Символика меча в монументальной скульптуре

Разделы: МХК и ИЗО


История меча.

В мировой истории происхождение меча скрыто под непроницаемой толщей веков. Меч — вид холодного оружия с прямым клинком, предназначенный для рубящего удара или рубящего и колющего ударов, в самом широком смысле — собирательное название всего длинного клинкового оружия с прямым клинком.

Уже с глубокой древности известны мечи всевозможных форм: короткие и длинные, широкие и узкие, прямые и кривые, легкие и тяжелые, двуручные. В бронзовом веке мечи изготавливали из бронзы, в железном — соответственно из железа.

Меч состоит из следующих частей: клинок, рукоять, навершие и гарда. Совокупность рукояти, гарды и навершия называется эфесом. (Рис. 1)

Гарда — это деталь, защищающая руку бойца. Она у большинства средневековых клинков имеет вид перекрестия, но встречаются также чашеобразные (как у рапир), колодкообразные (как у гладия) или даже сетевидные гарды.

Навершие (оно же — головка) — это грузик на конце меча, противоположном клинку. Обычно имеет более-менее шаровидную форму. Нужно оно затем, чтобы сбалансировать оружие: сдвинуть центр тяжести меча с его середины поближе к руке.

Из чего состоит меч

Рисунок 1

Что такое клинок и рукоять, объяснять, наверное, не требуется. Замечу, что клинки различаются прежде всего формой, длиной и способом заточки. Так, например, большинство европейских клинков в средние века были обоюдоострыми и отточенными с конца, но это вовсе не обязательно. Боковая режуще-рубящая кромка клинка называется лезвием, а колющий конец — острием.

На протяжении многих столетий меч оставался самым грозным и наиболее почитаемым видом оружия. Необычайная популярность меча имеет свои основания. Пусть удар мечом по пробивной и убойной силе не сравнить с топором, а радиус угрозы — с копьем или секирой, у меча есть несколько серьезнейших преимуществ.

Воин с мечом намного меньше устает, чем обладатель несбалансированного оружия. На удар расходуется малая доля той энергии, что нужна на взмах топором.

Мечом удобно парировать удары — во всяком случае, удобнее, чем древковым оружием, которое при этом имеет обыкновение ломаться. Меч помогает своему владельцу защищаться. Меч — быстрое оружие. Даже рубящий, он все-таки достаточно маневрен. Важное следствие из всего этого: меч лучше многих видов оружия позволяет реализовать преимущество в технике боя.

Воины седой древности и романтического Средневековья усматривали в мече не просто полосу заостренного металла, несущую смерть, а нечто большее — верного друга, зачастую наделенного магическими свойствами, и обращались с ним уважительно, как с живым существом.

В раннем средневековье кузнец представлялся существом необыкновенным, близким к колдуну, несомненно, по причине своего умения изготовлять оружие, ковать мечи.

Символика меча.

Как основной вид оружия, меч был символом войны, силы и власти, а как главный инструмент “божьего суда” — высшей справедливости и правосудия. И это лишь самые главные, общепризнанные символические значения меча. Для многих народов, преклонявшихся пред его магической силой, меч означал также божественный разум, проницательность, мощь, огонь, свет, разделение или смерть. Утрата меча в бою была равнозначна утрате силы, поэтому сломанный меч символизировал поражение.

В мифологии многие божества вооружены грозными карающими мечами. Индуистский Вишну, например, изображался с пламенным мечом в руках. Но всех превзошел в этом отношении Руевит — бог войны у балтийских славян: целых семь мечей висят у него на поясе, а восьмой воздет в правой руке.

Одно из древнегреческих сказаний породило новое символическое значение меча. Некто Дамокл, фаворит сиракузского тирана Дионисия, однажды открыто позавидовал богатству, власти и счастью своего покровителя. Чтобы дать Дамоклу реальное представление о положении и судьбе монархов, Дионисий на один день поменялся с ним местами. Дамокла усадили во время пира на царском месте, но над его головой на конском волосе подвесили меч. Тогда-то и осознал завистник всю призрачность счастья венценосцев. С тех пор выражение “дамоклов меч” стало символом нависшей, грозящей опасности.

В героическом эпосе мечи обязательно наделены магической мощью. Особое место в фольклоре занимает меч-кладенец, самосеек — чудесное оружие, обеспечивающее победу над врагами. Но раздобыть такой меч очень нелегко: его нужно сначала разыскать где-нибудь за тридевять земель, в могильном кургане, а затем выдержать тяжелый бой с призраком прежнего владельца меча. Илье Муромцу пришлось одолеть богатыря Святогора — исполинского великана, подпиравшего головой небо, чтобы завладеть его мечом-кладенцом. Германский герой Беовульф бросился в глубокий омут, где его поджидало страшное женочудовище, и в подводном логове нашел светящийся изнутри меч гигантов, с помощью которого отважный герой и поразил чудовищного врага, неуязвимого для обычного оружия. Зигфрид убил 700 нибелунгов, двух великанов и победил в нелегком поединке злобного карлика Альбриха, прежде чем чудесный меч Бальмунг оказался у него в руках.

