Урок на тему "Природа в опасности! Охрана природы"

Разделы: Начальная школа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цель: познакомить учащихся с влиянием человека на природу.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе;
  • узнают о Красной книге;
  • познакомятся с влиянием человека на природу;
  • научатся аргументировано отвечать, делать выводы.

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение к уроку.

Форма проведения: устный журнал

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель: Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему, и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.

II. Работа по теме урока.

Страничка 1 «Твой адрес в мире»

Учитель:

Был, говорят, где-то случай такой:
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом:
Где эта улица? Где этот дом?
Все перепуталось, все заблудилось!
К счастью, такое лишь в сказке случилось.
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь? Где построен твой дом?

Слайд 2

Ученик:

Живу я в квартире,
Номер ее – 25,
Дом на Советской,
Рядом школа.
Все, кругом,
Мне давно знакомо.

Учитель:

Дом на Советской?
Этого мало.
Город свой
Назови для начала.

Ученик: Город Сафоново.

Учитель:

Расскажи, что кругом:
Все, что кругом, -
Это тоже твой дом.

Ученик:

Город стоит на широкой реке.
А за рекой виден лес в вдалеке.
Тянутся к лесу сады и поля.
Очень красива наша земля!

Слайд 3

Учитель:

Верно, красива.
Но где, же она?

Ученик:

В России –
Это наша страна.

Учитель:

Ну, а страна где?
Сумеешь ответить?


Ученик:

Как и все страны –
На нашей планете!

Учитель:

(обращается к классу)
Как называется наша планета?

Дети: Земля

Слайд 4

Страничка 2 «Планета земля»

Ученик:

Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Слайд 5

Учитель: Да, лишь на нашей планете мы увидим леса, поля, горы, животных, растения, прекрасные водоемы. Другой такой планеты нет. Но наш дом планета земля находится в опасности.

Слайд 6

Посмотрите и подумайте,  о чем мы будем говорить сегодня.

Ученики: Вырубаются леса, загрязняются реки, моря, океаны, воздух, гибнет много животных и растений. Мы будем говорить о том, что природа нашей планеты находится в опасности из-за необдуманной деятельности человека.

Учитель:

Все мы – и малыши, и взрослые – дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может быть, лучше научиться понимать ее  и бережно относиться к ней с самого раннего детства? Сегодня об этом мы с вами поговорим.

Тема урока «Природа в опасности! Охрана природы»

Наша планета серьезно заболела: загрязняются океаны, моря, реки, уничтожаются джунгли; гибнут многие растения и животные, растут груды мусора – все это признаки грозной опасности. Если люди погубят окружающую природу, они и сами не выживут, погибнут.

Учитель:

Здравствуй природа! Здравствуйте, моря и реки! Здравствуй, растительный и животный мир! Если бы человек каждый день так здоровался не только с людьми, но и со всем живым, может, до сих пор на земле жили бы те животные и растения, которых мы больше не увидим никогда – люди уничтожили их.

Страничка 3  «О ранах больших…»

Слайд 7

Ученик:

Морская корова.

Животное стало известно ученым в 1741 году после экспедиции В. Беринга.
Это огромное, неповоротливое животное. Оно достигало в длину 10 метров и весило около 4 тонн. Животные плавали на мелководье, питались водорослями и морской капустой. За это их и назвали коровами. Доверчивые звери не боялись людей. Человек истребил их ради жира и мяса.
Прошло 30 лет и морские коровы навсегда исчезли.

Слайд 8

Ученик:

Дронт.

Птица, которая обитала на Маскаренских островах в Индийском океане. Крупная нелетающая птица. Птицы очень медленно размножались. Самка откладывала всего лишь одно яйцо и высиживала его около двух месяцев. Из-за разорения гнезд и истребления не осталось ни одной птицы. О внешнем виде этих птиц ученые имеют представление только по скелетам, описаниям и старинным рисункам.

Слайд 9

Ученик:

Странствующие голуби.

