Методическая разработка внеклассного занятия "Экологический турнир"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


 «Человек родился быть господином,
повелителем, царем природы, но
мудрость, с которой  он должен
править,  не дана ему от рождения:
она приобретается учением».

Н. И. Лобачевский

Цель проведения экологической игры:

  • повышение экологической культуры и ответственности молодого поколения за состояние окружающей среды.

Задачи проведения экологической игры:

  • расширение кругозора и применение  знаний при решении задач экологического содержания, разрушить потребительские стереотипы традиционного мышления;
  • формирование заинтересованности обучающихся в решении вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе;
  • привлечение молодого поколения к участию в проектах экологической направленности.

Участники: обучающиеся, преподаватель биологии, жюри.

Форма проведения: игра «Экологический турнир».

Правила игры

1.В игре принимают участие 7 команд — по 4 человека в каждой.

2. У команды должно быть название и девиз. В течение игры каждая команда находится за своим столом.

3.Игра состоит из 7 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии, биологии, математике, физике, литературе, музыке.

4.На обдумывание ответа  предоставляется 1-4 минут.

5. На вопрос команды отвечают письменно на специальных карточках. Командой определяется один человек, который должен в указанное время записать ответ на карточке. Когда ответ записан полностью, капитан поднимает вверх руку и карточку забирает ведущий, передавая ее жюри. Первой отвечает команда, которая раньше других подняла свою табличку.

6. Контроль за порядком проведения экологической игры, оценку правильности ответов и подсчет набранных командами баллов осуществляет жюри, в состав которой входят преподаватели лицея.

7.За правильный ответ команда получает 3балла и карточку с фразой, за неправильный ответ команда не получает баллов и карточки. Побеждает та команда, которая набрала больше баллов.

Игра сопровождается презентацией

Ход игры

Ведущий: Наш турнир посвящен проблемам охраны природы во всём мире, в России и  приурочен к 22 апреля – Международному Дню Земли и году экологии в России. Нельзя забывать, что Земля это прекрасный корабль, который имеет все необходимое для бесконечно долгого путешествия на нем, но в случае поломки его пересесть будет не на что. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – это экологическая культура. Для этого мы должны услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. И только знания помогут нам принимать мудрые, ответственные решения в отношении природы. И тогда мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.

Выходит Черный рыцарь (говорит мрачно, зловеще):

Катастрофы, катастрофы продолжаются,
Нефтяные пятна в море расплываются.
Стоки ядовитые по рекам
Отравляют рыб и человека.
И леса все больше исчезают,
Загрязненный воздух наступает...
Мрак и чернота скоро вернутся,
Вот уж будет нам где развернуться.
Заповедные места ушли под дачи.
Срублена березка, тихо плачет.
А вокруг - мои родные пестициды.
Произвел их? Ну так ешь, и без обиды.
А в придачу - удобренья минеральные,
А все вместе - истребленье уникальное.
Что ешь и пьешь, чем дышишь, человек?
Я - рыцарь мрака, зла, Укорочу твой век!

Ведущий:

Так что же это на Земле творится?
Не уж то некому с тобой сразиться?

Появляется Зеленый рыцарь:

Я - рыцарь разума и света и добра.
Скажу я, что природа к нам добра.
Чем она только нас не наделила,
Дать разум человеческий тоже не забыла.
Конечно, изменения в природе,
Ведь старое ушло,
К нам новый день приходит.
По-новому мы учимся все жить:
Использовать и строить, и творить.
И в окружающей среде все изменения
Мы будем выполнять без напряжения,
Без перебора, засорений и вреда,
В природе грязного чтоб не было следа.
Знай, что силен, разумен человек,
Найдет он выход, чтоб продлить свой век.
И чистоте природы он послужит.
Ты, Черный рыцарь, нам совсем не нужен.

Черный рыцарь.

Так что ж, сражение, турнир?

Зеленый рыцарь.

Турнир, турнир,
За чистоту и жизнь,
За торжество и разума, и света,
За то, чтоб жизнь на долгие века
Ты сберегла, зеленая планета!

