 20—30.

Наработав приблизительно почти все эти кирпичи, я начинаю их примерять, ставя то на одно, то на другое место, прислушиваясь, как они звучат, стараясь представить себе производимое впечатление.

Имея основные глыбы четверостиший и составив общий архитектурный план, можно считать основную творческую работу выполненной…»

Вывод 2: после подбора нужных рифмовок составить основу стиха.

Выводы группы № 4. 1. Нужно найти главное слово и составить первое четверостишие. 2. Составить основу стиха. Оформление доски.

Группа 5. Как создать поэтическую вещь?

«Далее идет сравнительно легкая техническая обработка поэтической вещи.
Надо довести до предела выразительность стиха. 
…К технической работе относится и интонационная сторона поэтической работы.
Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращен. 
Надо в зависимости от аудитории брать интонацию убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую.
Так, например, печатный текст говорит немного безразлично, в расчете на квалифицированного читателя:
Надо вырвать радость у грядущих дней.
Иногда в эстрадном чтении я усиляю эту строку до крика:

Лозунг:
            вырви радость у грядущих дней!

Поэтому не стоит удивляться, если будет кем-нибудь и в напечатанном виде дано стихотворение с аранжировкой его на несколько различных настроений, с особыми выражениями на каждый случай».

Вывод группы 5: выбирать интонацию в зависимости от аудитории. Оформление доски.

Группа 6. Каков вид стихотворения?

«Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение.
Раздел строчек часто диктуется и необходимостью вбить ритм безошибочно, так как наше конденсированное экономическое построение стиха часто заставляет выкидывать промежуточные слова и слоги, и если после этих слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвется.

Вот почему я пишу:
Пустота...
                Летите,
                            в звезды врезываясь.

«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж. «Летите» стоит отдельно, дабы не было повелительного наклонения: «Летите в звезды», и т.д.

В  концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха. Иногда весь стих переделываешь, чтобы только была оправдана такая перестановка…»

Вывод группы 6: необходимо вложить в заготовку стиха верную интонацию, причем на письме ее нужно оформить лесенкой.  

IV. Афиширование

Общий вывод (листы расположены на доске).

  • Стих должен быть злободневным.
  • Стих не обязан подчиняться неким общепринятым правилам.
  • Вы должны собрать достаточное количество словесного материала.
  • нужно уловить ритм будущего стиха.
  • Нужно найти главное слово и составить первое четверостишие.
  • После подбора нужных рифмовок составить основу стиха.
  • Необходимо вложить в заготовку стиха верную интонацию, причем на письме ее нужно оформить лесенкой. 

Слайд 21. (примерная схема выводов, оформленных на доске).

В итоге автор статьи помог нам  выявить семь основных правил написания стиха.

Используя соединительные линии между первой записью и вашими выводами, покажите, что действительно футуристы оказали достаточно большое влияние на формирование эстетических взглядов поэта и его дальнейшее творчество.

V. Творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы

Слайд 22.

Назовём это  «В диалоге с мастером» или «Попробуй».

Теперь  попробуем, пользуясь этими правилами, создать коллективное произведение, немного приблизиться к манере В.Маяковского. Воспользуемся продуктом совместной деятельности по теории для практических действий.

Начнем с выбора темы. Учащиеся называют слова на «злободневную» тему: последний звонок, мел, доска, мальчишка, урок, школа, парта, обед, экзамены, выпускной, поступление…

Словесный материал. Пишем все, что произносят ученики.

Итак, посмотрим:

Последний звонок, строг.
Мел, смел, надоел.
Доска, краска, тоска.
Мальчишка, книжка.
Парта, Марта.

Что касается ритма. Мне бы хотелось, чтобы похоже было на «… выкрик…».  

Еще. Постарайтесь добиться неравномерного, но четкого ритма (ссылка на слайд 27): представьте, что вы шагаете по лестнице не равномерно, а беспорядочно, то есть иногда перешагивая через ступеньку, а иногда и через две.

Идем дальше. Главное слово возьмём «звонок».

Запишем ряд ассоциаций:

прощание, весна, любовь, экзамен.
Звонок прозвенел, прорычал, прозвучал.
Коты свихнулись в этом марте, влюбились черти, как и я.
Прощай, поцелуй, на задней парте.

Есть сравнение, эпатажная лексика присутствует. Да, конечно рифмы ноль,  но смысл у четверостишья есть. Придется поработать. Составляем основу стиха из подбора рифмовок. Выбираем интонацию, отображаем её лесенкой. Разбиваем так, чтобы был ритм и смысл. Попробуем, что получится.

