Грибы: их многообразие и значение. 5-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (431 кБ)


Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5 класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами,  рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал.

Тип урока: Комбинированный урок с элементами следующих модулей: ИНМ. изучение нового материала; ЗТМ закрепление, тренинг – минимум, семинар-практикум.

Цель урока: сформировать знания о грибах, как об организмах самостоятельного царства живой природы.

Планируемый результат:

  • Научиться устанавливать черты сходства и различия грибов с растениями и животными, знать внешнее строение тела гриба, называть его органы.
  • Определять место представителей царства Грибы среди эукариот.
  • Называть знакомые виды грибов.
  • Характеризовать типы питание грибов.
  • Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, приводить их примеры.

Задачи урока:

  • Обучающая - изучить общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные).
  • Развивающая - развивать произвольное внимание, память, умение сравнивать, анализировать, выделять главное, проявлять познавательную  инициативу учащихся, находить необходимую информацию по изучаемой теме.
  • Воспитывающая - стимулировать стремления к интеллектуальному развитию; воспитать культуру общения учащихся при работе в группах, прививать любовь и бережное отношение  к природе, а также интерес к ее изучению.

Применяемые технологии и методы: Элементы модульно-блочной технологии. Частично-поисковый и проблемный методы обучения.

Формы обучения: Работа в группах.

Оборудование: муляжи грибов,  Самые распространенные съедобные грибы, карточка-определитель, таблица «Строение тела шляпочного гриба», компьютер, презентация с тестовыми заданиями, рабочие листы.

Ход урока

1. Мотивация  к учебной деятельности.

Ребята, на урок я пришёл с вопросом, он касается живых организмов, которых мы будем с вами изучать. Эти живые существа не перестают удивлять научное сообщество, постоянно предлагая ответить на вопрос: Кто же они такие? К какому царству относятся? К растениям, животным, а может быть к грибам или микроорганизмам? Ответить на эти вопросы не просто, по целому ряду причин.

Во-первых  эти организмы очень похожих друг на друга.

Во-вторых их сложно отличать по каким-либо признакам и поэтому трудно определить что ты на самом деле нашёл.

В-третьих, они  первоначально были отнесены к растениям, а потом к животным и, только, в XIX веке  специалисты предложили выделить их в особое царство.

И вот загадка для вас.

Найти меня бывает сложно,
Часть тела в почве видеть можно,
Другая, над землёй открыта,
И  сверху шляпкою прикрыта.

Заслушать ответы учащихся (Слайд №3)

Учащиеся называют тему урока и записывают в тетрадях, а учитель -  на доске.

Здесь срабатывают регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка темы урока).

Органично вписываются в схему коммуникативные УУД:  формирование умения слушать и понимать речь учителя.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.

Ребята, а что вы знаете о грибах из курса «Окружающий мир»? (дети отвечают на вопрос)

Какие задачи стоят  перед нами, для успешного изучения сегодняшней темы? Определим основные вопросы урока.  (Учитель совместно с учащимися определяет задачи урока)

Эти задачи,  мы сформулировали для того  чтобы раскрыть общие особенности организации грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные). В связи с этим, нам потребуется научиться находить необходимую информацию, воспитать культуру взаимопонимания и общения при работе в группах,  развивать  внимания и память, познавательные интересы и инициативу – это задачи нашего урока. (Слайд №4)

3. Построение алгоритма изучения нового материала (цель и тема, способ, план, средство)

Ребята, предложите свои варианты изучения биологии грибов.

Грибы мы будем изучать по определенному  плану.

Учащиеся вместе с учителем составляют план.

Записывают в тетрадях.

1) многообразие видов, знакомые виды грибов.

2) внешнее строение тела гриба, его части, способы размножения

3) признаки, сходство гриба с растениями и животными

4) типы питания, «сапротроф», «паразит», «симбионт», «хищник», грибокорень  

5) роль в природе и в жизни человека

Построение такого плана предоставляет возможность  реализовать с учащимися различные УУД  (Слайд №5)

4. Организация учебной работы в ходе урока.

Для работы мы разделимся на 5 групп и каждая группа в ходе работы может пользоваться  карточкой-определителем  "Самые распространенные съедобные грибы". Таблицей «Строение тела шляпочного гриба»),  На экране каждая группа найдет  вопрос для неё. Ребята, Вопросы для  групп – это пункты нашего плана. (Слайд №6)

Здесь закладываются познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, находить и использовать нужную информацию.

Формирование умения владеть смысловым чтением.

5. Первичное закрепление учебного материала.

После предварительной подготовки представитель от каждой группы отвечает на  вопрос для группы, остальные учащиеся дополняют представителя группы.

По ходу ответа все учащиеся делают краткие записи в тетрадях.

Примерные ответы учеников

1. Около 100000 видов, наука – микология, низшие и высшие грибы, перечисляют 2-3 вида знакомых грибов, показывают грибы на муляжах.(Слайд №7).

2.  Рисунок гриба с обозначениями, размножение бесполое и половое.

Признаки растений:

  • наличие хорошо выраженной клеточной стенки,
  • подвижность в вегетативном состоянии,
  • размножение спорами,
  • неограниченный рост,
  • поглощение пищи путем осмоса.