Черный и Зеленый рыцари скрещивают шпаги.

Ведущий: мы определились. Тьма и свет, мрак и разум будут сражаться в XXI веке. Но силам света и разума, чтобы выиграть сражение, грамотно решать проблемы экологии, и не только дня сегодняшнего, но и завтрашнего, надо многое знать и уметь. Мы начинаем наш турнир!

Первый конкурс «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД»

Команды по очереди представляют своё название, девиз, соответствующие теме игры.
А сейчас мы представим команду жюри, которая будет судить наш турнир и объявлять результаты раундов! Представление жюри.

Раунд 1. Экология и физика.

Задача 1. Для чего в сильную жару слон расправляет уши против ветра?

Задача 2. Кому легче и кому труднее передвигаться по заболоченной почве — лошади или корове? Почему?

Задача 3. Природа снабдила полярных медведей белым мехом. С одной стороны, это хорошо: позволяет маскироваться во льдах и снегах. С другой, — очень неудобно: в полярных областях солнце еле греет. Чтобы полнее использовать солнечное тепло, медведю следовало бы иметь чёрную шкуру, которая поглощает солнечные лучи. Как всё-таки устроена шуба медведя? Каким образом природа решила противоречие: шуба должна быть белой, чтобы медведь мог маскироваться во льдах, и в то же время должна быть чёрной, чтобы поглощать солнечные лучи.

Задача 4. Почему при падении кошка чаще всего приземляется на лапы? Даже бесхвостые кошки обладают этой способностью. Как объяснить этот факт?

Задача 5.  Почему крупные птицы во время дальних перелетов летят каким-либо строем (клином, косяком), а мелкие — неоформленной стаей?

Задача 6. У большинства птиц при полете слышен звук крыльев. Например, у ворона при полете слышен скрип перьев, полеты уток сопровождаются свистом. Однако услышать приближение совы совершенно невозможно, даже если она пролетает над вами так низко, что её можно схватить рукой. Как удаётся сове летать бесшумно?

Задача 7. Каким образом пиявки присасываются к своей добыче?

Раунд 2. Экология и биология.

Задача 1.

Лесники иногда называют березу доброй няней ели. И для этого у них есть все основания. Подлесок из молодых елочек, вырастающих под кронами берез, как правило, выживает и достигает зрелого возраста, и тогда для березы наступают тяжелые времена:

Крошки-ели, как мимозы,
Вырасли под березой.
А как выросли те крохи
Няньке стало очень плохо!

Почему? Какое явление в жизни леса связано с описанным примером?

Задача 2. Осушаем мы болото – гибнет лес почему?

Задача 3. Береги природу...

Слой олова предохраняет консервные банки от коррозии. И валяются выброшенные туристами банки десятки лет, уродуя природу. Правда, на Севере это не проблема – при низких температурах олово рассыпается в порошок, и лишенное защиты железо быстро ржавеет и тоже рассыпается.
Как защитить от засорения консервными банками южные края, где нет морозов?

Задача 4.

В древнегреческом мифе о всепобеждающем Геракле и непобедимом Антее - сыне богини Земли Геи и бога морей Посейдона - рассказывается о том, почему нельзя было победить Антея в единоборстве, не зная тайны, откуда великан получал во время борьбы все новые и новые силы.
Тайна же была такова: когда Антей чувствовал, что начинает ослабевать, он прикасался к Земле, своей матери, и обновлялись его силы. Но стоило только оторвать Антея от Земли и поднять его в воздух, как силы великана исчезали. Долго боролся Геракл с Антеем, несколько раз валил его на Землю, но силы у Антея только прибавлялись. Вдруг во время борьбы поднял могучий Геракл Антея на воздух - иссякли силы сына Геи, и Геракл задушил его.
Миф, отражающий миропонимание древних греков, весьма поучителен и для современных жителей Земли.
Чем? Какие уроки может извлечь житель современной цивилизации на Земле из мифа древних?

Задача 5.

