Урок на тему "Обобщающие слова при однородных членах предложения". 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • обучающая: расширение представления обучающегося об обобщающих словах при однородных членах; определение их роли в речи и использование в собственных высказываниях;
  • развивающая: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, отработка навыка построения схем, постановки знаков препинания;
  • воспитывающая: формирование эстетического вкуса, чувства прекрасного, любови к природе.

Планируемые результаты:

  • предметные:  изучение и закрепление знаний об обобщающих членах предложения и постановке знаков препинания при однородных членах; развитие творческих способностей обучающихся; расширение словарного запаса обучающихся; воспитание интереса к изучению предмета;
  • личностные УУД: профессиональное самоопределение, понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция;
  • познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать.

Форма: урок-закрепление изученного материала.

Этапы Деятельность учителя Деятельность обучающегося Время
1 Организационный момент - Здравствуйте! Садитесь.

- Запишите в тетради число, классная работа.

Оформление начала работы в классной тетради 2 мин
2 Сообщение темы и цели - Тема нашего урока “Обобщающие слова при однородных членах предложения”.

- Скажите, что вы должны знать и уметь по данной теме?

- Запишите тему урока.

Знать понятия: обобщающие слова, однородные члены.

Уметь: ставить знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.

2 мин
3 Словарная работа - Проверим домашнее задание. Дома вы повторяли слова с непроверяемой гласной в корне слова. Смотрим на экран, где даны слова. На месте точки нужно вставить пропущенную букву. Памятник, обелиск, традиция, идеал, стипендия, диплом, аттестат, директор, митинг, депутат, театр, режиссер, конгресс, карнавал, иллюминация, комиссия, троллейбус, пьеса, эксперимент 3 мин
4 Синтаксическая пятиминутка с творческим заданием - На экране записан алгоритм выполнения следующего задания. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия; дальше под цифрам прописаны ваши действия.

- Продолжите полученное предложение однородными членами.

- Составьте схему к данному предложению. Объясните.

1) из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу взять обстоятельство места. (в лесу)

2)добавить сказуемое из предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева. (поражает)

3)добавить подлежащее предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце. (всё)

В лесу поражает всё:...(трава, деревья, птицы)

4 мин
5 Работа со схемами - Перед Вами карточки со схемами, расскажите правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами и выберите на экране предложение, которому соответствует данная схема. 1)Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие. Например: Всё было серое: затуманенный лес, озеро, небо.

2)Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире. Например: Затуманенный лес, озеро, небо – всё было серое.

3)Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения – тире. Например: Всё вокруг: затуманенный лес, озеро, небо – было серое.

5 мин
Повторение правила - Прочитаем правило о знаках препинания при обобщающих словах в предложении с однородными членами.
6 Выборочное списывание - Прочитайте текст, выполните задание по карточке.

Текст:

Обстановка старого дома Тургеневых хранится в Орле. Богатая библиотека со старинными книгами, стол, за которым писал Тургенев, кровать, большая черная икона в серебряном окладе, будто бы пожалованная роду Тургеневых Иваном Грозным, - всё подлинное.

Задание на карточке:

1.Прочитайте текст. Подберите синоним к слову подлинное (истинное, настоящее).

2.Определите стиль и тип речи (художественный, повествование)

3. Выпишите предложение с однородными членами и обобщающим словом, расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Определите падеж однородных членов и обобщающего слова, каким членом предложения они являются.

4. Постройте схему предложения.

10 мин
7 Самостоятельная работа - Спишите предложения, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, постройте схемы. 1)Теплоход остановился в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.

2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена – впадают в Северный Ледовитый океан.

3)Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.

4)Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта - называют красным лесом. 5)На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи – везде была изморозь.

10 мин
8 Подведение итогов Сегодня на уроке мы хорошо поработали, повторили понятия: обобщающие слова, однородные члены. Повторили знаки препинания при обобщающем слове в предложении с однородными членами.   2 мин
  Оценивание - Оценки за словарную работу ....

- Оценки за самостоятельную работу вы узнаете на следующем уроке.

 
  Рефлексия   - Сегодня я узнал....

- Теперь я могу ...

- Мне понравилось ....

9 Домашнее задание Домашнее задание по выбору:

Составьте тест из 5 вопросов по теме: “Обобщающие слова при однородных членах предложения”.

Напишите сочинение-миниатюра “Природу нельзя трогать грубыми руками” (Е.Носов), используя обобщающие слова при однородных членах предложения.

  2 мин