Дифференциация Б–П. 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цель: Научить различать звуки Б – П.

Задачи:

  • Коррекционная: развивать правильное произношение и написание Б – П; логическое мышление; фонематический слух и анализ слов; развивать слоговой анализ и синтез слов.
  • Развивающая: развивать ручную и общую моторику и координацию движения, пространственного представления и восприятия.
  • Дидактическая (образовательная): формировать навыки выделения заданного звука Б – П на фоне слова; закреплять знания о согласных Б – П; закреплять умение проводить звуковой анализ.
  • Воспитательная: воспитывать потребность в знаниях; чувство товарищества, взаимопонимания и сотрудничества.
  • Психологическая: создавать положительный эмоциональный настрой, уважение к ответам товарищей.
  • Здоровьесберегающая: укреплять здоровье детей средствами физического воспитания с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей обучающихся.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки со словами, разрезные картинки (предметные), методическое пособие “Домики”, зеркала, индивидуальная рабочая тетрадь.

Ход занятия

I Организационный момент

Знакомство с героями занятия: Добрый день! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшнее занятие – путешествие в гости к сказочным героям. Знакомьтесь – это наши новые друзья Буратино и Пьеро, они дружат со звуками, а какими, догадайтесь сами. Первый звук в имени наших героев и есть наши изучаемые звуки. Это звук Б – П.

Задание №1: Припоминание характеристики изучаемых звуков.

Логопед: Давайте вспомним, какие это звуки Б – П.

  • Б – согласный, звонкий, твердый.
  • П – согласный, глухой, твердый.

Задание №2: Игра “Обьяснялка”.

Цель игры: научить ребенка подбирать точные определения к словам, т. е. главные признаки предмета.

Логопед: Ребята! Вы знаете, какой хитрец наш Буратино, когда не хочет что-то делать, он притворяется, что не слышит, поэтому ему приходится по нескольку раз повторять. Сегодня мы с Вами будим играть в игру “Обьяснялка”, в которой нужно в трех словах объяснить смысл слова.

У меня в руках карточки, на которых написаны слова. Каждый из вас по очереди будет вытаскивать по одной карточке. Игроку, вытянувшему карточку нужно, не называя слово, объяснить его тремя словами, отвечающими на вопрос: “Какой?”, “Какая?” или “Какое?”. Эти слова называются прилагательными: Например: булка (Какая?) сдобная, пшеничная, аппетитная. Приложение 1.1.

Нужно придумать такие слова, чтобы мы все вместе с Буратино, как можно быстрее догадаться, какое слово написано на карточке. Кому удастся объяснить, какой это предмет, не называя его, то он выиграет одно очко.

Логопед: Молодцы! Вы так хорошо поработали, Буратино благодарит вас за помощь.

Цель игры – научить ребенка подбирать точные определения к словам (т.е. главные признаки предмета). Разрежьте на карточки слова из выданного Вам учителем –логопедом печатного материала. Приложение 1.2. Организуйте дома две команды из родственников и друзей ребенка. Игроки по очереди вытягивают карточку и, не показывая ее другим, читает для себя написанное слово. После этого он описывает слово тремя прилагательными. Например, булка (какая?) сдобная, пшеничная, аппетитная. Если остальные игроки смогут по этим трем словам угадать написанное на карточке слово, то игрок, подобравший точные прилагательные, получает очко. Игрок, первый угадавший слово, также получает очко.

Задание №3: Игра “Найди домик”

Упражнять в определении позиции опозиционных звуков Б – П в словах с опорными словами картинками. Звуковой анализ слов со звуками Б – П (определение местоположения звука в слове).

Бабочка, клубника, гриб, петух, щипцы, яблоко, бусы, лампа, шапка. Приложение 2.

  • Определение места звука в слове.
  • Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков Б – П в слогах.
  • Закрепление оптических представлений о буквах Б – П.