На стенах древнегреческого храма Дианы в городе Эфесе когда-то люди сделали надпись: «СОЛНЦЕ СВОИМ ЛУЧИСТЫМ СВЕТОМ ДАЕТ ЖИЗНЬ». Позднее ученые подтвердили этот тезис, доказав, что «жизнью движет... слабый непрекращающийся поток солнечного света» и что все живые обитатели нашей планеты - дети Солнца.
Объясните, как вы понимаете зависимость жизни от солнечного света?

Задача 6.

Обо всем, что происходит вокруг, животные узнают с помощью органов чувств. Одно из первых мест в этой информации занимают звуки. Писатель-натуралист Николай Сладков сравнил звуки леса с музыкой: «Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая ее, можно подумать, что все птицы родились на свет певцами и музыкантами…»
Действительно, весной голоса птиц – всюду! Их песни доставляют радость и удовольствие. А знаете ли вы, почему они поют? В песнях птиц много информации. Какой? С учетом важности для птиц (и других животных) звуковой информации сделайте вывод о правилах поведения в природе.

Задача 7.

Ученые считают, что комары повинны в том, что являются переносчиками многих инфекционных заболеваний и из-за них погибло множество людей, живших на Земле во все времена и эпохи. Как это происходило? Вы все знаете, что комары (комарихи) – кровососы.
Прокалывая кожу здорового человека, они могут перенести инфекцию от больного человека. И вообще, комары – очень назойливые насекомые. Не случайно А.С. Пушкин писал:

Ах, лето красное, любил бы я тебя.
Когда б ни зной, да комары, да мухи…

Так может быть, изобрести какое-нибудь средство и начать уничтожение комаров? При ответе на этот вопрос подумайте, что произойдет с теми животными, которые питаются комарами, - рыбами, земноводными, рептилиями, птицами, некоторыми зверями? Сделайте соответствующие выводы.

Раунд 3. Экология и математика.

Ведущий: Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, "Леса учат человека понимать прекрасное” – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову.

Задача. 

Наш лицей собрал за год 15 тонн макулатуры. Сколько деревьев сохранили студенты, если из 1 дерева получают 60 кг бумаги? Сколько тетрадей могли изготовить, если из 1 т макулатуры получают 25 000 тетрадей? Сколько воды и электроэнергии можно сэкономить, если 1 т макулатуры экономит 200 м 3 воды и 1000 кВт/ч электроэнергии.

Раунд 4. Экология и литература.

«Сочинение-обращение к человеку от имени Природы». К сожалению, многие не знают законов экологии и нарушают хрупкое экологическое равновесие в биосфере. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала человечеству? Давайте напишем письма - обращения от имени природы.

  • Первая команда напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
  • Вторая команда напишет военным.
  • Третья команда подготовит обращение к учёным.
  • Четвёртая команда обратится к фермерам и крестьянам.
  • Пятая команда напишет морякам и рыбакам.
  • Шестая команда напишет письмо обучающимся  нашего лицея.
  • Седьмая команда напишет обращение к самому себе.

Раунд 5. Творческий раунд.

Презентация и защита плаката «Берегите природу».

Ведущий: Так уж получилось, что губить свою землю человек начал гораздо раньше, чем пришёл к мысли о том, что её надо охранять.
Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные звери – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Раунд 6. Блиц- турнир.

Каждая команда отвечает на 7 вопросов (Приложение 1).

Раунд 7. Музыкальный раунд. БИОМУЗЫКА

Исполнение фрагментов песен о растениях, животных, явлениях природы.

Раунд 8. Экологические термины:

За правильный ответ команда получала карточку с фразой. Из собранных карточек игроки должны сложить предложение (определение) и определить термин (экология, биосфера, природопользование, заповедник, экологическая культура, ноосфера, мониторинг)

Жюри оценивает ответы и подводит итоги.

Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е. Евтушенко

О чём говорит здесь поэт? Каких зверей он призывает убивать? Раздать стикеры. Напишите по одному слову. Приклеить на ватман.
- Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.

Давайте жить в согласии с природой, не нарушать её законов и порядка, разумно использовать её богатства, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений!

Подведение итогов. Награждение победителей (1,2,3 место)

Благодарю вас за участие в игре и активную жизненную позицию.