Проектная работа "Лекарственные растения поселка Советский"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (51 МБ)


Разработка проекта проведена в рамках биологического кружка в 5 классе общеобразовательной школы. На занятиях осуществляется первичное знакомство с предметом биология. Учащихся включаются в учебно-исследовательскую и проектную деятельностью. Во внеурочной деятельности развиваются творческие способности, углубляются знания по предмету, повышается мотивация к учебной деятельности в основной школе. Дети учатся анализировать, обобщать информацию, приобщаются к самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствуя умения поиска. Приобретают навыки работы с проектом, решать учебно-познавательные, учебно-практические задачи, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.), умение представлять свой материал перед аудиторией. Приобщаются культуре поведения в природе, позитивному отношению к окружающему их живому миру.

Знания, полученные на кружке, можно использовать на уроках биологии.

Тип проекта:

  • Долгосрочный: 5 месяцев (требует значительного времени для поиска материала, анализа и его оформления);
  • Внеурочный: в рамках работы биологического кружка.

Цель проекта: используя энциклопедические сборники по лекарственным растениям, научно-популярную литературу, гербарный материал  и др. источники, собрать разнообразную информацию о лекарственных растениях: время сбора, правила хранения, применение.

Задачи проекта:

  1. Расширить возможности применения внутри предметных связей;
  2. Повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе, включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность;
  3. Приобщиться к самостоятельной исследовательской деятельности, совершенствуя умения поиска, отбора и анализа информации, расширять кругозор;
  4. Развить творческие способности;
  5. Углубить знания о растениях.

Руководитель и консультанты проекта: учитель биологии и химии Байдакова Людмила Георгиевна МБОУ «Светская ООШ».

Возраст участников проекта: 10 лет

Состав проектной группы: Полуэктова Евгения, Трубанова Юлия, Фёдорова Арина, Кузнецова Елизавета, Зайцева Полина

Аннотация проекта (актуальность, личностная значимость, практическое применение):

Использование растений с лечебной целью известно с глубокой древности. Применение их лекарственных свойств актуально и в наши дни.

Предполагаемые продукты проекта:

  1. Оформление презентации «Лекарственные растения посёлка Советский».
  2. Изготовление гербарного материала «Лекарственные растения посёлка Советский» (для наглядности кабинета биологии).
  3. Защита проекта перед одноклассниками во время проведения уроков биологии по теме «Лекарственные растения».
  4. Участие в школьном конкурсе проектов.

Этапы работы над проектом. (см. Приложение 2)

Этап 1. Подготовительный: выбор темы для проекта:

  • Собрать различные идеи учащихся;
  • Организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей:
    1. Тема (что мы будем делать?)
    2. Цели (для чего мы это будем делать?)
    3. Задачи проекта (как мы это будем делать?)
    4. Проектный продукт (что должно получиться в результате?)
  • Поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Этап 2. Планирование:

  • Под руководством учителя выбрать подтемы.
  • Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время.

1. Ученики разбиваются на группы,
2. распределяют роли в группе,
3. определяют вид проектного продукта и форму его презентации, 
4. делят работу на промежуточные этапы,
5. определяют время работы над каждым этапом.

  • Разбить работу на этапы:
    1. Сбор растений.
    2. Сушка.
    3. Оформление гербарного материала.
  • Подготовить план работы над проектом:
  1. Изучить методику заготовки лекарственного сырья.
  2. Используя литературу, определить растения.
  3. Изучить лекарственные свойства растений и их применение.
  4. Подготовка материалов для защиты проекта.
  5. Подведение итогов и рефлексия (на заседании кружка после защиты проекта).

Этап 3. Реализация проекта:

  • Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.
  • Ученики работают по плану, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта.
  • Совместно решали возникающие трудности;
  • При необходимости вносили изменения в план (не меняя сроков выполнения проекта).

Этап 4. Презентация проекта.

Основная задача -  представить одноклассникам в форме устное сообщение на уроке биология и на школьном этапе результаты своей работы.
План устного сообщения:

  • Представьтесь (назовите своё имя фамилию, какую творческую группу представляете, назовите состав группы).
  • Назовите тему проекта.
  • Обоснуйте актуальность выполненной работы.
  • Расскажите, какую цель и ожидаемый результат поставила перед собой творческая группа по реализации проекта.
  • Расскажите о пути решения проблемы.
  • Продемонстрируйте результат работы группы.

Этап 5. Осмысление и оценка проекта

  • Можно ли считать проблему, над которой вы работали, решённой?
  • Какие проблемы возникали в ходе работы? Как вы их решили?
  • Что было самым трудным в работе над проектом?
  • Чем ваша работа в конце проекта отличалась от вашей работы в начале проекта?
  • Что нуждается в доработке?
  • Чего вы до сих пор не понимаете?
  • В чем вы стали более уверенны?
  • Что было наиболее значительным, из того что вы узнали?

Приложение 1

Проектная работа «Лекарственные растения посёлка Советский».