Особенности работы педагога-хореографа со слабовидящими детьми

Разделы: Инклюзивное образование


В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательных учреждений. Иными словами необходима безбарьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с ОВЗ реализовать в полной мере свои образовательные потребности. В связи с этим возникает необходимость создания инклюзивного образовательного пространства для детей с ОВЗ.

Полная или частичная потеря зрения является одной из наиболее тяжелых форм инвалидности, которая отрицательно влияет   на жизнедеятельность ребенка. Нарушение деятельности зрительного анализатора, вследствие врожденных аномалий развития и заболеваний органа зрения, сопровождается снижением двигательной активности, а это, в свою очередь, вызывает у ребенка большие затруднения при выполнении различных движений. У детей с нарушением зрения наблюдаются значительные отклонения в координационных способностях. Хореография, по мнению Плаксиной Л.И., развивает у детей не только координацию, гибкость, силовые качества, но и чувство ритма, артистичность, корректирует осанку, свод стопы, верхний плечевой пояс. [6 c. 156]

Искусство хореографии — важное средство эстетического воспитания, а также развития творческих способностей у слабовидящих детей. У занимающихся воспитывается правильное ощущение красоты движений, способность передавать в них определенные эмоциональные состояния, различные настроения, переживания, чувства.

На уроках хореографии изучаются многообразные сочетания движений ног, рук, туловища, головы. Путем соответствующей корректировки каждого движения воспитывается его выразительность, без которой невозможно добиться артистичности исполнения. Применение ходьбы и бега в занятиях способствует развитию силы мышц ног, воспитанию правильной осанки, повышает плотность урока. [1, с. 99]

Хореография является коррекционным курсом, заложенным в учебный план школы интерната для слабовидящих детей. Преподавание хореографии обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности, которая имеет целью активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности. Ребенок с нарушением зрения более чем зрячий зависит от выбора, удержание в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи стоят перед ним, в связи с переносом акцентуации на развитие самостоятельной активности, связанной с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. Ограниченный  опыт физических действий, отставание в развитии психических функций, плохо развитая общая моторика, несформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение уроков хореографии в систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Как известно, слабовидящий ребенок страдает многими сопутствующими отклонениями: он зажат у него неадекватная самооценка и, как следствие проблемы в общении. У таких детей возникают  трудности при выполнении некоторых упражнений, для  преодоление которых требуется больше времени чем для обучающихся основной группы. [11]

Солнцева Л.И. полагает, что основными задачами уроков хореографии является - компенсация двигательного и эмоционального дефицита, научить владеть своим телом. Занятия способствуют повышению работоспособности, укрепляют здоровья,  коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию  умения дифференцировать движения и подчинять по степени мышечных усилий, во времени и в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения  музыке, придавая движениям целесообразность, стройность, выразительность  и уверенность. [8, c. 30]

К основным видам, используемым  на занятиях по ритмике, Земцова М.И. относит: ритмическая ходьба, бег, прыжки с различными движениями рук, проговариванием  речёвок, стихотворений, бег в различном темпе, общеразвивающие упражнения, выполняемые под счет учителя; упражнения с предметами и без; танцы; музыкально-ритмические и подвижные игры. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно всем детям любого возраста. В несложных, веселых и подвижных танцах и играх ребенок получает радость от самого процесса движения под музыку, оттого, что у него все получается, от возможности выразить, проявить себя.  Занимаясь хореографией, слабовидящие дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке, и многие понятия по музыкальной грамоте ими легче усваиваются через движение.[3, c. 118]

Музыка пробуждает у детей светлые и радо­стные чувства! Они получают огромное удовлетво­рение от свободных и легких движений, от сочета­ния музыки с пластикой своего тела и жестов. Занятия хореографией поднимают настроение, повышают жизненный тонус.

