Классный час на тему "Что такое толерантность?"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: проведение классного часа, посвященного Международному дню толерантности.

Задачи:

Образовательная:
1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
3. Познакомить со словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ и его значением.

Развивающая:
1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:
1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
2. Подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на счастье, что необходимо проявлять дружбу и уважение к любому народу.
(звучит песня «Я, ты, он, она»…» ).

Учитель:

- Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. Наши предки… В каждом из нас их частица, а потому, найдя свои истоки, можно узнать все о них. Начнем все по порядку. Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды.

1 ученик:

- Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок – это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились неприятного бледно-розового цвета. Так появились европейцы.

Учитель:
- Конечно, люди не только создавали подобные легенды. Существует наука антропология, изучающая происхождение и изменения физического типа человека. А почему люди говорят на разных языках?

2 ученик:

- По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Учитель:

- У нас, в Астраханской области, проживают около 146 национальностей и этнических групп.  Давайте посмотрим на одноклассников и узнаем, ребята каких национальностей обучаются в нашем классе. (Русские, армяне, дагестанцы, казахи, татары. Каждый из перечисленных представителей национальности говорит приветствие на родном языке).

Учитель:

Подумайте и скажите, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля.

(На доске прикреплен лист, на котором изображены контуры человека).

Мы не знаем, где живет этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек (записать качества на листе).

Учитель:

– Я попрошу встать девочек. Какие вы сегодня нарядные, какие красивые.

– А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.

– Прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы.

– А теперь встаньте, у кого светлые.

– Вы заметили, ребята, какие все мы разные, но мы вместе, и мы все равные. Мы живём в одной стране, ходим с вами в одну школу, отмечаем вместе праздники, любим конфеты и мороженое. Очень важно, чтобы все люди были дружны!

Учитель:

– Вот видите, мы все разные. Но мы вместе, а почему?

3 ученик:

Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

Учитель:
- Какие качества человека вы услышали в стихотворении?
Продолжите пословицы и откроется слово, которому присущи все эти качества:

Доброе слово лечит, а … (злое калечит)       

    -ТО

Друг познается… (в беде)                            

       -ЛЕ

Худо тому, кто добра … (не творит никому)

    -РАНТ

Что посеешь, то и (пожнёшь)                        

     -НОСТЬ

- Это слово возникло очень давно и есть в каждом языке.

4 ученик:

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.    Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Учитель:

- Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в английском – готовность быть терпимым;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.

Толерантность часто называют терпимостью, но  это не значит, что,  ударив по левой щеке, мы должны подставлять правую щеку. Толерантный человек – это человек, умеющий принять другого, и уважаемый за это. Толерантность – милосердие, сострадание, уважение других, прощение, сотрудничество.

Учитель:

– Вот так же и люди. Снаружи – все разные, а внутри – одинаковые: ранимые. И все мы хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

Ученики:

Что ж такое толерантность? Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение к мнению не только своему.
Видеть боль чужую я, по-моему, уже могу.
Дам монетку нищему, пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу, злобу в класс я не пущу.
Если ты к друзьям терпим, выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов ты всегда прийти на помощь.
Веришь в чудо, доброту. Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь, младших ты не обижаешь.
Значит, не зря все говорят, что ты толерантен.
Оставайся им всегда и будь еще галантен.
Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Учитель:

– Ребята, я вам приготовила подарок – принесла вам цветок толерантности (в руках цветные бумажные лепестки, протягиваю детям и роняю).
– Ой, он рассыпался. Помогите мне, пожалуйста, его собрать.

(Дети собирают лепестки со словами).

– Какие лепестки подходят к цветку толерантности?

Сострадание, милосердие, доброта, злость, грубость, драка, понимание, уважение,  доброта души, дружба, терпение, война, ссора, вежливость, единство, вражда. (Подчеркнутые слова не подходят).

– А оставшиеся лепестки почему не подходят? (это не толерантные слова).

– Наш цветок получился красивый и разноцветный, такой же как и все люди – мы разные, но мы вместе.

Учитель:

- Давайте проверим, насколько мы толерантны.  Я называю ситуацию, предлагаю два варианта ответа, вы выбираете наиболее близкий для вас.

 Младший брат сломал твою игрушку.
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его. 

Ты поссорился со своей сестрой.
1. Ты попытаешься объясниться с ней.
2. Ты обижаешься и мстишь.  

С тобой поступают жестоко.
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.

Ты недоволен собой.
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.

Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1.  Ты идешь с ними гулять.
2.  Ты устраиваешь истерику.

Дети считают.

– Если больше ответов №1, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.

- Если больше ответов №2. Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то мог бы стать более счастливым!

Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же нужно сделать, чтобы наш класс, наша школа, наш город стал планетой толерантности?

5 ученик: Китайская притча «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал, что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь; 
  • прощение; 
  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Учитель: И в завершение хочу вам пожелать: Будьте добрыми и человечными и относитесь, друг к другу так, как хотелось, чтобы другие относились к вам.

Просмотр видеоролика «Давайте дружить».