Зачарованные мечи не даются в руки никому, кроме тех, для кого они предназначены. Только Артуру, наследнику короля Британии Утера Пендрагона, удается извлечь зачарованный меч из наковальни. Меч трагически погибшего рыцаря Балина чародей Мерлин силой магии заключил в кусок мрамора, и никто, кроме безгрешного рыцаря Галахэда, которому он был предназначен, не мог никакими усилиями извлечь его из камня.

Иногда магические мечи являлись даром богов или могущественных духов. Король Артур получил Экскалибур непосредственно из рук Владычицы озера. Не только сам меч, но и его ножны были наделены чудесными свойствами: тот, кто носил их в бою, не мог потерять ни капли крови.

Мечи, одушевленные силой магии, вели себя как разумные живые существа. Побуждая владельца к сражению или отмщению, они звенели и сами вырывались из ножен, не соглашаясь возвращаться обратно до тех пор, пока не отведают вражьей крови. Предчувствуя смерть хозяина, меч тускнел и покрывался кровавым потом. Если же рыцарь совершал поступок, пятнающий его честь, меч, отказываясь служить недостойному, ржавел, ломался или попросту вываливался из рук.

Меч обычно служил хозяину до самой его смерти. Умирающий, истекающий кровью рыцарь ломал меч, чтобы тот “умер” вместе с ним и не достался врагу. Смертельно раненный Артур приказывает своему соратнику бросить Экскалибур в воды волшебного озера. Роланд, чувствуя приближение смерти, тщится сломать Дюрандаль о камни, но его великолепный меч даже не тупится, со звоном отскакивая от гранитных глыб, и тогда неистовый рыцарь падает на меч и, прикрыв его собственным телом, умирает. Однако иногда легендарный меч, предвидя встречу с новым героем и новые удивительные подвиги, упорно отказывается умирать и ждет своего часа в могильном кургане или в глубокой темной пещере.

В религии, особенно в христианстве, мечу придаются подчас самые неожиданные символические толкования. Так, в Откровении обоюдоострый меч, как символ божественной мудрости и правды, выходит… из уст самого Христа. В Книге Бытия огненный меч библейского херувима, охраняющего дорогу в Эдем, является символом очищения. Меч сжимает в руке один из всадников Апокалипсиса, олицетворяющий войну.

В буддизме меч рассматривается как символическое оружие мудрости, отсекающее невежество. В Китае меч в руках богов-охранителей считается оберегом для всей семьи: в канун Нового года китайцы развешивают плакаты с изображениями таких богов на дверях своих домов.

В западноевропейской иконографии, где меч выступает преимущественно как орудие мученичества, он является атрибутом многих святых. Меч пронзает грудь св. Иустины, Евфимии и Петра Мученика, шею Люции и Агнессы, голову Фомы Беккета и книгу в руках св. Бонифация, также павшего от меча. Замыкает этот печальный ряд изображение Девы Марии, чью грудь пронзают сразу семь мечей — семьскорбей Богоматери.

Пожалуй, в руках лишь одного католического святого, Мартина Турского, меч имеет совсем иное смысловое значение. По церковному преданию, Мартин, повстречавший в дороге промокшего и озябшего путника, мечом разрезал свой плащ пополам, чтобы укрыть бедняка от непогоды. В данном случае меч является символом разделения, участия и добра.

В византийском православии особенно почитаемы римские воины-великомученики, защитники христианской веры: Артемий Антиохийский, Дмитрий Солунский, Меркурий, Феодор Тирон, Иоанн Воин. Все они изображались с мечом в руке или у пояса. Вооружен мечом и самый воинственный из божественной свиты — архангел Гавриил.

В Русской православной церкви с мечом, символизирующим защиту, оборону, могут изображаться князья — защитники русской земли: Георгий (Юрий) Всеволодович, павший в битве с татарами на реке Сити (1238), Мстислав Храбрый, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие, а также сраженные мечом князья-мученики: Борис и Глеб.

В изобразительном искусстве эпохи Ренессанса меч как атрибут характерен для целого ряда фигур, аллегорически представляющих человеческие чувства: Храбрости, Твердости, Гнева, Справедливости, Умеренности и Отчаяния. У двух последних он изображен особенным образом: меч Умеренности вложен в ножны, которые накрепко привязаны к эфесу, чтобы затруднить его извлечение; а для Отчаяния, представленного в виде женщины, бросающейся на собственный меч, он служит орудием самоубийства.