Хореография оказывают на детей и немалое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют четкого взаимодействия всех участников, это сплачивает ребят, повышает   дисциплину, со временем появляется чувства ответственности, товарищества. Кроме того, у слабовидящих детей развиваются память и внимание, вырабатывается активное торможение (учащиеся постепенно приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое: с шага на бег или поскоки и т. д.). Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность, инициатива. В тесной связи со всей учебно-воспитательной работой школы занятия по хореографии направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности слабовидящего ребенка.[4, c. 70 ]

Так как все занятия хореографии проводятся под музыку, преподаватель  с особой ответственностью должен подходить к отбору музыкальных про­изведений. Не всякая пьеса  используется в работе по движению, а лишь та, которая представляет собой художественную ценность, имеет ясную форму, выразительна и доступна для детского восприятия.

В музыкальной пьесе или отрывке  ярко представлено то средство музыкальной выра­зительности, к которому педагог хочет привлечь внимание детей (например, темповые изменения, динамические контрасты, особенности ритмического рисунка и другие). Движения должны вытекать из музыки, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства музыкальной выразительности. Использование на уроках хореографии  высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает музыкальный вкус. [10]

Солнцева Л.И и Семенов Л.А. выделяют основные принципы, используемые на уроках: 

- постепенность в развитии эмоциональных способностей детей.

- строгая последовательность  при развитии эмоционального состояния

- целенаправленность

- формирование музыкальной активности (развитие чувства ритма, координация движений, пространственная ориентировка, двигательная подготовленность) [9, c. 32].

Подготовительная работа педагога-хореографа со слабовидящими детьми включает в себя следующие компоненты:

1. Узнать заранее личностные особенности ребенка. Это необходимо, чтобы найти индивидуальный подход к нему, и тем самым облегчить адаптационный процесс.

2. Познакомить с кабинетом. Желательно это знакомство проводит не только с одним ребенком, а с подгруппой. Это связано с тем, что для ребенка с нарушением зрения посещение любого незнакомого помещения служат источником напряжения, стресса. Если же он будет с другими детьми – это, несомненно, снижает уровень стрессирующего воздействия.

3. Постепенно вводить его в учебный (лечебный) процесс. Дать возможность привыкнуть в своей социальной роли. Нагрузку увеличивать постепенно. Правильно организованный учебный (лечебный) процесс позволит вам добиться наилучших результатов, а ребенку быстрее адаптироваться.

4. Заинтересовать ребенка, т.е. пробудить в ребенке желание ходить к вам, заниматься с вами.

5. Заменить практическое действия описанием. [11]

Внутренний мир слабовидящего и слепого ребенка строится на основе впечатлений, получаемых им через сохраненные анализаторы, главный из которых – двигательный. При патологии зрения у детей имеются значительные особенности в способах восприятия окружающего мира, развитии движений, ориентировке в пространстве. Учитывая, что занятия хореографией являются частью образовательной и коррекционно-развивающей работы школы, Рудакова Л.А. выделяет четыре основных направления работы с детьми: оздоровительное, образовательное, воспитательное и коррекционно-развивающее. В процессе занятий у детей с патологией зрения укрепляется мышечный корсет, формируется правильное дыхание, развиваются моторные функции, вырабатывается правильная осанка, походка, грация движений, что способствует оздоровлению детского организма в целом.[7, c. 60]

Учащиеся в процессе обучения знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов, учатся воспринимать национальное своеобразие танца; знакомятся с основами общей культуры:

- корректное поведение;

- ответственность;

- трудолюбие;

- самоконтроль. [7, c. 88]

Музыкальное сопровождение танцевальных композиций способствует развитию слуха, формированию пластичности и точности движений, воспитанию чувство прекрасного. Все это является базой для дальнейшего развития творческой жизни учащихся и их способностей. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и творческого отношения к жизни и искусству – необходимое условие формирования личности ребёнка. Задачи эстетического воспитания не исчерпываются необходимостью научить учащихся, верно понимать эстетические явления. Главное - воспитывать и развивать те качества личности, которые превращают человека в активного созидателя прекрасного. Личностно-ориентированный подход, который в последнее время повсеместно внедряется в сфере образования – это, по своей сути, специфика  работы, без него невозможен сам процесс обучения танцу. Для достижения заметных результатов в воспитании и обучении учитывается личностные качества, возрастные, психологические, физические особенности ребёнка с ограниченными возможностями. Современные подходы к коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии значительно расширяют роль и значение специального образования как важного средства реабилитации и социальной адаптации.

