Игра-соревнование "Химический бой". 9-й класс

Разделы: Химия

Класс: 9


Химия – сложный предмет. Однако, в начале изучения химии, она воспринимается многими школьниками, как настоящее волшебство: они ждут экспериментов и всевозможных чудес. Но сталкиваясь с большим объёмом теоретического материала, который необходимо выучить, многие учащиеся утрачивают интерес к изучению предмета к концу 8 класса. Учителя же стремятся не убить в своих воспитанниках тягу к знаниям и хоть немного облегчить для них изучение теории химии. Для этого им приходится постоянно разрабатывать новые формы проведения уроков, а также использовать уже известные приемы и педагогические методики. Устойчивый интерес к предмету можно и нужно формировать и реализовывать через уроки, внеклассные мероприятия, элективные курсы, кружки, научно-исследовательскую деятельность.

Это мероприятие можно провести в конце 1 четверти на уроке химии, потому что длительность мероприятия – 45-50 минут. Его можно использовать как внеклассное мероприятие месячника естественных наук.

Цель игры:

  • повторить с учащимися материал изученный ранее;
  • предложить учащимся задания в игровой форме, что позволит им по-новому взглянуть на предмет химии, глубже осмыслить и понять его;
  • воспитывать у учащихся умение применять знания по химии в нестандартных ситуациях и творчески подходить к выполнению заданий.

Игра состоит из 4-х блоков:

  • разминка;
  • техника безопасности;
  • кроссворды;
  • творческий блок.

Ход игры

Блок 1: «Разминка»

В разминке за каждый правильный ответ дается 1 очко. На вопрос отвечает тот, кто первый поднял руку. Команда, набравшая большее количество очков, получает первое место. Остальные места распределяются по количеству очков.

ВОПРОСЫ

  1. Кому принадлежат слова: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»- и в каком труде это записано? (Ломоносов М.В., «Слово о пользе химии»).
  2. В письме к Эйлеру М.В. Ломоносов сформулировал важное открытие и дал ему образное сравнение: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования». Назовите открытие, сделанное Ломоносовым. (Закон сохранения массы веществ).
  3. Назовите три элемента особенно недостающих растениям (азот, фосфор, калий).
  4. Назовите элемент, в названии которого, заменив первую букву, вы получите название столярного инструмента. (золото – долото).
  5. Назовите элемент, который при изменении одной буквы превращается в другой элемент (таллий – галлий ….за каждую пару – 1очко).
  6. Уголь известен всем. Но в литературе применяют образные выражения. Что они обозначают? (за отгадку каждого образного сравнения присуждается одно очко).
    Бесцветный уголь (газ)
    Желтый уголь (солнце)
    Зеленый уголь (растительное сырье)
    Синий уголь (энергия приливов и отливов)
    Голубой уголь (ветер)
    Красный уголь (энергия вулканов)
  7. Какой элемент назван в честь России (рутений).
  8. Назовите металл, который стал известен человеку первым (золото).

Блок 2: «Техника безопасности»

Командам раздаются листочки для ответов. Всего 5 вопросов. На каждый вопрос зачитываются варианты ответов. Команда должна выбрать правильный ответ и указать номер ответа в листочке. Места присуждаются по числу правильных ответов.

  1. Может ли учащийся находится в кабинете химии до звонка на урок?
    А) может, если там находится преподаватель, или лаборант
    Б) может, если у него на это есть разрешение
    В) вход в кабинет разрешен только после звонка

  2. Как должен реагировать учащийся во время проведения лабораторной работы на неправильный действия своих соседей по кабинету?
    А) немедленно доложить преподавателю или лаборанту
    Б) сначала указать на ошибки, а потом, если это не помогает, сказать преподавателю
    В) ничего не надо делать, чтобы не мешать вести урок

  3. Что в первую очередь должен делать учащийся, если обнаружит неисправность прибора?
    А) по окончании эксперимента доложить об этом преподавателю или лаборанту
    Б) устранить неисправность, если может
    В) эксперимент прекратить и сообщить преподавателю.

