Различные способы решения квадратных уравнений. 8-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: Квадратные уравнения, Способы решений квадратных уравнений


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Основные дидактические цели урока

  • организовать деятельность учащихся по применению обратной теоремы Виета; открытию  других устных способов решения квадратных  уравнений;
  • сформировать у учащихся навыки нахождения корней квадратного уравнения с коэффициентами, сумма которых равна 0;
  • организовать деятельность учащихся по нахождению неизвестных пока способов решения квадратных уравнений.

Метапредметные и личностные цели урока

  • организовать работу для самостоятельного изучения новых способов решения уравнений с использованием различных источников информации;
  • выстраивать позитивные отношения между учащимися в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • создавать ситуации, в которых  могут проявиться патриотические чувства обучающихся, гордость за свое Отечество.

Структура урока

актуализация знаний учащихся

  • мотивация
  • открытие новых способов устного нахождения  корней квадратного уравнения
  • работа в группах по изучению других новых способов решения квадратных уравнений
  • самостоятельная работа с само или взаимопроверкой
  • рефлексия (инсерт – прием критического мышления)
  • итог урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Здравствуйте.

В 2017 году мы отмечаем много знаменательных дат. И вот одна из них.
Пётр I издал указ о защите Отечества.

Здравствуйте.

Это было в феврале, а вот какого года вы узнаете, решив следующее уравнение:  x2 - 1708 x + 1707 = 0

Правильно. Действительно, в 1707 году Пётр I издал этот указ. И с тех пор прошло 310 лет. И в душе каждого россиянина живет любовь к Родине, к родной земле и чувство, что своё Отечество надо защищать.

Так как сумма корней 1708, а произведение 1707, то корни 1707 и 1 по теореме Виета. Формулируют теорему Виета.

А теперь решите следующее уравнение и узнаете, в каком году был создан Балтийский флот:

 x2 - 1713 x + 1712 = 0

Правильно, флот создан в 1712 году. В этом году отмечается 305-летие Балтийского флота. 

Аналогично, сумма 1713, произведение 1712, значит корни 1712 и 1. Значит, в 1 712 году.

А теперь рассмотрим следующее уравнение:

Устно решить нельзя.

Сформулируйте причины затруднений?

Произведение и сумма корней – дробные числа и подобрать  корни трудно.

А если я скажу, что один из корней, совпадает с корнями предыдущих уравнений.

 2x2 - 9 x + 11 = 0

Тогда 1 и -5,5.

Цель: способствовать углублению знаний при проведении исследовательской работы

Есть какие-то, наверное, другие удобные способы решения некоторых квадратных уравнений. Сегодня мы попробуем их открыть. Что для этого надо делать?

Обращают внимание на  коэффициенты квадратного уравнения, замечают некоторую закономерность. 

Предлагаю выдвигать гипотезы о закономерностях, связанных с коэффициентами

 x2 - 1708 x + 1707 = 0

 x2 - 1713 x + 1712 = 0

 2x2 - 9 x + 11 = 0

Уравнения, и приведенные, и неприведенные, коэффициенты, и положительные, и отрицательные. В первых двух свободный член был одним из корней, но в третьем – нет. Постепенно, приходим к выводу, что сумма коэффициентов равна 0.

Давайте проверим это предположение, попробуйте составить уравнения, обладающие этим свойством.

12x2 - 9x – 21= 0

–2x2 - 9x –7 = 0

Является ли 1 корнем?

Да.

Кто может сформулировать правило?

Если сумма коэффициентов квадратного уравнения равна 0, то один из корней, равен 1. А второй определяется по формуле х = c/a.

Цель: содействовать развитию личностного интереса обучающихся к изучению темы, способствовать развитию у учащихся умений сравнивать познавательные объекты,  добывать новые знания,  общаться в группе.

Возможно, есть и другие виды квадратных уравнений, которые решаются устно. Рассмотрим слайд.

Надо проверить, а что будет, если второй коэффициент равен сумме первого коэффициента и третьего.

Составьте и решите уравнения, обладающие данными свойствами. Чтобы была возможность обсудить работу, давайте выполним ее в парах.

1) x2 - 12 x – 13 = 0, корни -1 и 13
2) x2 + 12 x + 11 = 0, корни -1 и  -11

Какие выводы можно сделать после решения предложенных уравнений?