VI. Результат совместного творчества

Слайд 23.

Прочесть созданное стихотворение в стиле В. Маяковского.

Звонок прозвенел,
                      прорычал,
                                 прозвучал
Последний.
           И в нём все дело.
Сейчас
        К  доске выбегу
                           и  напишу мелом:
«Прощай всё,
               что сейчас мне надоело»…

(Для примера приведено начало созданного на уроке стихотворения).

Слайд 24. Понравилось вам ваше творчество? Что об этом мог сказать В.Маяковский? Слайд «Пропустить».
Чем для нас примечателен и дорог творческий облик В.В. Маяковского? Много об этом говорят и пишут. Его роль в советском искусстве и в жизни советского народа как "агитатора, горлана, главаря" общеизвестна и заслуживает всеобщего уважения.   Вы знаете, что для Маяковского характерен широчайший диапазон тематики. Но в работе над любой темой, большой или самой маленькой, требования к себе у него были всегда самые высокие.

VII. Подведём итоги

 Что вы для себя приобрели на этом уроке? Достигли ли целей, поставленных для себя, класса? Каков ваш личный вклад в достижении цели?  
- Было ли интересно?

- Что больше всего запомнилось?

- Выразите свое отношение к поэзии Маяковского, используя знаки «!», «?». Что означает ваш выбор?

Слайд 25. «Выберите лестницу, которая отражает ваше познание творчества В. Маяковского». Чтобы вы дополнили к изображённому?

VIII. Домашнее задание

Слайд 26.

1. Для сдающих ЕГЭ и для творческих: написать поэтическую стилизацию  по В.В. Маяковскому (тема свободная).

2. Для всех. Прием гротеска для изображения реалий времени в стихотворениях «О дряни», «Прозаседавшиеся».

Пожелания. Впереди перед вами серьёзный шаг. Выбор. Хочу, чтобы ваши знания пригодились вам не только на экзаменах по русскому языку и литературе, но и в речи, яркой  и индивидуальной.

Заканчивая урок, я прочитаю для вас строки из стихотворения коллеги в стиле В. Маяковского. Автор: Спасибенко Ольга Евгеньевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №22 Ростовской области, города Волгодонска.

…Как душа моя
                       рвется к вам,
                                      поздравить,
                                                  обнять бы ручищами,
Но нет,  нельзя.
                     Ведь я
                                   и здесь
                                               грязь чищу.
Грусть
                прогоните,
                                       лицо
                                               разулыбьте,
Живите достойно,
                           а не так и не сяк,
С пути
                Не сворачивать!
                                         Твёрдо держите шаг!..

VIII. Использованные ресурсы

1.https://yandex.ru/video/search?text=%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0%20%D0%BD%D0%B8%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%8C%20%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%83%20%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%BC&path=wizard&noreask=1&filmId=16280908443961111905&reqid=1497829302811212-17088155824351621329208894-sas1-5638-V
Фрагмент из фильма «Когда я стану великаном». Киностудия им. М.Горького (Ялтинский филиал), 1978 год, режиссёр Инна Туманян.
2. https://infourok.ru/material.html?mid=187177

Конспект урока. Тема: «Футуризм В. В. Маяковского».
3.https://docviewer.yandex.ru/view/151811666/?*=V7xFyCGEMImtRWsnOFomRy7PoU97InVybCI6Imh0dHA6Ly9iYW5rLm9yZW5pcGsucnUvVGV4dC90MzdfMjkuZG9jIiwidGl0bGUiOiJ0MzdfMjkuZG9jIiwidWlkIjoiMTUxODExNjY2IiwieXUiOiIyNzc5MjM3OTUxNDk3NDE1NDQxIiwibm9pZnJhbWUiOnRydWUsInRzIjoxNDk3NDM0MTg4NTk1fQ%3D%3D&lang=ru
Смирнова Е.В. Информационно-педагогический модуль по проблеме «Педагогические мастерские на уроках литературы в 11 классе».
4. http://for-te.ru/1/4_1.html 
Г.С. Скрипов. Об основных достоинствах стиха Маяковского.
5. http://for-te.ru/2/19_1.html
Автор: Валерий Градович (torpedozd@front.ru) Версаль. Стихотворение в стиле Маяковского: реально ли это?
6. https://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/poetry/15423.html
Спасибенко Ольга Евгеньевна «Напутственное слово поэта Владимира Маяковского выпускникам 21 века»
7. http://stihi-rus.ru/1/Mayakovskiy/200.htm
«Как делать стихи»  В.Маяковский