Игровая обучающая ситуация по формированию основ экологической культуры «Путешествие в страну бумаги» в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (89 МБ)


Игра-путешествие

Возрастная группа: старшая

Описание: ИОС «Путешествие в страну бумаги» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен воспитателям старших групп и руководителям  Изостудии. ИОС направлена на воспитание бережного отношения к природе и развитие творческих способностей детей. Этот материал может быть итогом проекта по темам: «Экология», «Деревья», «Бумага».

Интеграция: «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация»,

Цель: Формирование бережного отношения к объектам природы; показать значение деревьев в жизни человека и животных. 

Задачи: 

  • Уточнить представление детей о бумаге, дать знания о её свойствах, процессе изготовления и её применении. («Познавательное развитие»)
  • Развивать навыки социального поведения: умение договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение.  («Социально-коммуникативное развитие»)
  • Расширять словарный запас детей слова «макулатура», «лесорубы», «блендер», «гофрированная», «глянцевая», «шероховатая», «бархатная» («Речевое развитие»)

Материалы и оборудование:  набор картинок: наскальная роспись, глиняные дощечки, береста, текст стихотворения Станислава Костенко «Бумага».  Лист бумаги А4, целлофановый пакет, салфетка, металлическая ложка, тканевая и бумажная лента, образцы бумаги: картон, газеты, глянцевая бумага, кусочек обоев, бархатная бумага, аудиозапись «Паровоз букашка» проектор, экран, презентация «Путешествие в страну бумаги», видео https://www.youtube.com/watch?v=xAv5v-XojFU  смотреть 4.20 -5.27; использованная бумага, сетки в рамке на каждого ребёнка, плотные полотенца, х/б ткань, клеёнка, фартуки на каждого ребёнка, губки на каждого ребёнка, блендер, клей ПВА, гуашь, горячая вода.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Целевые ориентиры (ФГОС ДОУ)

УУД в перспективе (ФГОС НОО)

1 Этап: «Погружение в игровую ситуацию»

Цель: создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личная значимость («детская цель»)

1

Предлагает вам отправиться в необычное путешествие «Хочу все знать». Просит разделиться  на три команды.

Мы друзьям помашем ручкой,
Улыбнемся, подмигнем.
Интересное занятие
С вами мы сейчас начнем.

Делятся на команды, надевая определенные символы

Умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Личностные:
формирование мотивационной основы учебной деятельности
Коммуникативные:
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

2

Показывает чудесный сундучок и просит определить, что в нем, отгадав загадку:

Она бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
А что? Догадывайтесь сами! (Слайд 2)

Отгадывают загадку.

Умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Коммуникативные:
- умение использовать коммуникативные навыки;
- умение строить монологическое высказывание;
- владение диалогической формой коммуникации.

3

Просит назвать  предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.

 

 Подытоживает детские ответы и предлагает  узнать еще что-нибудь интересное о бумаге? Приглашает отправиться в путешествие по Стране волшебной бумаги на волшебном паровозе.

Дети называют предметы, при изготовлении которых использовалась бумага.

 Дети строятся за воспитателем паровозиком и делают круг по группе под фонограмму «Паровоз Букашка»

Владение устной речью, умение выражать свои мысли и желания;
- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Личностные: формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
- формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Коммуникативные:
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.

2 Этап: « Актуализация имеющегося опыта»
Цель: актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимых для построения новых знаний.

4

«Станция «Река времени»

Педагог задает вопросы:

  • Чему научились люди раньше - писать или делать бумагу?
  • С помощью чего и на чём писали люди до появления бумаги?
    (Слайды 3-5)

Предлагает расположить картинки  наскальная роспись, глиняные дощечки, береста на игровом поле  «Река времени», соответственно временным категориям.
(Слайд 6)

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Размещают картинки с помощью курсора мыши   на свои места, объясняя свой выбор.

Умение проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями;
-проявление инициативы и самостоятельности;
-формирование чувства веры в свои силы.

Личностные:
- формирование мотивационной основы учебной деятельности;
Коммуникативные:
- владение диалогической формой коммуникации;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные:
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Регулятивные:
- формирование способности принимать и сохранять учебную задачу.

3 этап: «Создание затруднения в деятельности»
Цель: создание условий для преодоления затруднений.

5

Станция «Угадай-ка»
Воспитатель предлагает игровое задание «Найди на ощупь».
Завязывает детям глаза, дает им в руки образец бумаги.

Дети подходят к столу  и определяют, качество бумаги (шероховатая, глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная)

- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;
-проявление любознательности, развитие воображения.
- формирование тактильной памяти
- умение активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, участвовать в совместных играх.

Личностные:
- формирование  учебно-познавательного интереса к учебному материалу и способам решения новой задачи;
Коммуникативные:
- формирование умения строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.
Познавательные
- - формирование умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
Регулятивные:
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

4 этап: «Самостоятельное открытие нового знания».

