Урок по теме "Общая характеристика грибов". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Технологии: здоровьесбережения, элементы технологии проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, ИКТ.

Предметные результаты:

  • научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов как представителей самостоятельного царства живой природы;
  • описывать процессы питания и размножения грибов;
  • различать одноклеточные и многоклеточные грибы;
  • приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека;
  • демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  • Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
  • Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой схему в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  • Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
  • Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  • Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  • Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Приемы: “знаем-незнаем... постановка в ситуацию затруднения”.

Формы работы: парная, индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник “Биология” 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), коллекция муляжей “Шляпочные грибы”, таблица “Шляпочные грибы”.

План урока:

1. Организационный этап.

2. Актуализация прежних знаний.

3. Актуализация знаний.

4. Постановка учебной задачи.

5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

6. Физ. минутка.

7. Закрепление изученного материала.

8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (1 мин).

- Добрый день ребята.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, “улыбка – это поцелуй души”. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем “Добрый день!”. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

2. Актуализация прежних знаний. (4 мин).

Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.

Дети отвечают (бактерии)

Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:

1. Образование бактериями спор — это приспособление к:

а) размножению с) перенесению неблагоприятных условий

у) паразитизму т) передвижению.

2. Палочковидные бактерии:

в) спириллы о) кокки з) вибрионы г) бациллы

У бактерий отсутствует:

а) оболочка о) ядро е) цитоплазма г) жгутик

4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:

е) растения ц) бактерии в) водоросли у) грибы.

5. Бактерии-сапрофиты питаются:

а) минеральными веществами

у) органическими веществами живых организмов

е) водой и углекислым газом

ы) органическими веществами отмерших организмов

6. Бактерии-паразиты питаются:

в) органическими веществами живых организмов

ю) минеральными веществами

з) органическими веществами отмерших организмов

г) водой и углекислым газом

7. Изогнутые в виде запятой бактерии:

р) вибрионы с) спириллы в) кокки т) бациллы

8.Шаровидные бактерии:

а) кокки м) спириллы д) бациллы ю) вибрионы.

9. Бактерии, похожие на спираль:

а) кокки ф) бациллы ч) вибрионы р) спириллы.

10. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:

а) быстро размножаются т) не дышат, не растут

щ) могут не питаться и) могут образовывать споры.

11. Бактерии размножаются:

а) почкованием з) посредством половых клеток у) спорами

б) делением клетки

12.Меньше всего бактерий встречается:

а) в непроветренных помещениях ж) на улицах города

т) высоко в горах, в воздухе е) в помещении класса.

Ключевые слова:

4 8 9 1 12 6 3
             

 

2 7 10 11 5
         

Для слабоуспевающих – подписать рисунок “Бактерии”

3. Актуализация знаний (2 минуты) - выдвижение проблемы, сообщение темы и цели урока)

А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь.

Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть -
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?

- Совершенно верно - это гриб.

- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?

Давайте правильно сформулируем тему, используя ключевые слова из проверочной работы:

(Дети отвечают: Царство Грибы).

Тема урока: Общая характеристика царства грибов (Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока).

4. Постановка учебной задачи. (4 мин)

Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы– царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться на протяжении нескольких уроков.

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (строение, процессы жизнедеятельности, значение).

- Правильно, в конце этого урока мы должны научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; а также демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

5. Усвоение новых знаний. (5 мин).

- Перечислите известные вам царства живой природы?

Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство?

– Что же такое грибы? Что это за загадочные создания?

Грибы – это своеобразные организмы. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись древние индейцы – ацтеки, да и само появление грибов после дождя считалось сверхъестественным, откуда они берутся? Одни связывали появление грибов с ударом молнии, другие верили, что грибы – это дело нечистой силы, изобретение дьявола, чтобы нарушить гармонию остальной природы. Пожалуй, в природе не было таких организмов, вокруг которых разгорались бы такие страсти. Долгое время органический мир делили на два больших Царства: “Растения” и “Животные”.

Какими признаками обладают растения? (зеленые, автотрофы, растут всю жизнь и неподвижны).

Какими признаками обладают животные? (гетеротрофы, активно двигаются, растут до определенных размеров).

И куда же отнести грибы?

Рассмотрим некоторые факты о грибах.

Факт 1: Грибы могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные.

Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами, как животные.

Проблема:??? Что же такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство?

Давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы.

Самостоятельная работа с учебником (5 мин).

Работа в листах самоконтроля (задания в паре)

Каждой паре даются разные задания. Каждый работает с учебником и заполняет схему на листочках. Выступает один из пары.

Задания для первой пары.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Питание грибов” и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках.

Задание для второй пары.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Строение грибов” и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.

Задание для третьей пары.

Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Размножение грибов” и подготовьте выступление (перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листочках.

Индивидуальное задание.

Прочитать начало текста параграфа 13 на с 66 и подготовить выступление о количестве видов и местах обитания грибов.

Первичное закрепление. Подведение итогов работы в парах. (5 мин)

Как вы думаете, какую роль грибы играют в природе? А человеку они нужны?

Давайте вместе заполним таблицу “Роль грибов”, используя рис 39 учебника.

Роль грибов
в природе в жизни человека
+ - + -
Симбиоз с деревьями Вызывают болезни растений Получение лекарств Вызывают болезни
Участвуют в круговороте веществ   пища Портят продукты питания, жилые постройки

6. Физ. минутка (1 мин).

7. Закрепление изученного материала (5 мин)

1. Новые термины

  • Хитин – это органическое вещество, характерное для клеток животных.
  • Грибница (мицелий) – тонкие белые нити (гифы), образующие тело гриба.

2. Мозговой штурм

- Сколько видов грибов известно?

- Как грибы питаются?

- Как грибы размножаются?

- Из скольких клеток может состоять тело гриба?

- Сколько ядер может содержать клетка гриба?

3. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Выбрать правильное и неправильное суждение

1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.

2. Гифы - это корни.

3. Все грибы растут в лесах.

4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).

5. Все грибы - это многоклеточные организмы.

6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).

7. Все грибы – паразиты.

8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.

9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.

10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.

  • Да - 1, 4, 6, 8, 9, 10
  • Нет - 2, 3, 5, 7

4. Возвращаемся проблемному вопросу. Почему грибы относят к отдельному царству?

Сочетают в себе признаки и растений и животных

Имеют особенное строение тела (грибница (мицелий))

По своему химическому составу грибы близки к продуктам животного происхождения. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше, чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.

- Какие грибы вы знаете?

При сборе грибов нужно знать несколько правил:

- собирать только известные грибы;

- нельзя брать старые и поврежденные грибы;

- нельзя собирать грибы вдоль дорог.

- Ну а что же делать, если произошло отравление грибами?

  1. Нужно вызвать врача;
  2. До прихода врача больному проводят промывание желудка;
  3. Пострадавшему нужно дать активированный уголь;
  4. Уложить в постель и поить водой или крепким чаем;
  5. Для уточнения диагноза необходимо сохранить все не съеденные грибы.

Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов. Грибы играют большую роль в природе и жизни человека. Ими можно отравиться.

8. Этап рефлексии.

Закончите предложения:

1. Сегодня на уроке мне понравилось...

2. Я знал...

3 Я узнал ...

4. Мне не понравилось...

5.Достигли ли мы поставленных задач?

6. Настроение в ходе урока у меня (выбрать изображение, которое отражает ваше настроение).

9. Домашнее задание: параграф 13 №1-4 с. 69