Признаки животных:

  • гетеротрофность,
  • наличие в клеточной стенке хитина,
  • отсутствие в клетке пластид и фотосинтезирующих пигментов,
  • накапливание гликогена как запасного вещества,
  • образование и выделение продукта жизнедеятельности – мочевины

Грибы-гетеротрофы всасывают органические вещества поверхностью гифов. Грибы - сапротрофы питаются органическими соединениями мертвых организмов. Грибы-паразиты используют для питания живые ткани организма хозяина. Грибы-хищники - отличительной чертой этой своеобразной группы является особый способ питания - хищнический. Грибы ловят и умерщвляют микроскопических животных с помощью специальных ловчих аппаратов. Грибы-симбионты   живут во взаимополезном сожительстве с зелеными растениями. Симбиоз шляпочных грибов с деревьями — срастание гифов грибов с древесными корнями и образование грибокорня (микоризы)

Грибы играют большую роль в круговороте веществ в природе, в разложении остатков животных и растений, попадающих в почву, образовании в почве органического вещества, повышении плодородия почвы.

Одно из выдающихся достижений ХХ века - открытие антибиотиков. Первый антибиотик, получивший широкое применение в практике, был пенициллин - продукт жизнедеятельности одного из видов грибов - пенициллов. В медицине широко применяют препараты из спорыньи. При помощи гриба черной плесени в промышленном масштабе получают лимонную кислоту. Дрожжевые грибы имеют огромное значение, их используют при пивоварении, хлебопечении, виноделии.

В ходе закрепления реализуются коммуникативные УУД, основанные на   формировании умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД, основанные на правильном выборе критериев оценки учащимися в ходе совместной работы с учителем. 
Познавательная информация о лекарственных свойствах грибов, предоставляется учителем в виде краткого сообщения.

Первый антибиотик был открыт в 1928 г. А.Флемингом, а десять лет спустя  Г.Флори, его коллеги из Оксфордского университета выделили чистый пенициллин, производство которого было развернуто в США во время второй мировой войны. В 1945 г. Г.Флори, А.Флемингу и Э.Чейну была присуждена Нобелевская премия за открытие пенициллина и выделение его в чистом виде. Это открытие позволило спасти миллионы жизней раненым в ходе боевых действий в годы второй мировой войны. Но не только как лекарственное средство получил свою известность пенициллин. В сыроварении он оказался неоценимым средством по своим вкусовым качествам. Некоторые пенициллы придают специфический запах и вкус известным во всём мире сортам сыра рокфор и камамбер.

6. Самостоятельная работа ЗТМ (закрепление – тренинг - минимум) с самопроверкой

Выполните тест (задания на слайдах 1-5), проверьте свои ответы (слайд 6)

А1. Грибы питаются: 
1 – только путём фотосинтеза;            
2 – готовыми органическими веществами;   
3 – только органическими веществами живых организмов;
4 – только поселяясь на продуктах питания.

А2. Грибы размножаются:
1 – спорами;           
2 – семенами;           
3 – частью корня;            
4 – частью стебля.

А3. Грибы не способны к фотосинтезу, потому, что:
1 – они живут в почве;                                                     
2 – не имеют хлорофилла;
3 – паразитируют на других живых организмах;          
4 – имеют небольшие размеры

А4. Грибы-паразиты:
1 - образуют на свету органические вещества;    
2 – поселяются на продуктах питания;
3 – поселяются на других живых организмах;
4 – питаются готовыми органически веществами.

А5. К какой группе грибов относится мукор:
1 – сапрофиты;           
2 – паразиты;              
3 – ядовитые;              
4 – съедобные.

В ходе работы отрабатываются личностные УУД, позволяющие осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы, а также познавательные УУД, основанные на овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное, анализировать. (Слайды № 8, 9, 10)

7. Такой модуль как ЗТМ можно считать отчасти универсальным, так как он позволяет осуществлять, в том числе и рефлексию, позволяя ответить на главные вопросы.

  • Почему грибы нельзя отнести к царству растений?
  • Почему грибы хотели отнести к царству животных?
  • Почему выделили в особое, самостоятельное царство?
  • Какое строение имеет большинство грибов? Что такое гифы?
  • Кем являются грибы по способу питания? Почему вы так решили? Свой ответ поясните.
  • Каково значение грибов в жизни человека? Какие съедобные грибы вы знаете? Приведите 3-4 примера. (Слайд №11)

8. Подведение итогов занятия.

На этом разрешите закончить наш урок.

Пожалуйста,  выставите себе оценки (по пятибалльной системе) в рабочий лист. Затем отдайте рабочий лист командиру группы, чтобы он также выставил вам оценку за работу в группе.

Для выставления оценки в журнал сдайте рабочие листы учителю.

При подведении итогов реализуются как личностные, так и регулятивные УУД: контроль, коррекция.

Домашнее задание.

  1. Параграф 13, 14, стр.57-67.
  2. Подготовить сообщение “Увлекательный мир грибов”.

Урок закончен. Всем спасибо.

Литература

1.  Биология: 5 класс//И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Биология: 5 класс: Методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова, - М.: Вентана-Граф, 2013. – 80 с.

3. Поурочные разработки по биологии. 5 класс. – 2-е издание : В / Ю.И. Константинова, - М.: ВАКО, 2016. – 128 с.

4. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобразовательных учреждений – М.: Мнемозина 1998. - 99 с.

5.  Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы / Е.А.Солодова. М.: Вентана-граф, 2016. – 160 с.