В геральдике эмблема меча может символизировать высшую военную власть или правосудие. Военный геральдический меч обычно изображается обнаженным, клинком вверх, за исключением тех случаев, когда он помещен в гербе в память о павших — тогда меч направлен острием в землю.

В нашей стране “карающий меч революции”, вложенный в руки сотрудников ВЧК, перешел затем к ГПУ и НКВД. В сталинскую эпоху этот меч, утративший всякую связь с принципом социалистической законности, превратился в орудие массового террора. Перед Великой Отечественной войной эмблема меча, рассекающего змею, украсила шеврон сотрудников военной контрразведки “Смерш” (“Смерть шпионам!”). В послевоенное время эмблема, изображающая щит с двумя скрещенными мечами, стала отличительным знаком работников министерства юстиции.

В Средние века в Западной Европе и Японии существовал настоящий культ меча. Главное оружие рыцаря и самурая постепенно приобрело ритуальное и церемониальное значение. Символическое рождение рыцаря сопровождалось при посвящении троекратным соприкосновением меча с плечом кандидата. Вся дальнейшая жизнь рыцаря была неразрывно связана с мечом: в бою меч служил ему оружием, в пути крестообразная рукоять вонзенного в землю меча становилась символическим распятием. Меч являлся орудием правосудия во время “божьего суда” и орудием возмездия при исполнении смертных приговоров. С XIII—XIV веков меч, как символ верховной военной власти монархов, вошел в число королевских, императорских и княжеских регалий.

Меч Победы.

Мало кто знает, что одна из самых известных и высоких советских скульптур — “Родина-Мать зовет!”, которая установлена у нас в Волгограде на Мамаевом кургане, является лишь второй частью композиции, которая состоит сразу из трех элементов. Этот триптих (произведение искусства, состоящее из трех частей и объединенное общей идеей) включает в себя также монументы: “Тыл — фронту”, который установлен в Магнитогорске и “Воин-освободитель”, расположенный в Трептов-парке в Берлине. Все три скульптуры объединяет один общий элемент — Меч Победы.

Два из трех монументов триптиха — “Воин-освободитель” и “Родина-мать зовет!” — принадлежат руке одного мастера, скульптора-монументалиста Евгения Викторовича Вучетича, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча.

Сам скульптор так комментировал свою приверженность образу меча: “Я только трижды обращался к мечу, — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в Берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете”.

Историческая же последовательность была иной. Сперва был воздвигнут Воин-победитель (1946—1949, совместно с архитектором Я.Б. Белопольским), Родина-Мать возводилась на Мамаевом кургане в 1963—1967 г. с тем же Белопольским и группой), а третий монумент Вучетича, который не относится к данной серии, был установлен в Нью-Йорке перед штаб-квартирой ООН в 1957 г. Композиция под названием “Перекуем мечи на орала” демонстрирует нам рабочего, который перековывает меч в плуг. Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступления торжества мира на Земле.

Монумент “Тыл — фронту”

Рисунок 2

Первая часть трилогии “Тыл - фронту”, расположенная в Магнитогорске, символизирует советский тыл, который обеспечил стране победу в Великой Отечественной войне. Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь - стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным — каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали

Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала — гранит и бронза. Высота памятника составляет 15 метров, при этом внешне он выглядит гораздо внушительнее. Этот эффект создает то, что монумент располагается на высоком холме. Центральная часть памятника — это композиция, которая состоит из двух фигур: рабочего и солдата На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале. Рабочий ориентирован на восток (в ту сторону, где находился Магнитогорский металлургический комбинат), а воин смотрит на запад. Туда, где происходили основные боевые действия во время Великой Отечественной войны. Остальная часть монумента в Магнитогорске - это вечный огонь, который был изготовлен в виде звезды-цветка, выполненного из гранита.

На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). Памятник был изготовлен в Ленинграде, а в 1979 году его установили на месте. Монумент также был дополнен двумя трапециями высотой в рост человека, на которых были перечислены имена жителей Магнитогорска, получивших в годы войны звание Героя Советского Союза. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий

На скульптуре рабочий передает меч советскому воину. Подразумевается, что это Меч Победы, который выкован и поднят на Урале, в дальнейшем он был поднят “Родиной-Матерью” в Волгограде. Городе, в котором наступил коренной перелом в войне, а гитлеровская Германия потерпела одно из своих самых существенных поражений. Третий монумент серии “Воин-освободитель” опускает Меч Победы в самом логове врага - в Берлине.

Монумент “Родина-мать зовет!”

Рисунок 3

Позднее этот выкованный в тылу меч вознесет вверх в Волгограде на Мамаевом Кургане “Родина-Мать”. В том месте, где произошел перелом в Великой Отечественной войне. Данная скульптура была создана по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура на Мамаевом кургане представляет собой фигуру женщины, которая стоит с поднятым вверх мечом. Данный монумент — это собирательный аллегорический образ Родины, которая призывает всех объединиться, для того чтобы разбить врага.