Хореография для учащихся с патологией зрения способствуют коррекции отклонений в психофизическом развитии детей. Занятия складываются из двух компонентов, находятся в тесной взаимосвязи:

1.Формирование музыкально-ритмических навыков (умения передавать движениями средства музыкальной выразительности);

2.Формирование навыков выразительных движений (основных, гимнастических с предметами и без них, сюжетно-образных, танцевальных).

Овладение ими детьми осуществляется посредством специальных танцевальных упражнений, игр, танцев.

Основные задачи занятий:

- развитие музыкального восприятия, формирование умения передавать различные средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, форму, характер музыкального произведения);

- овладение «языком движений», его семиотическими формами; умением с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце, игре передавать музыкальный образ;

- развитие творческих проявлений в движениях под музыку, становление музыкально-двигательной импровизации в сюжетно-игровых композициях, этюдах, сюжетных танцах;

- осуществление средствами движений коррекции познавательной, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер ребенка с ограниченными возможностями здоровья.[10]

Нарушение зрения, возникающее в раннем возрасте, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентировки у детей. Это ограничивает подвижность ребенка и затрудняет развитие его двигательной сферы.[11]

Отсутствие зрительных впечатлений влияет на развитие представлений о пространстве, что в свою очередь вызывает у слабовидящих и слепых детей боязнь пространства, страх передвижения. А занятия хореографией позволяют детям преодолеть трудности зрительно-пространственной ориентировки, некоординированность двигательных актов, их аритмичность и гиподинамию. По мнению Лебедева С.С., при анализе и оценке окружающей обстановки слепой ребенок в большой мере опирается на слух. Слух — основная опора слепого и в предметно-пространственной ориентировке. Поэтому слуховой анализатор, как одно из компенсаторных средств весьма эффективно используется на занятиях по ритмике и хореографии.[2, c. 9]

Дети выполняют упражнения под счет, на хлопки, удары в бубен. Слушая и исполняя ритмичные, бодрые, танцевальные композиции, дети испытывают радость, переживают чувства, которые выражены в музыкальном произведении. В музыкальном сопровождении показывается также ритмичность и имитация движений различных трудовых процессов, что способствует в дальнейшем умению овладевать трудовыми операциями. В музыкальных играх и плясках дети с патологией зрения учатся двигаться в соответствии с характером музыкальных произведений (бодрый, веселый, подвижный, спокойный), с громкостью звучания (усиление и ослабление), с темпом (ускорение и замедление). Заканчивать движения с прекращением музыки, исполнять несложные пляски, построенные на простейших плясовых движениях (притопывание одной ногой и двумя ногами попеременно, кружение поодиночке и парами, держась за руки, в одну сторону, в другую; полуприседание, хлопки в ладоши, помахивание кистями рук, повороты рук). Дети учатся правильно ходить, держать корпус прямо, легко бегать на носках, прыгать, сгибая колени. Малоподвижная жизнь приводит к появлению у слабовидящих детей навязчивых стереотипных (так называемых блайндизмов) движений рук, головы, в которых реализуется естественное стремление ребенка к движению.

С целью их преодоления в структуру занятий ритмикой и хореографией Никитин В.Ю. включает набор специальных упражнений из трех групп:

- коррекционные упражнения для рук;

- коррекционные упражнения для ног;

- коррекционные упражнения для рук и ног. [5, c. 60]

Коррекционная направленность упражнений состоит в формировании движений рук и ног, усвоении детьми различного ритма, автоматизации, согласованности действий. И.М.Сеченов говорил, что слепому и слабовидящему ребенку рука заменяет глаз. Рука выступает как регулятор многих движений, ориентируясь в пространстве, ребенок использует ее движения; основные движения (ходьба, бег, прыжки) осуществляются с помощью рук. У детей с нарушением зрения слабо развита мелкая мускулатура рук: пальцы малоподвижны, скованы, напряжены. Для развития свободного движения рук, детьми исполняются  специальные упражнения, способствующие развитию «танцевальности» рук, коррекционные занятия проходят с учётом рекомендаций специалистов: учителя - логопеда и тифлопедагога («пальчиковая гимнастика»). [11]

