Методическое обеспечение социально-педагогической деятельности образовательной организации по реализации прав обучающихся с ОВЗ на профессиональное самоопределение и успешную самореализацию

Разделы: Социальная педагогика


Федеральный закон от 29.12.2013 №273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” определяет воспитание – как деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [статья 2, п.2].

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы предполагает:

“социальную ориентированность мероприятий, связанных с  обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями  здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп  населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования”

В стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга “ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА 2020” указано на “обеспечение полноценных условий взросления, социализации всех контингентов детей независимо от социального и этнического состава” в направлении стратегии “РАВНЫЕ И РАЗНЫЕ” выдвинуто требование о создании равных условий получения качественного образования каждым ребенком при разных стартовых возможностях

В обращении президента к Федеральному собранию от 03.12.2015 указывается на необходимость обеспечения “равных возможностей для успешного жизненного старта”.

Программа воспитания и социализации обучающихся, входящая в требованиях ФГОС также должна быть направлена на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда.

Данная программа должна обеспечить:

  • формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;
  • овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;
  • развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;
  • приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
  • создание условий для профессиональной ориентации обучающихся
  • систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;
  • сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы;
  • совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);
  • информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности
  • использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации (диагностика профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах)

В Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга специалисты методического объединения ответственных организаторов профориентационной работы образовательных организаций (заместители директоров по ВР, социальные педагоги, педагоги-психологи) осуществляют деятельность в следующих направлениях:

  • профессиональное просвещение (профинформация, профпропаганда, профагитация)
  • профессиональная диагностика (выявление интересов и способностей личности)
  • консультация (индивидуальная помощь в выборе профессии)
  • социально-профессиональная адаптация
  • профессиональное воспитание (формирование чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства)
  • професиональные пробы, мастер-классы.

В целях реализации защитно-охранной функции по защите прав и интересов детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в деятельности социальных педагогов присутствуют формы и методы работы с данными категориями обучающихся.

Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание указанной категории детей на основе вариативных подходов:

в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ (ч. 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ);

в отдельных классах (группах) для детей с ОВЗ (образовательный процесс организуется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида для обучающихся, воспитанников с ОВЗ);

совместно с другими детьми в обычных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях;

обучение на дому или в медицинских организациях для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, части 10, 11 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Обучение на дому может вестись по общеобразовательной программе, либо по программе для специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов;

дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Получение ребёнком с ОВЗ образования в условиях инклюзивного обучения означает, что такой учащийся (воспитанник) получает цензовое образование, сопоставимое по конечному уровню с образованием здоровых сверстников и в те же календарные строки. Ребёнок полностью включён в образовательный поток, осваивает основную образовательную программу (ФГОС) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. Основной задачей является создание в общеобразовательной организации специальных условий, при которых ребёнок с ОВЗ может реализовать своё право на получение образования.

На основании Закона РФ “Об образовании”, который трактует инклюзивное образование как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, социальные педагоги школ “сопровождают” данную категорию обучающихся, контролируя исполнение законодательства. Они участвуют в создании индивидуально ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, которые каждый раз должны быть модифицированы, индивидуализированы в соответствии с возможностями и особенностями данного ребенка.

В 2015-2016 учебном году для ответственных организаторов профориентационной работы образовательных организаций в методическом аспекте были показаны практические возможности осуществления инклюзивного образования, содействия в профессиональном самоопределении детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательной организации, предложены формы и методы работы специалистов как внутри учреждения, так и с социальными партнерами. На методических семинарах рассмотрены и прокомментированы материалы Национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, нового закона № 273“Об образовании”, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”. Обозначены функции и полномочия специалиста в рамках функциональных обязанностей, проведены следующие тематические семинары:

- Районный семинары “Задачи, направления деятельности и межведомственная координация работы социального педагога образовательного учреждения в 2015-2016 учебном году” (ГБОУ СОШ №241), “Возможности образовательной среды для самоопределения и успешной самореализации обучающихся”(19.10.2015 – ГБОУ СОШ № 245)

- Городской семинар “Инновационные образовательные технологии в современной школе: проектирование инклюзивной образовательной среды”(14.12.2015 – ГБОУ СОШ № 232) посвящался созданию модели совместного обучения детей с ОВЗ и с сохранным здоровьем и технология ее использования в общеобразовательной школе. Выступающие рассказали о практической интерпретации законодательных положений об инклюзии, методиках работы с детьми с ОВЗ в условиях личностно-ориентированной образовательной среды, провели два мастер-класса. Участники семинара обсудили проблемы социального партнерства и сетевого взаимодействия в обучении и сопровождении детей с ОВЗ, развитие профессиональной компетентности педагога, интеграцию инновационной и практической деятельности специалистов.

Специалисты района принимали активное участие в работе секции “Содействие трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательных организациях” IV городской научно-практической конференции “Образовательные вызовы современности: тенденции развития педагогического исследования”(СПб АППО). В рамках конференции обсуждались вопросы создания условий для расширения возможностей трудоустройства выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, а также актуальные проблемы разработки методических рекомендаций по оказанию содействия в поиске работы выпускникам образовательных организаций общего и профессионального образования.

Работа социальных педагогов по “сопровождению” детей с ОВЗ и интеграции детей-инвалидов в общество также реализуется в совместном проекте с Центром реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Адмиралтейского района “Уроки добра”, которые проводят в школах специалисты Центра. Благодаря таким урокам у здоровых детей появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. В 2015-2016 учебном году в 6 школах района было проведено 128 уроков, нравственный и воспитательный потенциал которых был высоко оценен педагогами.

В семинарах, посвященных профориентации и самоопределению обучающихся, в течение учебного года принимали участие специалисты СПб ГБОУ НПО “Профессиональный реабилитационный лицей”, которые предоставляли информацию о возможностях профессионального самоопределения и образования детей-инвалидов, что позволило давать грамотные консультации по формированию профессионального выбора и предпочтений как обучающимся так и родителям.

В текущем учебном году продолжается работа в данном направлении и в план включены следующие формы профориентационной деятельности:

- районные семинары и мероприятия

- реализация районного проекта “Школа добра и милосердия” (“Уроки доброты”, правовые занятия) - Сентябрь 2016 г.- май 2017, отв. ГБУ ДО ЦППС. ГБУ ЦСРИ, образовательные организации района

- ярмарка “Образование. Карьера. Досуг” - Октябрь 2016 г.

- семинар “Социальный театр как инновационная форма профилактики асоциального поведения несовершеннолетних” - 21 ноября 2016 г., ГБОУ школа №522

- городской семинар “Эффективные формы социально-педагогической и профориентационной деятельности социального педагога, направленные на успешную самореализацию обучающихся с ОВЗ” - январь 2017 г., ГБОУ школа №522

- ежемесячные совещания РМО организаторов профориентационной работы

- консультации по профориентации специалистов ГБУ ДО ЦППС

- городской этап Олимпиады по профориентации для учащихся коррекционных школ СПб (VII - VIII вида): “Мы выбираем путь” - Февраль 2017

- Городской конкурс по технологии “Юный мастер” для учащихся коррекционных школ (VII - VIII вида) - Апрель 2017

- совместные мероприятия по профориентации обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов с кафедрой профессионального образования СПб АППО в течение года по плану Комитета по образованию.