Обучающиеся делятся на две команды: одна команда работает со звуком [Б], а другая со звуком [П].

Логопед: Ребята, наш новый друг Пьеро собрался в гости к Буратино, но не может найти его дом, так как потерял его адрес. Давайте поможем друзьям встретиться. Они встретятся только тогда, когда вы разложите правильно все мои картинки во все домики.

У меня на столе лежат картинки на заданные звуки. Каждый из вас по очереди подходит к моему столу и берёт картинку с нужным звуком, и садится на место. Когда все картинки будут разобраны, то каждый из Вас должен определить место звука в слове.

Перед вами три домика, в каждом – по три окошка, а в одном из окошек помещен черный круг, который обозначает место звука в слове. В первом домике, в первом окошке, стоит черный круг, это значит, что звук стоит в начале слова и нужно под домик поставить картинку с первым звуком. Например: в слове бусы звук [Б] стоит вначале слова, нужно картинку бусы поставить под первый домик и т.д. По моей команде первым к “Домику” выходит тот учащийся, у которого картинка, в названии которой звук [Б] стоит в начале слова. Затем выходит тот, у кого звук [Б] стоит по середине слова, следующим выходит тот, у кого звук [Б] стоит в конце слова. Аналогично выполняется задание и со звуком [П]. Когда все картинки будут расставлены под домиком. Нужно будет каждому выйти и записать на доске свое слово, подчеркнув нужный звук: [Б] одной чертой, [П] двумя чертами. (В итоге каждому ребёнку достается, как минимум, две картинки) Когда Вы выполните все условия игры, то выиграет та команда, которая без единой ошибки выполнит все задания. Если не ошибётся никто, то будет ничья”. Приложение 3.

Логопед: Ребята, вы молодцы! Буратино и Пьеро благодарны Вам за помощь!

Цель этой игры – научить ребенка определять место звука в слове. Дома поиграйте с ребенком в игру “Отхлопай звук”, для этого из выданного Вам учителем –логопедом печатного материала берете слова со звуками [Б], [П] и произносите их ребенку. Услышав слово, он должен определить, где находится нужный звук, если в начале слова, пусть проговорит слово и отхлопает его в ладоши один раз. Затем, если звук стоит по середине слова, то проговорит слово и отхлопает два раза, а если звук стоит в конце слова, то проговорит слово и отхлопает три раза.

Задание №4: Игра “Помоги Пастушку встретиться с другом”

Логопед: Шли Буратино и Пьеро, а навстречу им встретился плачущий Пастушок, который рассказал им свою грустную историю. Злая Волшебница преградила путь на пастбище, поставив перед ним Бор. И теперь, чтобы пройти к другу Барашку, Пастушок должен устранить преграду, превратив густой и непроходимый Бор в какой-то безобидный предмет, сказав заветное слово, но Пастушок не знает этих слов.

Логопед: Ребята, давайте поможем Пастушку найти эти заветные слова, чтобы он прошёл к своему другу Барашку. Вам нужно к слову Бор добавить слог и у вас получиться новое слово.

За – Бор, При – Бор,
Та – Бор, Со – Бор,
На – Бор, У – Бор.

Логопед: Ребята, Пастушок и Барашек благодарят Вас! Без вашей помощи они бы не встретились.

Данное упражнение вырабатывает у детей внимание к слову и его частям. В упражнении даны слова, отличающиеся несколькими буквами. К слову Пор добавьте слог, чтобы получилось слово. Получившиеся слова запишите в тетрадь.

То – Пор, Ка – Пор, За – Пор, У – Пор, На – Пор, Ру – Пор, От – Пор.

Физкультурная минутка: “Солнечный зайчик”

Формирование пространственных представлений.

Двигательные - ритмические упражнения, сопровождаемые с проговариванием стихотворения.

Развитие тактильно-пространственного восприятия.

Отработка понятий: “вверх”, “вниз”, “выше”, “ниже”, “ближе к”, “дальше от”, “вправо”, “влево”.