На занятиях для развития чувства ритма, учащиеся выполняют различные комбинации из хлопков (одинарные, двойные, тройные) и притопов (одной ногой, двумя). Для развития воображения и фантазии учащимся предлагаются музыкальные отрывки из детских песен, и они должны найти движения для героя песенки и объяснить, что герой делает, какое у него настроение, характер. У детей с патологией зрения наблюдается плохая походка (медленная, неуверенная, «вразвалочку»), что влияет на выработку осанки. Постепенно входит в привычку неэстетичная сутулость осанки, вредная для здоровья. Для коррекции походки - упражнения в ходьбе по различным «след – ориентирам» («дорожки», «круги», «диагональ», «шнуровки»). Сначала дети учатся ходить размеренным и размашистым шагом друг за другом, держась за идущего впереди товарища левой рукой. С выработкой автоматизма в правильной постановке ног, внимание переносится на туловище: положение позвоночника, плеч, головы.

Во время занятий особое внимание уделяется осанке детей: необходимости прямо держать спину, не склонять голову к груди (это особенно характерно для осанки слепых детей).Коррекционные упражнения для исправления осанки: «кошки», «солдатики», «неваляшки», «тряпичные куклы». Большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья имеет приобретение двигательного опыта. Чтобы слабовидящий и слепой ребенок овладел движениями своего тела, обучение начинается основным движениям от простого к сложному. Постепенно расширяется и усложняется лексика танцев. Разучивание  начинается с движения, затем комбинации, движения в паре и только после этого танец с рисунком.

Многие из движений, необходимых для выполнения основных упражнений, особенно движений ног, выполняются сначала сидя. Дети хорошо понимают упражнения и ставят ноги в нужное положение, позже отработанные движения легче перенести в положение стоя. Внимание ребенка обращается на то, как нужно чередовать движения рук и ног. После этого разучивание движения переносится в положение стоя. Многие слепые и слабовидящие дети не умеют подпрыгивать и перепрыгивать. Они делают это на прямых ногах с жестким приземлением на пятки, что чревато травмами. Первые упражнения в прыжках у таких детей - прыжки на месте. На занятиях они учатся перепрыгивать через шнур, выпрыгивать из обруча, держась за руку учителя, а затем и самостоятельно. Когда дети усваивают эти приемы, опытные педагоги переходят  к играм, в которых нужно перепрыгивать через «речку», «канавку», играем в игру «Не замочи ноги» и другие. [10]
Обычно долго не удается научить слабовидящих и слепых детей становиться в круг. Первоначально для обучения этому использую круг, сделанный из мягкой проволоки, затем из толстого шнура, который в дальнейшем убираю. После нескольких упражнений дети овладевают навыком построения в круг из любого положения

Процесс проведения занятий по ритмике и хореографии в коррекционной школе имеет свои особенности, которые определяют содержание и специфику использования комплекса коррекционных методов в различных сочетаниях:

- слухо-двигательных;

- зрительно-двигательных;

- словесно-двигательных. [11]

Занятия включают в себя ритмическую ходьбу с различными движениями рук и туловища, проведением речетативно-игровых упражнений, дидактических игр, стихотворений, бег (в различном темпе), общеразвивающие и танцевальные движения, танцы, подвижные игры. Систематическое совершенствование движений на занятиях оказывает большое влияние на повседневную жизнь детей.
Наблюдения показали, что двигательные навыки у детей с патологией зрения неустойчивы. Чтобы укрепить их, нужно уметь вовремя поддержать интерес ребенка к упражнениям, которые он делает. Коррекционная роль занятий обеспечивает рациональное сочетание зрительного контроля с выполняемыми действиями, направленными на развитие механизмов фиксации, прослеживания, укрепления глазодвигательных функций.

