Повышение интереса обучающихся к занятиям по русскому языку

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Не секрет, что в последнее время снижается интерес обучающихся к русскому языку, которые не видят необходимости в получении этих знаний, так как считают, что это неинтересно и в современный компьютерный век (программы в ноутбуках, планшетах, мобильных телефонах исправляют любые пунктуационные и орфографические ошибки) нет необходимости в этих знаниях.

Как вернуть интерес обучающихся к изучению русского языка, и сделать это обучение не мучением, а неотъемлемой частью образовательного процесса?

Учение должно быть довольно увлекательным, живым делом, если строить его на интересе, чувствах, красоте и игре не только в начальной школе, но и даже в студенческой аудитории. Сам процесс обучения станет насущной необходимостью, если и преподаватель, и обучающиеся равны в процессе познания, они сотворители учебного процесса. В этом могут помочь неожиданные вопросы, возникающие у них в процессе познания, совместные попытки ответить на эти вопросы в ходе совместной беседы, разговора, совместные задания логического и развивающего характера, провокационные вопросы-задания, упражнения необычного характера.

Разработанные нами задания, упражнения, вопросы заставляют задуматься, поспорить, выбрать правильный вариант решения. Эти варианты работы можно проводить фронтально, по группам разного наполнения и индивидуально непосредственно в учебном процессе или на дополнительных занятиях по русскому языку.

Все они приобщают обучающихся к активной умственной деятельности, вырабатывают умение выделять главные, существенные свойства, развивают представления об окружающих предметах, явлениях, умение видеть, наблюдать, замечать необычное в обычном, делать логические умозаключения, предусмотрены  задания творческого характера, для решения которых требуется проявить творческое воображение, смекалку, оригинальность, фантазию [1].

Назметдинова И.С. и Столярова С.С. предлагают следующие задания:

1. На доске написали слова:   БРЕД     СМЕЛОСТЬ     ПОКЛОН.

У белого и зеленого слов одинаковая третья буква, у зеленого и голубого – четвертая. Какое слово голубое? (поклон)
Объясните значение этих слов, придумайте с ними предложения, подберите пословицы или вспомните сказку, рассказ, притчу на любое из слов.

2. Запомните слова. Нарисуйте единую словесную картинку из этих слов.

ПЕРО, ГОРА, ДЕРЕВО, ЗАМОК, ТУЧА, СТЕКЛО, ПТИЦА, ЗАЯЦ, КАПЛИ.

3. Игра на наблюдательность «Поиск предметов».

Разделиться на команды, в течение 10 минут команды записывают как можно больше предметов, начинающихся с буквы ….(любая по выбору).

4. Решите головоломку. Объясните фонетическое своеобразие данных слов.

слайд

*О**

*О*О*

*О*О*О*

мост 

голос

колосок

зонт

горох

городок

5. Придумайте сказку про трех поросят Наф-Нафа, Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а волк добрый и доверчивый. Напишите сказку в разных стилях и типах речи. А, может быть, у вас получится притча?

6. Продолжите сказку. Используйте прямую, косвенную речь.

«Жил-был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над тем, что он такой маленький. Больше всего смеялась одна муха. Среди мух она была самая большая. И вот, однажды муха села на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…..»

7. Найдите лишнее слово, решив слова-перевертыши. Напишите сочинение-рассуждение о выборе ответа. Создайте словарную статью с каждым их блоков.        

1.

ЛАРУХГЬ (глухарь)  
ЛОБУГЬ (голубь)
ТЯБЕРС (ястреб)
БОВОРЕЙ (воробей) 
ЛОСЕВОЙ (соловей) 

2.

ФЕТДЕК (дефект)
ЗЯНЪИ (изъян)
ДЕНЁТОЧ (недочет)
ДАНЕСТОТКО (недостаток)
ДАЛЕИ (идеал)

3.

ЖДАВАР (вражда)
ЛДОХО (холод)
ЖДАЖА (жажда)
ЖДАУН (нужда)
ЛДОГО (голод)

8. Найдите общий конец  или общее начало для слов.


Ответ: (карь)

Ответ: (кан)

Ответ: (ром)

9. Вертолина. Найдите букву, чтобы получилось слово. Определите правила правописания найденных слов. Проведите разные виды разбора этих слов.

1.

 С

Т

 Р

 А

 

 А

Ц

 ?

Н

 

 

 


Ответ
: (И) страница

2.

 ?

Р

Е

А

 

 Щ

К

Т

Ё

 

 

 


Ответ: (Т) трещётка

3.

?

А

Б

Т

 

Ь

Р

Е

Л

 

 

 


Ответ: (С) стрельба

10. Найдите две фразы близкие по смыслу. Напишите сочинение, эссе, репортаж, используя любую из фраз.

1.

А) Жить по часам
Б) В один присест
В) Одним махом
Г) Один в поле не воин (Б,В)

2.

А) Сгущать краски
Б) Делать из мухи слона
В) Как сонная муха
Г) Вгонять в краску (А,Б)

3.

А) Вести честную игру
Б) Играть со смертью
В) Быть хозяином своей судьбы
Г) Играть по правилам. (А,Г)

11. Игра «Наборщик».  Используя буквы из данного слова,  наберите как можно больше маленьких слов - имён существительных, повторять буквы и вносить новые нельзя.

Например, «СТАБИЛЬНОСТЬ»

Ответ: стол, столб, стон, табло, лоб, ноль, сталь, бал, стан, наст и т.д.

Попробуйте объединить полученные слова в едином тематическом блоке, предложив разные виды текстов.

12. Слова в прятки. Найдите животное  между строчек.

  1. ВЕСНА ПРИШЛА. СКАКАТЬ И ПРЫГАТЬ ТАК ОХОТА!

Ответ: ласка

  1. ПРИТИХ КАМЫШ, МЕЛЬКНУЛА ПТИЦА.
  2. ВСЁ СПИТ, НИЧТО НЕ ШЕВЕЛИТСЯ.

Ответ: шмель

Какие правила здесь спрятались? Обоснуйте свой ответ.

13. Решите анаграммы. Определите лексико-грамматические разряды, грамматические категории имён существительных.

КАМЫШ (мышка)
КРОНА (норка)
БАНКА (кабан)
МОШКАРА (ромашка)
КОЛОС (сокол)

14. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Определите лексико-грамматические разряды, грамматические категории имён существительных.

  1. ЛА (…) МЬЯ
  1. ответ: (ска)
  1. ЗА (…) ОДА
  1. ответ:  (бор) 
  1. КРЕД (...) ОГ
  1. ответ: (ит)   
  1. СО (..) КВА
  1. ответ:  (ты)
  1. РО (…) ЕХА
  1. ответ: (пот)

Таким образом, данные задания можно использовать в разных возрастных группах обучающихся, с разным уровнем владения русским языком и с разными интеллектуальными навыками.  Использование подобных заданий развивает пытливость ума, приучая обучающихся рассуждать, доказывать, соглашаться и принимать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения, осмысливать материал, разносторонне рассматривать различные языковые явления, и тем самым закладывает основы успешной мыслительной деятельности, развивает речь, умение сосредотачиваться на объектах, запоминать необходимый материал, а следовательно, вызывает интерес к русскому языку.

Cписок литературы

  1. Назметдинова И.С., Столярова С.С. Учебный диалог в образовательном процессе как основа обучения. / The childhood, adolescence and youth in a context of scientific knowledge: materials of the VI international scientific conference on April 25–26, 2016. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2016.