Если второй коэффициент  равен сумме первого и третьего, то один из корней уравнения равен -1, а второй определяется по формуле х = –c/a.

Попробуем закрепить полученные знания. Если вы решите уравнение, то узнаете, в каком году родился выдающийся военноначальник Василий Иванович Чапаев.

 x2 - 1886 x + 1887 = 0

Правильно, В.И. Чапаев родился 130 лет назад, 9 февраля 1887 года.

Корни уравнения -1 и 1887, значит в 1887 году.

А решив следующее уравнение, узнаете, в каком году началась Сталинградская битва, в которой участвовали наши деды и прадеды.

 x2 - 1941 x + 1942 = 0

Правильно, 17 июля 1942 года, это произошло 75 лет назад. Битва закончилась победой наших войск над фашистами 2 февраля 1943 года.

 

Корни уравнения -1 и 1942, значит в 1942 году.

 

 

Цель: обеспечить развитие у обучающихся умение выделять главное в своей учебной деятельности, освоить новые способы решения квадратных уравнений.

Сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа получает свой пакет заданий,  в этом задании нужно освоить самостоятельно новый способ решения квадратных уравнений. В Вашем пакете с заданием находятся все необходимые материалы для изучения данной темы. Но, если этого Вам будет недостаточно, Вы можете получить знания по данной теме в Интернете (на каждом столе – ноутбук с выходом в Интернет), (см. Приложение 1). Учащиеся в группе знакомятся со своим заданием, изучают новый способ решения квадратного уравнения.
Через 7-8 минут учитель просит одного представителя от каждой группы по очереди рассказать о новом способе решения квадратных уравнений. Представитель первой группы рассказывает о способе «Разложение левой части на множители».
Представитель второй группы рассказывает о «Методе выделения полного квадрата».
Представитель третьей группы рассказывает о «Методе решения уравнений способом «переброски».
Представитель четвертой группы рассказывает о «Графическом методе решения квадратного уравнения».
Представитель пятой группы рассказывает об истории возникновения квадратных уравнений (квадратные уравнения в Древнем Вавилоне, в Европе, Франсуа Виет и его квадратные уравнения, теорема Виета, как по коэффициентам p и q можно определить знаки корней квадратного уравнения) (этой группе материалы не предоставляются, всё нужно найти через Интернет).

Какой способ Вам показался наиболее интересным?

Какой способ Вы бы выбрали для быстрого и рационального решения квадратного уравнения?

Заинтересовали все способы решения.

Решение квадратного уравнения по формуле, с использованием обратной теоремы Виета, используя свойство квадратного уравнения. Метод «переброски».

Цель: развивать вычислительные навыки при решении квадратных уравнений, развивать коммуникативность, способствовать формированию адекватной самооценки учащихся.
В качестве закрепления знаний предлагаю вам  самостоятельную работу:  из предложенных уравнений выбрать те, которые вы можете решить устно, запишите ответ и способ, которым вы пользовались. Один из вариантов представлен ниже. Достаточно выбрать три любых уравнения. Решают уравнения,  объясняют.

Ответы приведенного варианта:
-3; 1, сумма коэффициентов равна 0.

1; 2, сумма коэффициентов равна 0.

0,25; 1, сумма коэффициентов равна 0.

-1; 2,5, второй коэффициент  равен сумме первого и третьего.

; 2, теорема Виета.

-5; 3, теорема Виета.

Учащиеся в парах проверяют правильность решения (взаимопроверка).

Отмечают количество верных ответов.

Рефлексия: «знал», «узнал новое», «интересно».

Пишут ответы.

Один из учащихся зачитывает ответы.

Обсуждают.

Формулировка домашнего задания. Решить различными методами уравнения: 
 x2 - 10 x + 16 = 0,
x2 - 16 x + 63 = 0,
x2 - 17 x + 72 = 0,
x2 - 16 x + 60 = 0,
x2 + 9 x – 10 = 0, 
x2 - 16 x + 64 = 0,
x2 - 8 x + 16 = 0.

Дома решают. Чем больше методов применил ученик, тем выше оценка. За метод решения только по формуле ставится оценка «3».

Учитель подводит итог урока.

Учащиеся высказывают своё мнение.