Внеклассное мероприятие по математике «Математический квест»

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Моё мероприятие "Математический квест"- это игра-путешествие по станциям, на которых команде предлагаются различные математические задания, которые носят практический, функциональный характер, показывают красоту, практичность и доступность математики, позволяют взглянуть на математику под другим – творческим - углом. Задания доступны ученикам с любым уровнем подготовки в возрастной категории 5-6 класса.

По итогам моей работы могу сказать, что данное мероприятие имеет успех в нашей школе, стало традиционным и количество участников увеличивается с каждым годом. я принципиально предлагаю план-разработку, так называемый каркас, в который каждый учитель может внести что-то свое, проявив фантазию, так - как ежегодность подразумевает внесение изменений в мероприятие, которые вы без труда сможете выполнять самостоятельно, взяв за идею мою работу.

Тип мероприятия: активная игра-путешествие по различным станциям, на которых необходимо выполнить определённое задание и получить баллы. Количество заданий зависит от фантазии и возможности организатора, но должно быть на 1-2 больше, чем заявленных команд, чтобы не создавались “пробки” во время прохождения игры. Маршрут участники выбирают произвольный.

Цели:

  • в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и, являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
  • в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

План:

  1. Старт “Математического квеста”
  2. Путешествие по станциям.
  3. Итоги путешествия.

Ход игры

Вводное слово ведущего (о целях проведения мероприятия, о ходе квеста).

Представление команд (название, девиз, эмблема).

Капитаны получают маршрутные листы (Приложение) с персональным маршрутом движения и вместе с командой отправляются в путь.

На станциях, расположенных в разных кабинетах, команды ждут, помощники - ученики старших классов.

Станции:

  1. Ребусная
  2. Историческая
  3. Сообразительная
  4. Поговорочная
  5. Геометрическая
  6. Песенная

Станция “РЕБУСНАЯ”

За ограниченное количество времени ребятам предлагается расшифровать ребусы, в записи которых используются числа.

МЕС100 3 БУНА 100 РОЖ
И 100 РИЯ О 3 ЦАНИЕ А 3 БУТ
ТРОС . ПРО 100 Р ЛИ 100 ПАД
ЛАС . РО 100 К РАС 100 ЯНИЕ

Домашним заданием для команд было – подготовить сообщение из истории математики (о появлении чисел, как люди научились считать, о различных системах счисления, о великих математиках)

На этой станции заслушивается это сообщение, и задаются вопросы по теме проекта.

Станция “СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ”

Командам предлагается ответить на занимательные вопросы:

1. Какой сейчас час, если оставшаяся часть суток вдвое больше прошедшей? (8 утра)

2. Восстанови запись:

+ **
**
----
197

+ 99
98
-----
197

3. В классе 35 учащихся. Мальчиков на 3 больше, чем девочек. Сколько в классе мальчиков и сколько девочек? (16 девочек, 19 мальчиков).

4. Назовите наибольшее трёхзначное число, в котором все цифры разные. (987).

5. Используя знаки действия, и при необходимости скобки, запишите число 0 четырьмя двойками.

  • (2 - 2) * ( 2 + 2 )
  • 2 – 2 + 2 – 2

6. Человеку 100 лет, но у него было всего 25 дней рождения. Почему? (Родился 29 февраля)

7.  На доске написано несколько положительных чисел, сумма которых равна 100. Среднее арифметическое трех самых больших из них равно 20, а двух самых маленьких — 13. Сколько чисел написано?

(A) 5 (Б) 6 (В) 7 (Г) 8 (Д) 10

8. Расшифруй математические термины:

ТИР (ТРИ)
СЛЮП (ПЛЮС)
ГКУР (КРУГ)
СОЛЧИ (ЧИСЛО)
МУСАМ (СУММА)
9. Маша ежедневно записывает дату и вычисляет сумму написанных цифр.

Например, 2-го января она записала 02.01 и вычислила: 0+2+0+1=3. Какая самая большая сумма у нее может получиться?

(A) 7 (Б) 13 (В) 14 (Г) 20 (Д) 21

10. Разность двух чисел на 17 меньше уменьшаемого и на 9 больше вычитаемого. Чему равна эта разность?

(A) 8 (Б) 9 (В) 13 (Г) 17 (Д) 26

Станция “ПОГОВОРОЧНАЯ”

Командам предлагается вспомнить как можно больше пословиц, поговорок, сказок, в которых используются числа.

(Один в поле не воин, Семеро одного не ждут, Два сапога – пара, и др.)

(Сказки: три медведя, семеро козлят, и др.)

Станция “ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ”

1. Прямоугольник ABCD составлен из четырех одинаковых прямоугольников. Во сколько раз AB больше ?

(A) 1 (Б) 2 (В) 3 (Г) 4 (Д) ответ зависит от размеров прямоугольников.

2. Одно из этих слов обозначает инструмент для измерения углов. Какое?

(A) транспарант (Б) транспортёр (В) транспондер

(Г) транспортир (Д) градусник.

3. Необходимо исправить ошибки, в написании дать определение геометрическим понятиям.

АТРЕЗОК, ЛУЧЬ, ПРИМАЯ, КРУК, АКРУЖНАСТЬ, КВАДРАД, ПРИМАУГОЛЬНИК, ...

4. Командам предлагается из моделей объёмных геометрических фигур выбрать: куб, шар, конус, параллелепипед, цилиндр, пирамиду.

5. Художникам команды предлагается из плоскостных геометрических фигур составить рисунок.

Станция “ПЕСЕННАЯ”

На эту “конечную” станцию собираются одновременно все команды, и начинается песенный марафон. Ребята по очереди исполняют песни, частушки связанные с математикой (к этому конкурсу готовятся заранее).

Подведение итогов:

Капитаны сдают маршрутные листы, жюри подводит итоги, награждает команды победителей.

Литература:

1. Ответы и решения к заданиям “Кенгуру” 2015 года 5-6 класс, сайт “Кенгуру”

2. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин “За страницами учебника математики”, М “Прсвещение”. 1989г.

11.03.2017