НОД в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Совместная образовательная деятельность с элементами театра "Собака – друг человека"

Разделы: Коррекционная педагогика


Форма организации детей: подгрупповая.

Методы организации:

  • Наглядные: демонстрация наглядных пособий, презентация
  • Словесные: беседа.
  • Игровые: дидактическая игра, театрализация, воображаемая ситуация в развёрнутом виде.
Организационный момент

Цель: Создание мотивации на совместную деятельность.

Задачи:

  • Психологический настрой на совместную деятельность.
  • Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.

Методы и приемы: словесный (беседа, вопросы, художественное слово), игровой (сюрпризный момент)

Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети образуют круг. Далее вместе с педагогом произносят стихотворение и выполняют движения в соответствии с текстом. - Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с гостями, покажем какие мы умные и приготовимся заниматься.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

Проговаривание стихотворения.
Основная часть

Цель: закрепление представлений детей о домашних животных.

Задачи:

  • Закреплять и систематизировать знания детей о домашних животных;
  • Развивать связную речь, отвечая на вопросы полным предложением.
  • Обогащать словарный запас детей.

Методы и приемы: словесный (художественное слово, вопросы, беседа, уточнение), игровой (физкультминутка- игра с мячом), наглядный (презентация)

Упражнение “Какой по счету ”

Цель: закрепление навыков порядкового счета, последовательности появления героев.

Первым вышел рассказчик,

второй – лошадь, третьей – корова, четвертой – собака, пятым – хозяин.

Корова вышла третьей, рассказчик появился первым, собака – четвертой, лошадь – второй, хозяин – пятым.

Первым вышел рассказчик,

второй – лошадь, третьей – корова, четвертой – собака, пятым – хозяин.

Корова вышла третьей, рассказчик появился первым, собака – четвертой, лошадь – второй, хозяин – пятым.

Первым вышел рассказчик,

второй – лошадь, третьей – корова, четвертой – собака, пятым – хозяин.

Корова вышла третьей, рассказчик появился первым, собака – четвертой, лошадь – второй, хозяин – пятым.

Драматизация сказки “Спор животных”.

Цель: закрепление умений детей вести диалог, используя мимику и жесты.

Дети пересказывают сказку. Корова, лошадь и собака заспорили между собой: кого из них хозяин больше любит.

— Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему дрова из лесу вожу. Сам он на мне в город ездит, пропал бы он без меня совсем.

— Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. — Я его семью молоком пою.

— Нет, меня, — ворчит собака. — Я его дом стерегу.

Послушал хозяин этот спор и говорит: “Перестаньте спорить по-пустому. Все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте”.

Детям раздаются маски животных, кепка – хозяину.

Дети с опорой на слайд рассказывают сказку.

Игра “Скажи наоборот”

Цель: образование слов - антонимов

  У коровы длинный хвост, а у свиньи .. (короткий).

У свиньи жёсткая щетина, а у кошки шерсть ... (мягкая).

Лошадь сильная, а жеребёнок ... (слабый).

Бык злой, а корова ... (добрая).

Щенок молодой, а пёс ... (старый).

игра с мячом.
Работа по презентации

Объяснение русской поговорки “Собака - друг человека”

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о собаках, знакомство с фразеологизмом.

(С ней можно погулять, поиграть, пойти в гости; она может сторожить вещи, защитить от хулиганов, встретить из садика, спасти в трудную минуту). Слайд 1 СОБАКА – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

Говорят, что собака- друг человека. Как вы понимаете эти слова?

Почему собаку так называют?

Демонстрация слайдов:

Слайд 1 СОБАКА – ДРУГ ЧЕЛОВЕКА

(Волк – стоит, собака – сидит) Слайд 2 Волк и собака

- Как вы думаете, на какое дикое животное похожа собака?

Дикие собаки и волки жили с человеком по соседству.

Определите волка и собаку! Что делает волк? А собака?

Что еще может делать собака? (подбор действий)

Слайд 3 Первый помощник человека

- А давно или нет, собака стала служить человеку?

Дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое.

Люди в то время жили в пещерах и одевались в шкуры диких зверей. Именно тогда собака и стала другом человека. Но произошло это не сразу. Вначале собака следовала за человеком во время охоты, подбирая остатки его добычи. Вскоре собака стала помощником человека на охоте и в домашнем хозяйстве. Человек принял собаку в круг своей семьи, и она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин – вожак. Собака стала человеку настоящим другом.

Слайд 2 Волк и собака

Слайд 3 Первый помощник человека

(собака сторожит дом, охраняет других домашних животных) Слайд 4 Охрана

- Для чего собака нужна человеку?

Правильно - Ну а если в доме вор,

Пёс достойный даст отпор.

Для него святое дело

За семью сражаться смело.

А еще собака и в дождь, и в мороз помогает человеку пасти стада домашних животных.

Стадо овечье собаке послушно.

Собака справлялась с работой пастушьей.

