Урок-игра по теме "Млекопитающие". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Форма проведения урока: урок-игра.

Задачи: в игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся по многообразию млекопитающих и их характерным особенностям; способствовать развитию знаний о взаимосвязи организмов с окружающей средой, прививать интерес к изучению предмета.

 Учитель: Сегодня мы проводим очень серьезный урок-зачет по теме: «Млекопитающие», но чтобы он не напугал вас, я назвал его «Счастливый случай». Не многие из вас знакомы с этой игрой, но в ней всегда находится место для шутки и отдыха. Может быть «счастливый случай» выпадет кому-то из вас, и вы будете рады. Кто-то будет доволен, что сумел решить сам или с помощью друзей смешную или трудную задачу; кто-то тем, что узнал что-то новое, а кто-то тем, сто ему повезло и не пришлось думать над задачей.
Итак, вперед! Успеха вам!

I  гейм «Дальше, дальше, дальше…»

(устный опрос)

А. Разминка (у доски, из каждого ряда по ученику)

Задача. Выпишите из перечисленных характеристик животных те, что относятся  к млекопитающим.

  1. Развит волосяной покров.
  2. Развит перьевой покров.
  3. Кожа покрыта чешуей.
  4. В коже нет желез.
  5. В коже много желез.
  6. Выкармливание детенышей молоком, вырабатываемых в млечных железах.
  7. Нет перегородки между грудной и брюшной полостями.
  8.  Между грудной и брюшной полостями имеется перегородка – диафрагма.
  9. Дыхание с помощью жабр.
  10.  Дыхание с помощью легких.
  11.  Сердце трехкамерное.
  12. Сердце четырехкамерное.
  13. Теплокровные животные.
  14.  Развитая центральная нервная система.
  15.  Размножение откладыванием яиц.
  16.  Ребра только в грудном отделе тела.
  17.    Глаза   имеют веки.
  18.  Глаза без век.

Б. Вопросы всем участникам (награждение – звездочка).

  1. В нью-йоркском зоопарке у клетки из толстых металлических прутьев висит табличка: «Самый опасный хищник на Земле». Заглянув в клетку, можно увидеть зеркало, а в зеркале - … (Ваше отражение)
  2. Именно их ученые называют «зоологическими банками». (Зоопарки)
  3. Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России. (Соболя)
  4. Ее запах не так уж и приятен, зато самым ароматным духам она придает стойкость. (Амбра)
  5. Именно они сопровождали армию Ганнибала в походе на Рим. (Слоны)
  6. Этого маленького грызуна прославил великий Бетховен. (Сурок)
  7. Кисточки именно из меха этого хищника предпочитают художники – акварелисты. (Колонок)
  8. По мере возрастания мощности немецкие танки во время Второй мировой войны именовались «пантерой», «королевским тигром». А самый мощный назывался… (Мышь)
  9. Так называли на Руси моржовые клыки, из которых вырезали украшения, ларцы, другие красивые безделушки. (Рыбий зуб)
  10. Именно она составила компанию козлу, ослу, и медведю в басне Крылова. (Мартышка)
  11. Это работящее миролюбивое животное – символ Канады. (Бобр)
  12. Изображение этого симпатичного и очень редкого зверька стало эмблемой Всемирного фонда охраны животных. (Большая панда)

II  гейм «Заморочки из бочки»

(работа по группам)

  1. Все ли млекопитающие покрыты шерстью?  (Нет, не все. Волосяного покрова не имеют слоны, носороги, бегемоты, китообразные, сирены).
  2. Сколько шейных позвонков у мыши, слона, жирафа? (Шейный отдел всех зверей имеет 7 позвонков. Исключения – 6 – двупалый ленивец, 10 – трехпалый ленивец).
  3. Каковы различия в расположении ног у пресмыкающихся  и млекопитающих? (конечности у млекопитающих находятся под туловищем и расположены прямо, а не по бокам, как у рептилий (туловище почти касается поверхности земли).
  4. Счастливый случай.
  5. Как пьют  воду животные: кошки, обезьяны, копытные? (Кошки воду лакают. Вода удерживается между многочисленными сосочками поверхности языка кошек. Обезьяны мочат в воде хвосты или передние конечности, а затем их обсасывают. Копытные сжимают губы, оставляя посередине узкую щель, а затем всасывают воду).
  6. Каковы различия зубов у грызунов и хищников? (Зубы млекопитающих разделяются на резцы, клыки, подкоренные и коренные. Грызуны имеют сильно развитые резцы, которые непрерывно растут и стачиваются. Клыков они не имеют).
  7. Счастливый случай.
  8. Какова роль слюны в жизни млекопитающих животных?  (Слюна смачивает, увлажняет и химически воздействует на перетираемую в ротовой полости пищу).

III  гейм «Спешите видеть»

(индивидуальная работа)

Возле перечисленных названий млекопитающих выпишите цифру соответствующего отряда.

Млекопитающие: вампир, землеройка, лиса, зебра, медведь, котик, горностай, шакал, дельфин, зубр, носорог, куница, косуля, волк, олень, ондатра, выхухоль,  шимпанзе, крот, лось, хорек, орангутанг, осел, коза, лошадь, кабан, кошка, кролик, овца, корова, жираф, буйвол, тюлень, белка, рысь, кит, заяц, хомяк.

Отряды: 1 - Насекомоядные, 2 - Рукокрылые, 3 - Зайцеобразные, 4 - Грызуны, 5 - Хищные, 6 - Ластоногие, 7 - Китообразные, 8 - Парнокопытные, 9 - Непарнокопытные, 10 – Приматы.

IV гейм «Темная лошадка»

  1. В черном ящике находится фотография полуводного зверька, которого К. Линней назвал «мускусным бобром». Он обитатель протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20-22 см, а хвоста 18-20 см. высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали белье в комодах для придания ему приятного запаха. Какой зверек изображен на фотографии?  (Выхухоль).
  2. Этого зверька таежники называют «медвежья совесть». Он – настоящий барометр: перед наступлением  грозы и дождя издает свист, похожий на пронзительную трель милицейского свистка. Линяет зверек два раза в год, но при этом изменяется не окраска меха, а его густота. Зимой зверек впадает в спячку. Что это за зверек?  (Бурундук)

Учитель подводит итоги игры, комментирует оценки учащихся, делая акцент на значимости полученных знаний и их  последующего развития.

Литература.

    1. Захаров В.Б. Сонин Н.И. Биология 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2012 г.
    2. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии: Животные: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1988 г.
    3. Дмитров Е.Н. Познавательные задачи по зоологии позвоночных и их решения.- Тула «Родничок», 1999 г.
    4. Никишов А.И., Теремов А.В. Программированные задания по биологии: Животные. Пособие для учащихся и учителей/Под ред. Проф. Никишова А.И. – М.: Илекса, 1999 г.