Употребление предлогов и слов, отражающих пространственное положение предметов: “со”, “на”, “к”, “по”, “ко”.

Встав возле парты обучающиеся выполняют упражнение под стихотворение. Приложение 4.

Логопед: Буратино – очень веселый и озорной, он очень любит играть с Солнечным зайчиком. Буратино приглашает и нас поиграть вместе с ними.

Солнечный зайчик

Скачет, как мячик, поднимаем руки вверх-вниз
Солнечный зайчик,
Вверх-вниз поднимаем руки вверх-вниз, приподнимаемся на носочках
Со стола — на карниз. вытягиваем руки выше
Зеркальцем взмахну – взмах руками вверх
Побежит к окну, показываем руками дальше от себя к окну
И зигзагом по стене вытягиваем руки по очереди вправо-влево
Возвращается ко мне ниже
Запетлял по половицам, поочередно вытягиваем руки вправо-влево, двигаемся корпусом тела
Словно гонится лисица.
Раз — и прыгнул мне на парту, движение рук ближе к себе, затем ладошки опускаем на парту
Зайчик рад теплу и марту! Садимся на свои места

Шорыгина Т.А. [5, с.36]

Основная задача данных упражнений, формирование пространственных представлений. Чтобы ребенок свободно ориентировался в пространстве, а значит и на листе тетради при письме, нужно вместе с ним в игровой форме отработать дома пройденный в школе материал. Эти упражнения выполняются вмести со взрослым, по показу. Произнесение стихотворения позволяет эмоционально настроить ребенка на выполнение движений, добиваясь правильного и осознанного выполнения упражнения. Отработка движения в разных направлениях: нижней зоне, средней и верхней, позволяет ребенку сформировать базовые движения для развития произвольных движений и действий.

Задание № 5: Игра “Проделки деда Буквоеда”

  • Закрепление знаний о гласных звуках.
  • Развитие слогового анализа и синтеза.
  • Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

Обучающиеся работают в команде – парами. На доске выставлена картинка деда Буквоеда. Ниже зашифрованное письмо, в котором отсутствуют гласные буквы.

Логопед: Пьеро получил письмо, но никак не может его прочитать. Что бы его прочитать нужно вставить украденные дедом Буквоедом гласные буквы. Давайте вспомним все наши гласные буквы и пропоем их. А теперь давайте прочитаем письмо, которое получил Пьеро.

“Дрг дрг, Пьр! Прзж пздн вчрм. Бртн”. Обучающиеся: Приложение 5.

Логопед: Ребята вы молодцы справились с заданием. А теперь запишите на доске и у себя в тетрадях правильный ответ.

Назовите гласные буквы, которые украл дед Буквоед. Затем разбейте все слова на слоги. Сколько слогов в каждом слове? Не забывайте, что в слове столько слогов, сколько гласных букв.

Обучающиеся: “До-ро-го-й друг, Пье-ро! При-ез-жа-ю позд-но ве-че-ром. Бу-ра-ти-но”.

Логопед: У вас всё так хорошо получается. Молодцы! Буратино благодарит вас за помощь.

Это задание помогает ребенку различать гласные и согласные буквы, понять их роль в образовании слова. Дома повторите, пропойте с детьми все гласные буквы. Напомните ребенку, что в слове столько слогов, сколько гласных букв.

Задание № 6: Заучивание стихотворения Даниила Хармса Как Володя быстро под гору летел

  • обогащение словаря и фразовой речи,
  • развить память и внимание,
  • развить образное мышление ребенка,
  • развивать чувство прекрасного.

На доске по мере появления нового героя выставляются картинки: мальчика Володи, санки (салазки), охотника, собачки, лисы, зайца, медведя.

Логопед: Собрался Буратино кататься с очень высокой горы, но сам никогда еще не катался с таких горок. Пьеро никак не может отговорить друга. Ребята давайте вместе поможем убедить Буратино не делать этого. Для этого мы наизусть с выражением прочитаем стихотворение про мальчика – любителя кататься и не подумавшего, чем это может закончится.