Каких домашних животных помогает пасти собака? (коров, овец, лошадей, коз)

Слайд 5 Охота и извозчик

- Как ещё собаки помогают человеку? (помогают на охоте и с их помощью можно передвигаться)

В условиях крайнего Севера собаки в качестве ездовых животных для людей незаменимы: выносливы, безотказны, преданы хозяину, проходят по льду и рыхлому весеннему снегу — там, где более крупные животные (олени, лошади) скользят или проваливаются. С помощью собачьих упряжек проводились исследования Северного и Южного полюса.

Несутся собаки тропой ледяной.

Терпенье и сила в упряжке одной.

Слайд 6 Во время Великой отечественной войны

- А помогали ли собаки в войну?

В годы Великой Отечественной войны в Советской Армии служило много собак, которые спасли жизни многим солдатам.

- А вы знаете как именно собаки помогали людям?

Собаки являлись разведчиками, часовыми, связистами, переносили письма (депеши) через линию фронта, протягивали телефонные кабели, определяли местонахождение мин, помогали доставлять боеприпасы попавшим в окружение бойцам, работали санитарами. Собаки-санитары по-пластунски подползали к раненым и подставляли бок с медицинской сумкой, ожидая, пока боец перевяжет рану. Собака была спасением для раненых.

Слайд 7 Защитно-караульная служба

В наши дни собаки тоже обучаются военному делу, проходят курс защитно-караульной дрессировки. Собак готовят, как розыскных (ищеек), сторожевых, караульных (телохранителей), так и конвойных. Учат искать человека по запаху его вещи, задерживать, охранять и конвоировать (сопровождать). Обученные собаки служат в полиции, на границе, аэропорте, таможне.

Как называется собака, которая служит на границе?

Слайд 8 Космонавт

- Могут ли собака быть космонавтами?

Собаки способны не только на трюки.
А верно служили нашей науке.
Кто в космос летал раньше всех, угадай-ка?
Звёздочка, Белка, Стрелка и Лайка!

Это собаки – космонавты. В науке собаки – верные друзья. Часто они первопроходцы, а за ними следует человек.

Слайд 9 Спасатель

Обученная собака улавливает запах человека и его вещей даже под двухметровым слоем снега или под разрушенным домом, она бесстрашна, не боится ни снежной пурги, ни метели, поэтому собак, учат находить людей, попавших в беду после схода лавины или снежной бури. землятресения. Это собака – спасатель.

- Как человеку в горах может помочь собака-спасатель (найти, отрыть из снега, позвать людей...)

Слайд 10 Поводырь и терапевт

Специально обученные собаки помогают человеку с различными физическими недостатками, слепым, глухим, инвалидам. Незрячие люди используют собак-поводырей для передвижения и защиты в путешествиях. Собаки-терапевты, широко используются для реабилитации больных, где больным людям не дают грустить, помогают забыть о болезни.

Слайд 11 Артисты

Ну, а что за цирк без собачьих номеров?! Это цирковая собака.

Зал аплодирует, хохочет:
Что за прыжки! Что за повадки!
В награду – сахару кусочек.
Но труд артиста, ох, не сладок!

Слайд 12 Памятники собакам

В благодарность верным друзьям человека – собакам, ставятся памятники, которые можно встретить в самых различных странах мира. Есть памятник первой собаке-космонавту Лайке, образ пса Хатико в Японии стал примером беззаветной любви и верности. Память о собаках погибших во время войн увековечена в бронзе.

Слайд 13 Что нужно для собаки

- Дети, а как человек должен заботиться о своём друге? (Гулять с ним, разговаривать, дрессировать, вовремя кормить, менять воду, содержать в чистоте, своевременно показывать врачу).

Слайд 14 Собака заболела

Ребята, представьте, что ваша собака заболела. Как вы об этом узнаете?

Как расскажет об этом ваш пёс? Как отразится болезнь на нём? (У него поднимется температура, он перестанет играть, не захочет пойти погулять, забьётся в угол, не будет есть, шерсть потускнеет, нос станет сухим и горячим).

Что надо сделать, чтобы вылечить собаку? (надо обратиться к врачу)

Какой врач лечит собак? (ветеринар)

Слайд 15 Собака – друг человека

Мы любим собаку ради неё самой, ценим её доверчивость и непосредственность, её привязанность и верность. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырём, но главное – она стала ему спутником и другом.

Дети, как много интересного мы сегодня вспомнили о наших четвероногих друзьях. Чем больше вы будете знать о животных, тем крепче ваша дружба будет с ними.

Слайд 4 Охрана

Слайд 5 Охота и извозчик

Слайд 6 Во время Великой отечественной войны

Слайд 7 Защитно-караульная служба

Слайд 8 Космонавт

Слайд 9 Спасатель

Слайд 10 Поводырь и терапевт

Слайд 11 Артисты

Слайд 12 Памятники собакам

Слайд 13 Что нужно для собаки

Слайд 14 Собака заболела

Слайд 15 Собака – друг человека

Заключительная часть.

Цель: Подведение итогов НОД.

Задачи:

  • Сохранять и поддерживать интерес к познанию окружающего мира.
  • Методы и приемы: словесный (поощрение), практический (Упражнение “Проведи дорожку”).
Дети берут листы и выполняют задание в самостоятельной деятельности. Молодцы, ребята Упражнение “Проведи дорожку” для каждого ребенка.