Цель: организация поиска необходимого знания, открытие нового знания.

6

Станция  «Лаборатория»
Воспитатель предлагает определить свойства бумаги:

  • принимать и сохранять форму (1 команда)
  • впитывать воду (2 команда)
  • прочность (3 команда)

Опыт 1: воспитатель предлагает взять листы бумаги  и полиэтиленовый пакет, сложить листы на два  прямоугольника, четко выделив линию сгиба, а потом развернуть и удалить линию сгиба.

Задает вопросы:

  1. Что произошло с пакетом, а с бумагой?

Помогает сформулировать вывод:  бумага принимает и сохраняет форму.

Опыт 2: предлагает взять два стакана с водой. В один стакан опустить металлический предмет (ложку), а в другой – бумажный (салфетку).

Задает вопросы:

  1. Что произошло с ложкой?
  2. А что случилось с бумажной салфеткой?
  3. Как вы думаете, если на улице пойдёт дождь, мы будем прятаться под бумажным зонтиком.

Помогает сформулировать вывод.

Второе свойство бумаги - бумага промокает.

Опыт 3: предлагает взять две ленточки - одна бумажная, а вторая из ткани и попытаться завязать эти ленточки кукле.

Вопросы:

  • Какую ленточку легче завязать?
  • Что произошло с ленточкой из бумаги?
  • Почему это случилось?

Помогает сделать вывод: бумага легко рвётся, она не прочная.

Педагог предлагает заполнить таблицу Свойства бумаги. (Слайд 7)

Станция «Узнавай-ка»

Задает вопрос: хотите узнать, как делают бумагу?

Предлагает посмотреть видеописьмо от «Фиксиков»:
https://www.youtube.com/watch?v=xAv5v-XojFU  смотреть 4.20 -5.27
(Слайд 8)

Просит сделать вывод.
Напоминает, что изготовление бумаги долгий и сложный процесс.

Нужно бережно обращаться с бумажными предметами, экономно использовать бумагу.
если мы будем бережно относиться к книгам, тетрадям, будем экономить салфетки, мы сможем сохранить деревья в природе.

Мы должны с вами помнить, что все, чем мы пользуемся, дает нам природа, и даже дети могут помочь ей оставаться как можно красивей и богаче.
(Слайд 9)

Дети работают командами за столами, оборудованными для проведения опытов.
Воспитанники проводят опыты, результаты фиксируют в своих таблицах, после проведения опытов обсуждают их и делают выводы, заполняют общую таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети смотрят отрывок мультфильма, отвечают на вопросы, делают выводы.

- умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- проявление инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности;
- умение самостоятельно формулировать объяснения свойств бумаги;
- проявление любознательности, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам.

Личностные:
- формирование мотивационной основы учебной деятельности;
- формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Коммуникативные:
- формирование умения использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владение диалогической формой коммуникации;
- формирование умения осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные:
- формирование умения  строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его внешнем виде и свойствах. 
- формирование умения обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи.

5 этап: «Включение нового знания в систему».

Цель: создание условий для включения нового знания во внутренний опыт воспитанников.

 

Станция «Самоделкино»

Воспитатель рассказывает детям, что старую использованную бумагу можно превратить в новую:

- Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру.

(напоминает, что бумага легко рвётся – это одно из её свойств.

- Теперь нам нужно залить бумагу горячей водой, и перемешать (воспитатель заливает бумагу горячей водой и перемешивает)

- Одно из свойств бумаги – это то, что она намокает, поэтому мы с вами получили кашицу из бумаги. Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, гуашь любого цвета.

- А теперь приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Перед каждым из вас лежат полотенца на клеёнке накрытые тканью, губки и сеточки. Ложкой выкладываем кашицу на сеточку и кладём сеточку на полотенце. Теперь необходимо убрать лишнюю жидкость, для этого накроем сеточку с «кашицей» тканью и пригладим ее руками, далее берём губку и убираем лишнюю влагу. После того как жидкость будет убрана нужно перевернуть сетку, отделить её от бумаги и оставить до полного высыхания. (Слайд 10)

- Ребята, теперь нужно подождать пока бумага высохнет, после этого мы с вами изготовим из неё открытки.

Педагог делает вывод: мы с вами помогли спасти несколько деревьев от вырубки, тем самым помогли ещё и многим животным, птицам и насекомым. А ещё у нас получилась необычная бумага, у каждого свой оригинальный листочек. (Слайд 11)

дети наблюдают, повторяют действия воспитателя, самостоятельно выполняют творческую работу.

- проявление инициативы и самостоятельности в творческой деятельности;
- умение самостоятельно создавать артобъекты,  применяя бросовый материал
- формирование способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.

Личностные:
- формирование ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, - формирование способности к оценке своей учебной деятельности.
Коммуникативные:
- формировать умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Познавательные:
- формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- формирование умения строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;