Чукотка - такая далекая и близкая

Разделы: Начальная школа, Краеведение


Чукчи или луораветланы (самоназвание) — в наши дни их численность составляет немногим более 15 тыс. человек. Они населяют крайний северо-восток России, Чукотку. Своё название, которым их называют русские — адаптированное в XVII веке русскими землепроходцами чукотское слово чаучу (богатый оленями).

Различают береговых и тундровых чукчей, в зависимости от места жительства. И у тундровых, и у береговых чукчей знания тесно переплетались с фантастическими представлениями. Как у большинства северных народов, структура мира у чукчей включала три сферы: земную твердь со всем сущим на ней; небесную вселенную, где живут предки, умершие достойной смертью во время сражения или выбравшие добровольную смерть от руки родственника; подземный мир, куда попадали люди, умершие от болезни, обиталище вредоносных существ кэле.

Система религиозных представлений породила соответствующие культы: у тундровых чукчей культы связаны с оленеводством, у береговых чукчей — с морем.

Были и общие для всех чукчей культы: Природы, Вселенной, Рассвета, Полярной звезды, Зенита, созвездия Пэгиттин, культ предков, а также ряд промысловых обрядов.

Чукотские верования и практики – это разновидность шаманизма. Животные, растения, небесные тела, реки, леса и другие природные явления наделены своими собственными духами. Во время своих ритуалов чукотские шаманы впадают в транс и общаются с духами, позволяя духам вещать через них, предсказывать будущее и произносить различные заклинания.

 Каждая семья, кроме того, имеет свои семейные святыни: наследственные снаряды для добывания священного огня посредством трения для известных празднеств, по одному на каждого члена семьи (нижняя дощечка снаряда представляет фигуру с головой хозяина огня), далее связки деревянных сучков “отстранителей несчастий”, деревяшек-изображений предков и, наконец, семейный бубен, так как камлание с бубном у чукчей не есть достояние одних специалистов-шаманов.

Основное занятие береговых чукчей — охота на морского зверя: зимой и весной — на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движениям животного. На моржа охотились группами по несколько байдар.

Лосося заготавливали впрок. До настоящего времени сохранилась охота на птиц с помощью “бола” — метательного орудия из нескольких верёвок с грузами, которые опутывали летящую птицу. Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений.

Традиционные ремёсла — выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты художественная резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом.

Живут они стойбищами в 2-3 яранги, которые снимаются по мере истощения оленьего корма. На лето некоторые спускаются к морю. Жилище чукчей представляет большой шатер неправильно-многоугольной формы, крытый полотнищами из оленьих шкур, мехом наружу. Устойчивость против напора ветра придается камнями, привязываемыми к столбам и покрову шалаша. Огнище — посреди шалаша и окружено санями с хозяйственными принадлежностями. Собственно жилое помещение, где чукча ест, пьет и спит, состоит из небольшой четырехугольной меховой палатки-полога, укрепляемой у задней стенки шатра и наглухо с пола заделываемой. Температура в этом тесном помещении, нагреваемом животной теплотой ее обитателей и отчасти жирниками, такая высокая, что чукчи раздеваются в нем донага.

Рисунок 1

Пища чукчей — преимущественно мясная, в вареном и сыром виде (мозг, почка, печень, глаза, сухожилья). Охотно употребляют и дикие коренья, стебли, листья, которые варят вместе с кровью и жиром.

Основные праздники чукчей носили сезонный характер и были связаны с хозяйственными циклами. У оленных чукчей с осенним и зимним забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники сопровождались состязаниями в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа, в гонках на оленях и собаках, танцами, игрой на бубнах, пантомимой. Помимо этих “производственных” праздников были и семейные, связанные с рождением ребенка, выражением благодарности по случаю удачного промысла начинающего охотника.

Ввиду сурового климата и трудностей жизни в тундре, гостеприимство и щедрость высоко ценятся среди чукчей. Они считают, что все природные явления одухотворены и персонифицированы. У чукчей до сих пор сохраняется традиционный образ жизни, который, тем не менее подвержен влиянию современной цивилизации. Община обязана обеспечивать детей-сирот, вдов и бедняков.

Скупость считается худшим человеческим недостатком.

Рисунок 2 Рисунок 3

Народное искусство выражена в скульптуре и резьбе по кости и моржовому клыку – наиболее развитые формы народного искусства у чукчей. Традиционными темами являются пейзажи и сцены из повседневной жизни: охотничьи вылазки, оленеводство и коренная живность Чукотки. В соответствие с традицией, только чукчи-мужчины могут заниматься этой деятельностью. Чукотские женщины – мастерицы шитья и вышивания.

Зимняя одежда чукчей — обычного полярного типа. Она шьется из меха пыжиков (подросшего осеннего теленка) и состоит у мужчин из двойной меховой рубахи (нижней мехом к телу и верхней мехом наружу), таких же двойных штанов, коротких меховых чулок с такими же сапогами и шапки в виде женского капора. Совершенно своеобразна женская одежда, тоже двойная, состоящая из цельно сшитых штанов вместе с низко вырезанным корсажем, стягивающимся в талии, с разрезом на груди и крайне широкими рукавами, благодаря которым чукчанки во время работы легко высвобождают руки.

Большая часть украшений чукчей — подвески, повязки, ожерелья (в виде ремешков с бусами и фигурками и т. п.) — имеют религиозное значение; но есть и настоящие украшения в виде металлических браслетов, сережек и т. п. Вышивки у оленных чукчей очень грубы. Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Убор волос различен у мужчин и у женщин. Последние заплетают две косы по обеим сторонам головы, украшая их бусами и пуговицами, выпуская иногда передние пряди на лоб (замужние женщины). Мужчины выстригают волосы очень гладко, оставляя спереди широкую бахрому и на темени два пучка волос в виде звериных ушей.