Птицы были распространены в Северной Америке до середины 19 века. Странствующие голуби – небольшие длиннохвостые птицы. Птицы перелетали огромными стаями с одного места на другое в поисках корма. Поэтому их назвали странствующими. Люди убивали птиц разными всевозможными способами. Они стреляли по движущейся стае и просто бросали палки. Уничтожение птиц могло продолжаться часами. Мясо убитых птиц засаливали в бочках, скармливали свиньям, использовали как удобрение. Странствующие голуби исчезли

Учитель:

Уничтожение происходит и сейчас. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, кто-то не думая, убивает палкой лягушку, вырывает с корнями цветы. Люди любят повторять: «Человек – царь природы! Человек победитель и покоритель природы! Нет предела человеческому могуществу». Но из-за своего могущества человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. А какова будет жизнь человека без чистого воздуха, воды, шелеста листвы, пения птиц?
Природе нужна помощь! Как ей помочь? Прежде чем искать способы, надо знать, что охранять.

Страничка 4. «Про воздух»

Учитель: Отгадайте загадку:

Он вокруг, его невидим, только всем необходим:
Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой.
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.

Ученики: Воздух

Слайд 10

Учитель: Поговорим о воздухе. Какое значение имеет воздух для всего живого?

Ученики:

  • Все живые существа нуждаются в воздухе, чтобы дышать.
  • Морские птицы используют воздух (ветер), чтобы парить над волнами.
  • Самолеты не могли бы летать без воздуха.
  • Одуванчики используют потоки воздуха (ветер), чтобы он разносил их семена.
  • Воздушные шары наполнены воздухом.

Учитель: Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Но в городах он загрязнен. Заводы и фабрики ежедневно выбрасывают тысячи тонн вредных газов. Уничтожаются леса, которые очищают воздух. Загрязняется воздух газами автомашин. Как сберечь чистоту воздуха?

Ученик: Чистый воздух – одно из главных богатств природы. К сожалению, из труб заводов и фабрик в воздух попадают вредные вещества и воздух загрязняется. Дышать таким воздухом вредно, люди чаще болеют. Опасен такой воздух для растений, для животных.  Необходимо, чтобы на заводах и фабриках работали специальные установки, которые улавливают вредные вещества и не выпускают их в воздух. Охрана чистоты воздуха очень важное дело.

Учитель: Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции – они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах. И еще нужно беречь растения. Они задерживают своими листьями пыль и сажу. Растения выполняют и другую важную работу. При дыхании людей и остальных живых существ образуется много углекислого газа. Растения поглощают этот газ, а выделяют кислород.

Страничка 5. «Про воду»

Учитель:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А наскучит ей летать,
На землю падает опять.

Ученики: Вода.

Слайд 11

Учитель: Какое значение в жизни людей, растений, животных имеет вода?

Ученики:

  • Бытовые нужды (приготовление пищи, умывание, купание)
  • Гидроэлектростанции
  • Полив растений
  • Место обитания многих животных
  • Полезные ископаемые (нефть, газ)
  • Сокровища: минералы, жемчуга, раковины
  • Без воды не вырастет урожай на полях,
  • Не будут работать фабрики, заводы.

Учитель: Людям нужна только чистая вода. Но ее становиться все меньше. Ученые посчитали: каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. Охрана чистоты воды очень важное дело.

Ученик: Всему живому нужна чистая вода. Она во многих местах загрязняется оттого, что в нее попадают вредные вещества с заводов и фабрик. Чтобы этого не происходило, на предприятиях необходимо строить очистные сооружения. Воду нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать вовремя, закрывать кран.

Страничка 6.  «Про почву»

Учитель: Чем больше в неё вложишь, тем больше она отдаст.

Ученики: Почва.

Слайд 12

Учитель: Какое значение имеет почва для жизни на Земле?

Ученики:

  • Для жизни растений. Корни растений уходят глубоко в землю. Дышат воздухом, который находится в почве; из почвы растение берет воду. Вместе с водой растение получает минеральные соли.
  • В почве обитает множество крошечных, невидимых человеческому глазу микробов и бактерий
  • Почва - дом для животных .здесь можно увидеть насекомых, грызунов, зверей.
  • Выращивание культурных, кормовых растений.

Учитель: Какой вред наносит человек почве?

Ученики: Человек загрязняет почву мусором, осушает территории, вырубает леса.