  4. Почему сосуд, из которого наливают жидкость, необходимо брать этикеткой в ладонь?
    А) так лучше видно этикетку
    Б) тогда капли жидкости, стекающие от горлышка, не испортят этикетку
    В) так удобнее его держать

  5. Следует ли мыть руки после того, как закончились занятия в кабинете химии?
    А) обязательно вымыть
    Б) не следует
    В) только по указанию преподавателя

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

  1. в
  2. б
  3. в
  4. б
  5. а

Блок 3: «Кроссворды»

Командам одновременно выдаются по 4 кроссворда. Важно правильно и быстрее всех заполнить кроссворд. Кроссворды по мере заполнения сдаются преподавателю. Команда, сдавшая кроссворд первой, получает 1 место за данный кроссворд. По сумме мест за кроссворды определяется первое, второе и следующие места за этот конкурс. Чем больше сумма мест, тем ниже общее место.

КРОССВОРД 1

  1. cоли угольной кислоты
  2. соли фосфорных кислот
  3. соль бромоводородной кислоты
  4. соль соляной кислоты
  5. соль сероводородной кислоты
  6. соли сернистой кислоты
  7. соли азотной кислоты

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО – фамилия химика, композитора (БОРОДИН)

КРОССВОРД 2 «Крестики – нолики»

Определи степени окисления у каждого элемента. Выигрышный путь – одинаковые степени окисления в одном случае - у азота, в другом случае у серы. Выигрышный путь отметь чертой.

КРОССВОРД 3

Впиши названия элементов

КРОССВОРД 4

Начиная с левого верхнего угла, непрерывной линией соедини буквы, чтобы получилось правило пользования посудой в химическом кабинете.

(ОТВЕТ: пробирку с нагреваемой жидкостью держать в сторону от себя и от товарищей).

 П  У  С  Н  Р  Е  В  А  Е 
Р  К  Р  А  Г  Д  И  Ж  М 
О  Б  И  Д  Ю  К  О  Й  О 
А  Ж  Р  Е  Ь  Т  С  Р  О 
Т  И  Е  М  В  С  Т  О  Н 
Ь  Т  С  А  В  О  Т  Т  У 
О  Е  Р  Р  И  Я  И  О  О 
Т  В  Й  Е  Щ  Б  Е  С  Т 

Блок 4: «Творческий»

Команды и болельщики команд получают задание:
В течение 10-15 минут написать оду химии.
По окончании времени команды зачитывают стихи. Конкурс оценивается совместно с учащимися или членами жюри.

Заключение

Командам объявляются результаты игры, общая сумма мест и победитель. Все команды получают призы.

ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ:

класс  разминка  Т Б  кроссворды  творчество  Сумма
мест
 
Итог 
9-а            
9-б            
9-в            

Примеры творческих работ учащихся.

  • Химия наша любимая
    С детства я знаю тебя.
    Помню как вечером тихим
    Ты «окислила» меня.

  • Знаю, что сложно запомнить
    Эти 103 «вещества»
    Но постараться ведь стоит,
    Потому что мы любим тебя.

  • Ода
    О, Химия, наука из наук!
    Ты помогаешь нам избавиться от скук!
    От тех, которые всю жизнь сопровождают
    И умереть спокойно нам мешают!
    Химия – сила, химия – класс!
    Ваш параллельный 9-а класс.

  • Ода
    О, химия – сплотила нас!
    Теперь не сможем мы без вас!
    Хлорид, бромид, сульфит, фосфат,
    Нитрат, сульфат и ацетат,
    И водород, и карбонат,
    Пробирки, склянки, даже спирт,
    Ведь он так классненько горит!
    И мы готовы сочинять
    Про химию опять, опять!
    Ванадий, хром, вольфрам, сурьма –
    У нас закончились слова!

  • Ода
    О, Менделеев, ты – велик!
    И все ученые с тобою,
    Нашли Вы химии прекрасный лик,
    Отпущенный всем нам судьбою!
    Вода и небо, и земля –
    Все дышит химией Великой.
    И рвется к ней душа моя,
    В науку хочет быть открытой!
    Повсюду химия нужна,
    Как воздух нам она важна!
    Что было б с нами без нее?
    Мы любим сильно так ее!

Список литературы:

  1. «Мы изучаем химию» А.А. Тыльдсепп. В.А. Корк. – Москва: Просвещение, 1988.
  2. «Вечера занимательной химии» Е.Л.Куликова, – Минск: 1966.
  3. «Безопасность труда в кабинетах химии» А.С.Семенов, – Москва: Высшая школа, 1990.
  4. «Химия в школе» – журналы.