Чукчи всех возрастов традиционно очень любят петь, танцевать, слушать народные сказки и произносить скороговорки. Фольклор чукчей включает мифы о сотворении Земли, Луны, Солнца и звезд, сказки о животных, анекдоты и шутки о глупцах, истории про злых духов, ответственных за болезни и другие несчастья, и рассказы о шаманах со сверхъестественными способностями.

Традиционные чукотские виды спорта – это гонки на оленьих и собачьих упряжках, борьба и бег. Спортивными состязаниями часто сопровождаются оленьи жертвоприношения в материковых областях Чукотки и подношения морскому духу у чукчей приморья.

Наиболее важными традиционными праздниками у чукчей являются фестивали, в ходе которых совершаются жертвоприношения духам, отвечающим за благополучие и выживание народа.

Праздник байдары. Согласно старинным представлениям чукчей, все, что окружает человека, имеет душу. Есть душа у моря, есть — у байдары, лодки, обтянутой моржовой кожей, на которой еще и сегодня бесстрашно выходят в океан морские арктические зверобои. Вплоть до недавнего времени каждую весну, для того чтобы море приняло байдару, охотники устраивали специальный праздник. Начинался он с того, что лодку торжественно снимали со столбов из челюстных костей гренландского кита, на которых она хранилась долгой чукотской зимой. Затем приносили жертву морю: бросали в воду куски вареного мяса. Байдару подносили к яранге — традиционному жилищу чукчей, — и все участники праздника обходили вокруг яранги. Первой шла самая старая женщина в семье, затем хозяин байдары, рулевой, гребцы, остальные участники праздника. На следующий день лодку переносили на берег, снова совершали жертвоприношение морю и лишь после этого байдару спускали на воду.

Праздник кита. В конце промыслового сезона, поздней осенью или в начале зимы, береговые чукчи устраивали праздник кита. В его основе лежал обряд примирения охотников с убитыми животными. Люди, облаченные в праздничные одежды, в том числе в специальные непромокаемые плащи из моржовых кишок, просили прощения у китов, тюленей, моржей. “Это не охотники убили вас! Камни скатились с горы и убили вас!” — пели, обращаясь к китам, чукчанки. Мужчины устраивали поединки борцов, исполняли танцы, воспроизводившие полные смертельной опасности сцены охоты на морских животных. На празднике кита непременно приносились Жертвы Кэрэткуну — хозяину всех морских зверей. Ведь это от него, считали жители Чукотки, зависит успех на охоте. В яранге, где проходил праздник, вывешивали сплетенную из сухожилий оленя сеть Кэрэткуна, устанавливали вырезанные из кости и дерева фигурки зверей и птиц. Одна из деревянных скульптур изображала самого хозяина морских животных. Кульминацией праздника было опускание в море китовых костей. В морской воде, считали чукчи, кости превратятся в новых зверей, и на следующий год у берегов Чукотки снова появятся киты.

Праздник молодого оленя (Кильвэй). Так же торжественно, как у береговых жителей праздник кита, отмечался в континентальной тундре Кильвэй — праздник молодого оленя. Его устраивали весной, во время отела. Начинался праздник с того, что пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины раскладывали священный костер. Огонь для такого костра добывали только трением, так, как это делали люди многие сотни лет назад. Оленей встречали громкими криками и выстрелами, чтобы отпугнуть злых духов. Этой цели служили и бубны-ярары, на которых поочередно играли мужчины и женщины. Нередко вместе с оленеводами в празднике принимали участие жители береговых селений. Их заранее приглашали на Кильвэй, и чем зажиточнее была семья, тем больше гостей съезжалось на праздник. В обмен на свои дары жители прибрежных селений получали оленьи шкуры и оленину, которая считалась у них деликатесом. На празднике молодого оленя не только веселились по случаю рождения оленят, но и выполняли важную работу: отделяли важенок с телятами от основной части стада, чтобы пасти их на самых обильных пастбищах. В ходе праздника часть взрослых оленей забивали. Это делалось для того, чтобы заготовить мясо впрок для женщин, стариков и детей. Дело в том, что после Кильвэя обитатели стойбища делились на две группы. Пожилые люди, женщины, дети оставались на зимних стоянках, где ловили рыбу и собирали летом ягоды. А мужчины отправлялись с оленьими стадами в дальний путь, на летние стоянки. Располагались летние пастбища к северу от зимних кочевий, неподалеку от побережий полярных морей. Длительный переход со стадом был трудным, нередко опасным делом. Так что праздник молодого оленя — это еще и прощание перед долгой разлукой.

Таким образом различия в культуре тундровых и береговых чукчей постепенно стираются. В настоящее время в Шмитовском, Беринговском, Чаунском и Анадырском р-нах практически исчезли. Этому способствовало появление и развитие письменности, с 1931 на основе латинской, а с 1936 года - на основе русской графики. Первая книга на чукотском языке - букварь В.Г. Богораза и И.С. Вдовина "Красная грамота" (1932), первое литературное произведение - "Сказки чаучу" Тынэтэгына (Федора Тинетева, 1940). Известны прозаики В. Ятыргин, Ю. Рытхэу, поэты В. Кеуль-кут, А. Кымытваль, В. Тынескин и др.

Первая чукотская школа была создана в Уэлене в 1923. Педагогические кадры готовят: Анадырское педагогическое училище народов Севера, Хабаровский педагогическое институт, и другие учебные заведения. Чукотский язык преподается в школах, на нем ведутся радио и телепередачи, в Магадане издается литература. В Анадыре и во многих селах имеются краеведческие музеи. Традиционные танцы чукчей сохраняются в исполнении профессиональных коллективов “Эргырон” и др.