Учитель: Почва образуется очень медленно. Сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 см за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относится бережно. Часто человек наносит вред почве. Во время строительства нарушается верхний слой почвы. Во время испытания различных видов оружия на полигонах земля заражается радиоактивными отходами. Уничтожая леса, человек обедняет почву, делает ее мертвой. Даже вы, не подозревая об этом, вредите почве, когда разводите костры.  Человек, понимая, что наносит вред почве, вынужден о ней заботиться. Что же делают люди?

Ученик: Чтобы повысить плодородие почвы, человек обрабатывает ее, вносит удобрения, поливает (а где необходимо - осушает). Для того, чтобы почва не выветривалась, вокруг полей высаживают заградительные лесные полосы. Люди борются с образованием оврагов. На полях весной производят снегозадержание, чтобы земля пропиталась влагой.

Страничка 7. «Красная книга»

Слайд 13

Учитель: Чтобы сохранить растения и животных в 1948 году был основан Международный союз охраны природы, который составил список, в который входили животные и растения, находившиеся на грани исчезновения. Этот список назвали Красной книгой.
Красный цвет – это значит внимание; не губите эти растения, не убивайте этих животных. Каждому пятому виду зверей, птиц угрожает опасность. За последние  60 лет на планете исчезло 77 видов зверей, несколько сотен видов растений и 26 видов птиц.
Каких животных, и какие растения, занесенные в Красную книгу, вы знаете?

Слайд 14

Ученик:

Венерин башмачок.

Растение встречается в лесах. Цветки его по форме напоминают башмачки. Зацветает это растение на 15-17-м году жизни! Растение крупное – высотой до 50 см. на стебле 3-4 листа и 1-2 цветка. Башмачок начинает цвести в мае – июне. Цветет 2-3 недели.

Слайд 15

Ученик:

Лотос.

Это одно из самых прекрасных растений мира.

Слайд 16

Ученик:

Женьшень.

Это ценнейшее лекарственное растение. Название его в переводе с китайского языка означает «человек-корень». Корень растения по форме напоминает человеческую фигуру.

Слайд 17

Ученик:

Дровосек реликтовый.

Это самый крупный жук нашей страны. Слово «реликтовый» означает, что жук сохранился с древнейших времен.

Слайд 18

Ученик:

Белый журавль (стерх)

Это удивительно красивая и очень редкая птица. В природе их осталось так мало, что люди стали выращивать журавлей в специальном питомнике.

Слайд 19

Ученик:

Зубр

Это очень крупный зверь. Он живет в лесах. В прошлом почти все зубры были уничтожены. Людям с огромным трудом удалось спасти этого зверя.

Страничка 8 «Красная книга Смоленской области»

Слайд 20 - 23

Учитель:

В 1997 году была издана красная книга Смоленской области. В ней описаны 131 вид животных. 87 видов растений, 1 вид грибов и 2 вида лишайников. Например, бабочки - махаон, адмирал и другие;
птицы - цапля белая, аист черный, журавль серый, филин, дятел седой;
млекопитающие – выхухоль, бобр, летяга обыкновенная, выдра;
растения – ветреница дубравная, кубышка желтая, кувшинка белоснежная.

Слайд 24

Страничка 9 «Заповедники, национальные парки»

Учитель: Для охраны природы: воздуха, воды. Растений и животных, природных ландшафтов были созданы заповедники и национальные парки.
Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной.  Заповедники закрыты для туристов. Например, Баргузинский заповедник.

Слайд 25

Учитель: Национальные парки – это природные музеи под открытым небом. Они  похожи на заповедники, но  отличаются от них тем, что в национальных парках проводя экскурсии для всех любителей природы. Например, национальный парк «Куршская коса», а на территории нашей области – это национальный парк «Смоленское Поозерье».

Слайд 26 - 27

Ученик: Национальный парк образован на территории Смоленской области в 1992 году. Здесь 35 озер, много рек, в которых распространены такие виды рыб, как плотва, лещ, красноперка, щука, окунь, ерш. Самое красивое озеро – Сапшо.
Большая часть парка покрыта лесом, в котором обитают: лоси, кабаны, медведи, волки, лисы, бобры, горностаи, ласки.
В парке обитает огромное количество птиц: зяблики, большая, черноголовая и буроголовая синицы, пеночки.
Из редких птиц здесь встречаются орлан – белохвост, скопа, змееяд, беркут, черный аист, белая куропатка.
В парке разрешается купаться, прогуливаться по лесу, кататься на лыжах и санках, кататься на лодках и байдарках.