Любая деятельность имеет свою структуру. В нее входят действия, движения, их цель и мотивы. В движениях и действиях важная роль принадлежит сенсорному контролю. С помощью зрения, слуха, мышечного чувства и других органов чувств (анализаторов) сенсорный контроль позволяет осуществить «движения не сами по себе, а в соответствии с целью действия» (Ительсон Л.Б., Петровский, А.В.). [2, с.35]
На занятиях уделяется большое внимание ориентировке в пространстве, обеспечивая детям условия для лучшего его видения за счет использования световых сигналов, ориентиров и цветовых атрибутов. В обучении танцевальным движениям Никитин В.Ю. применяет показ с конкретным словесным описанием действия. Показ педагог  строит поэтапно, выделяет на каждом этапе акценты точной координации, отдельные новые или особо трудные элементы показывает на самом воспитаннике. Часто в обучении использует метод словесного описания движений детьми, это активизирует мысль, представления их о движении. Правильное описание ребенком движений и последующее их воспроизведение дает возможность судить о создании зрительного образа движения. Все разучиваемые упражнения повторяются до тех пор, пока ребенок сможет их выполнить в различных вариантах: по словесной инструкции, по показу, в разном темпе. Одним из условий успешных результатов является внимательное, доброжелательное отношение к детям, умение внушить каждому ребенку веру в его возможности. [5, с. 79]
Двигательные упражнения педагог-хореограф дает детям в форме конкретных заданий. Конкретные короткие задания при выполнении движений помогают детям лучше осознать поставленную перед ними задачу и действовать более целеустремленно. Комментирование своих действий помогает слепому ребенку сосредоточиться в нужный момент.

Незнакомые движения часто вызывают у детей нерешительность, боязнь. Поэтому прежде, чем показывать и объяснять детям новое движение, предварительно сравниваем его с теми, которые дети уже умеют делать. [5, c.99]

Основываясь на движениях, которыми ребенок уже владеет, педагог обучает его новым танцевальным движениям. Для поддержания интереса и развития физических способностей учащихся упражнения постоянно модернизируются (варьируются), постепенно усложняются. Прежде чем приступить к обучению сложным движениям, педагог должен проверить, насколько дети овладели простыми движениями, входящими в сложные, и могут ли свободно объединять их. Для этого отрабатываются отдельные движения, входящие в такие сложные упражнения, как прыжки, подскоки и другие.[11]

Таким образом, достигнуть результатов в развитии творческих способностей учащихся можно, только комплексно воздействуя на ребенка. В первую очередь это, конечно, занятия на уроках индивидуальных и групповых, когда учащимся предлагаются творческие задания. Индивидуальный подход в процессе обучения слепых и слабовидящих детей не означает, что на занятиях преподаватель уделяет внимание только одному ребенку. Работая с группой учащихся, выбирает приемы, помогающие каждому из детей организовать свое поведение в соответствии с требованиями коллектива.

Список использованных источников

  1. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. – М.: Педагогика, 2013. – 273 с.
  2. Денискина, В. З., Шведова, Н.П. Коррекция движений слепых учащихся начальных классов как основа обучения ориентировке в пространстве. – М.: Медицина, 2012. - 56 с.
  3. Земцова М.И. Учителю ритмики о детях с нарушениями зрения. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
  4. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учеб. пособие. – СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2011.  - 89 с.
  5. Никитин, В.Ю. Танец: Методика преподавания слабовидящим детям - М.: Всероссийский Центр художественного творчества учащихся и работников начального профессионального образования, 2012.-  99 с.
  6. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 2010. -  167 с.
  7. Рудакова Л.А. Обучение  коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. – М.: Просвещение, 2013. – 132 с.
  8.  Солнцева Л.И., Подколзина, Е.Н. Воспитание и обучение слепого дошкольника. - М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2014.-  57 с.
  9. Солнцева Л.И., Семенов Л.А. Элементарное обучение ориентировке и мобильности в пространстве слепых детей //Психолого-педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности. - М.: ВОС, 2011. – 76 с.

Интернет источники

  1. Батлер О. Независимая газета. Статья «Что может слепой?» http://www.ng.ru/saturday/2005-01-14/15_blankett.html
  2. http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/ck129-otsm-triz-pedagogika/18075-effektivnost-otsm-triz-tehnologii-v-rabote-so-slabovidyashhimi-shkolnikami