Обучающиеся слушают аудиозапись стихотворения.

Как Володя быстро под гору летел

На салазочках Володя Вот лисичка,
Быстро под гору летел. И собачка,
И охотник,
На охотника Володя И Володя
Полным ходом налетел. На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Вот охотник Быстро под гору летели —
И Володя И на зайца налетели.
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят. Вот и заяц,
Быстро под гору летели — И лисичка,
На собачку налетели. И собачка,
И охотник,
Вот собачка, И Володя
И охотник, На салазочках сидят,
И Володя Быстро под гору летят.
На салазочках сидят, Быстро под гору летели —
Быстро под гору летят. На медведя налетели!
Быстро под гору летели —
На лисичку налетели. И Володя с той поры
Не катается с горы.
Даниил Хармс [2, с.9]

Логопед: Вы отлично поработали. Помогли Буратино понять, что ему еще рано кататься с высокой горки. Пьеро благодарит вас за помощь. Молодцы!

Заучивание стихотворения позволяет развить память, внимание, фразовую речь, образное мышление ребенка. Чтобы заучивание стихотворения приносило Вам удовлетворение и радость, наберитесь терпения и с выражением красиво, по очереди прочитайте его с ребенком. Помогает лучше запомнить изученное, если ребенок будит рисовать героев стихотворения, это схемы-картинок, которые будут для ребенка зрительными опорами, по которым ему будит легче заучить стихотворение. Рисунки-схемы героев стихотворения облегчат припоминать ему по мере рассказывания стихотворения и позволит удержать в памяти все стихотворение. Картинки должны быть расставлены по порядку, как идёт действие. Глядя на нарисованную самим ребенком картинку, он будет припоминать стихотворение и сохранять его в полном объеме в своей памяти. При этом ребенок будет чувствовать себя более уверенно и спокойно. По мере того, как он хорошо запомнит стихотворение, схемы-картинки стихотворения, нужно убрать и рассказывать его самостоятельно, без подсказок.

III Итог занятия

Рефлексия

Логопед: Наше сегодняшнее путешествие в гости к Буратино и Пьеро в страну Б – П подошло к концу. Попрощайтесь с нашими новыми друзьями. Нам пора возвращаться обратно в школу. С возвращением Вас.

Спасибо Вам за интересное и увлекательное занятие! С какими звуками мы работали? Что можно о них сказать? Что Вы поняли? Как Вы думаете, Вы обошлись бы без помощи товарищей по группе? И должны ли друзья помогать друг другу?

Дети дают свои ответы.

Логопед: У каждого на парте лежат смайлики. Кому было интересно на уроке, тот выбирает улыбающееся лицо, а кому понравилось кое-что, лицо без улыбки, а кому всё не понравилось – грустное. До свидания! До новых встреч!

Примечание: Все задания, которые даются для выполнения дома, нужно разбить на несколько дней и выполнять последовательно и постепенно, не перенапрягая ребенка.

Список литературы.

  1. Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем речь: как слышать и понимать слова, учимся рассказывать, игры со словами. – М., 2010. – 64 с.
  2. Даниил Хармс. Как Володя быстро под гору летел //Буквица. – 2009. – № 4 (14). – с. 9
  3. Даниил Хармс. Как Володя быстро под гору летел // http://mp3.cc/m/410783-daniil-harms/13185665-kak-volodya-bystro-pod-goru-letel/ (аудиозапись)
  4. Шишкова С.Ю. Буквограмма: в школу с радостью. – Ростов н / Д., 2015. – 156 с.
  5. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?!: Путешествие в мир природы: Развитие речи. – М., 2000. – 64 с.
  6. Картинка “Солнечный зайчик” http://chippfest.blogspot.ru/2016/06/June-21st-Day-of-sunny-bunnies.html