Слайд 28.

Страничка 10. «Творческая работа»

Учитель: Мы говорили о ранах, которые человек наносит природе. Когда вы вырастете, будете устанавливать на заводах очистительные сооружения, очищать моря от нефти, строить заповедники. А как вы можете помочь природе сейчас?

Звучит музыка. Под нее ученики в группах составляют памятки. Представитель от каждой группы зачитывает памятку.

Задание для 1 группы: «На лесной опушке вы увидели много грибов…»

(При сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны сох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть. Ножку гриба нужно срезать ножом или вывернуть из земли аккуратно, чтобы не повредить грибницу. Незнакомые грибы нельзя брать – среди них могут оказаться ядовитые. Надо помнить: если они ядовитые для человека, то они необязательно ядовиты для животных – им они могут пригодиться.)

Задание для 2 группы: «Вы набрели на земляничную полянку…»

(Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать и не переходить без необходимости с места на место. Ягоды брать только зрелые; зеленые ягоды невкусные, и их придется выбросить. Растение с корнем вырывать нельзя! Ягоды не надо собирать все по одной – надо оставить птицам, которые ищут корм в природе)

Задание для 3 группы «На полянке вы увидели красивые цветы…»

(Нужна мера в сборе. В конце прогулки можно сорвать совсем немного цветов, которые только начинают распускаться, так как распустившиеся цветы скоро завянут. Но надо помнить: все меньше красивых цветов остается на наших лугах и в лесах из-за бездумного сбора. Сорванные в букет цветы быстро вянут. Старайтесь любоваться ими в природе.)

Учитель: Каждая сломанная веточка, сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если такую рану нанесешь ты, другую кто-то еще, что же будет с природой? Есть такие хорошие слова: «ты пошел в гости к природе- не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях»
Зачем бы ты ни пришел в лес - собрать лукошко грибов или просто полюбоваться красотой, - помни: ты в гостях. Ты в чужом доме, где много своих жильцов и правил. Выполняй эти правила!

 Слайд 29.

Задание для 1-3 группы «Представьте, что вам дано право обратиться по телевидению ко всем жителям Земли с призывом беречь и охранять природу. Что бы вы сказали?»

(1 группа. Земляне! Природа- общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом процветал и богател. Берегите природу!

2 группа. Люди Земли! Все мы обязаны жизнью нашей планете, стонущей сегодня от боли. Давайте стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась прекрасной, чтобы цвели сады, пели птицы!

3 группа. Что значит человек без чистого воздуха, воды, без пения птиц, шелеста листьев? Все это дает природа, взамен просит только бережного отношения к ней. Люди, исправьте то, что пока еще можно исправить, иначе вы подписываете себе смертный приговор!)

Слайд 30

Итог урока

Учитель: Если ты взял что-то у Земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник. А сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле, не хозяева ее, а дети. И как дети заботятся о своей больной матери, так и жители Земли должны заботиться о своей планете.

Звучит музыка. Ученики стоят перед глобусом.

Ученик:

Смотрю на глобус – шар земной.
И вдруг вздохнул он, как живой;
И шепчут мне материки:
- Ты береги нас, береги!

Ученик:

В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
- Ты береги нас, береги!

Ученик:

Остановил олень свой бег:
- Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги!
Ты береги нас, береги!

Ученик:

Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «- Сберегу,
Я сберегу вас, сберегу!»

Учитель: Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по- детски беззащитной перед людьми. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля». И пересесть из него просто некуда. Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас. Что мы должны делать, чтобы наша планета оставалась цветущей и красивой?

Ученики передают мяч-глобус и произносят свои пожелания.
(не засорять водоемы, не уничтожать растения и животных. Чтобы сохранить природу строить заповедники и национальные парки и т.д.)

Слайд 31