Монумент “Родина-мать зовет!” является композиционным центром памятника-ансамбля “Героям Сталинградской битвы”, который расположен на Мамаевом кургане. Н.С. Хрущев, утверждая проект памятника-ансамбля, потребовал, чтобы скульптура Родины-матери была выше американской статуи Свободы. В итоге Вучетичу пришлось отказаться от первоначального проекта скульптуры - сравнительно невысокой фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руке. В результате высота скульптуры - 52 метра, а длина меча 33 метра.

Первоначально 33-метровый меч, который весил 14 тонн, был выполнен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Но огромные размеры статуи приводили к сильному раскачиванию меча, особенно это было заметно в ветреную погоду. В результате таких воздействий конструкция постепенно деформировалась, листы титановой обшивки начали смещаться, а при покачивании конструкции появлялся неприятный металлический скрежет. Чтобы устранить данное явление, в 1972 году была организована реконструкция монумента. В ходе работ лезвие меча было заменено на другое, которое было изготовлено из фторированной стали, с проделанными отверстиями в верхней части, которые должны были снизить эффект парусности конструкции.

Родина-мать венчает огромный холм над площадью Скорби в Волгограде. Курган - насыпной, высотой около 14 метров, в нем захоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине-матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см - по числу дней Сталинградской битвы. Кроме фигуры Родины-матери у кургана расположен комплекс мемориальных скульптурных композиций, а также зал памяти.

По окончании грандиозных работ Е.В. Вучетич признавался: “Сейчас ансамбль завершен. За этим — пятнадцать лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине.

Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма

Монумент “Воин-освободитель”

Рисунок 4

И уже в завершение композиции “Воин-освободитель” опустит меч на свастику в самом центре Германии, в Берлине, довершив разгром фашистского режима. Красивая, лаконичная и очень логичная композиция, объединяющая три самых известных советских памятника, посвященных Великой Отечественной войне.

Тринадцатиметровая бронзовая фигура солдата олицетворяет Советскую Армию, взявшую в руки оружие со святой целью - освободить от захватчиков свою Родину, уничтожить фашизм, угрожавший человечеству порабощением, защитить мирный труд людей всей земли. Фигура молодого воина дышит несокрушимой силой. Маленький ребенок доверчиво прильнул к груди доброго великана. Старинный меч, которым воин разрубил свастику, является символом защиты правого и благородного дела, символом борьбы за то, чтобы счастливо жили люди, чтобы спокойно они трудились, не боясь, что огненный шквал войны вновь пронесется над землей. Статуя воина-освободителя отлично воспринимается со всех сторон, чему способствует ее легкий разворот. Вертикали накинутой плащ-палатки придают фигуре необходимую устойчивость. Основанием монумента служит зеленый курган, напоминающий древние курганы-захоронения. Это вносит еще одну нотку в национальную мелодию всего ансамбля. На кургане возвышается светлый пьедестал фигуры, внутри которого построен мавзолей - торжественное завершение всего ансамбля.

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент “Воин-освободитель” был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма

Скульптура солдата был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе “Монументальная скульптура”, она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года. 8 мая 1949 года мемориал торжественно открыл советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков.

Памятник советским воинам в центре Европы всегда будет напоминать людям о священном долге каждого - неустанно бороться за мир на земле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном обществе меч это и оружие и культурный символ, который отражен в самых разных смысловых формах и обличиях.

Выяснению причины и необходимости такой неизменности присутствия символа меча посвящено исследование, основная направленность которого выражена в вопросе: “что дает такой архаичный предмет человеку в современном информационном обществе и почему неизбывно его присутствие в культуре не только в качестве оружия”.

Принадлежность меча к культуре обусловлена его присутствием во всех культурных жанрах и в хранилищах культурной памяти. Утрата утилитарного значения меча не прекратила его присутствия в культурных формах, а определила его существование как символа.

Меч – один из наиболее сложных и наиболее распространенных символов. С одной стороны, меч – грозное оружие, несущее жизнь или смерть, с другой – древнейшая и могущественная сила, которая возникла одновременно с Космическим Равновесием и явилась его противоположностью. Меч также – мощный магический символ, эмблема колдовского ремесла. Кроме того, меч – символ власти, правосудия, высшей справедливости, всепроникающего разума, проницательности, фаллической силы, света. Дамоклов меч – символ рока. Сломанный меч – поражение. Таким образом, меч, уйдя из действительности практической, тем не менее, живет в действительности достаточно большого числа людей как символ и артефакт. Его значение и роль на знаковом уровне практически не меняется.