Повторение и обобщение знаний по теме "Подгруппа углерода"

Разделы: Химия


Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме “Подгруппа углерода”, формирование у учащихся мышления через активизацию представлений о взаимосвязи строения веществ с их свойствами.

Задачи:

  • образовательные: повторить строение атомов углерода и кремния, строение простых веществ, образованных атомами углерода и кремния, особенности их физических и химических свойств, а так же свойства важнейших соединений углерода и кремния;
  • воспитательные: формировать научное мировоззрение учащихся, а также идей о материальности мира, причинно-следственных связей явлений; воспитание культуры общения;
  • развивающие: развитие познавательного интереса школьников, совершенствование умений анализировать и сравнивать, участвовать в проблемном диалоге.

Тип урока: повторения, обобщения и систематизации знаний.

Методы и методические приемы: экспресс-опрос, фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа учащихся со схемами-конспектами, демонстрация средств наглядности, интерактивное выполнение упражнений, демонстрационные опыты.

Оборудование: подготовленный материал по теме “Подгруппа углерода”, вопросы для повторения, раздаточный материал для учащихся (схема - конспект), компьютер, проектор.

Реактивы: штатив с пробирками, растворы карбоната калия и силиката натрия, соляной кислоты, известковой воды, газоотводная трубка.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Структура и ход урока

  1. Экспресс-опрос по теме. Проверка домашних задач (с.91, задачи 1, 3).
  2. Интерактивное выполнение упражнений из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: “Общая характеристика углерода и кремния по положению в ПС”.
  3. Соединения углерода и кремния (запись ответов на доске).
  4. Демонстрационные опыты по теме.
  5. Химические свойства углерода и кремния и их соединений. Цепочки превращений.
  6. Самооценка деятельности на уроке.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.

ПЛАН

(для учащихся)

1. Экспресс-опрос:

а) Какую подгруппу химических элементов мы изучили, перечислите их.

б) Что можно сказать о размере радиусов атомов от углерода до свинца? О проявлении неметаллических и металлических свойств.

в) Типы связи и кристаллических решеток в простых веществах.

г) Какой из химических элементов важнейший в живой и неживой природе?

д) Перечислите аллотропные формы углерода.

е) Какая кислота сильнее: угольная или кремниевая? Объясните.

2. Интерактивное выполнение упражнений из единой коллекции цифровых образовательных ресусов: “Общая характеристика углерода и кремния по положению в ПС”.

3. Соединения углерода и кремния. Назовите и расставьте степени окисления:

СН4 Al4C3
СО – Mg2Si –
СО2 Na2CO3
Н2SiO3 Ca(HSiO3)2
SiH4 K2SiO3
H2CO3 Cs(HCO3)2
SiO2 C –
CaCO3 NaHCO3

 

4. Демонстрационные опыты (качественные реакции):

а) кальцинированная сода + соляная кислота =

б) силикат натрия + соляная кислота =

в) углекислый газ + известковая вода =

Составьте уравнения реакций, осуществив цепочки превращений:

а) CO —> CO2 —> CaCO3 —> Ca (HCO3)2 —> CaCO3

б) C —> CO2 —> CaCO3 —> CaO —> Ca3(PO4)2

в) SiO2 —> Na2SiO3 —> H2SiO3 —> SiO2 —> Si

г) SiO2 —> Si  —> Ca2Si —> SiH4 —> SiO2

Самооценка свой деятельности на уроке (максимум 34 б)

1. Явка на урок, готовность - 1 б

2. Домашние задачи - 6 б (каждая по 3 б) (2б, если списали задачи у товарища)

3. Экспресс-опрос: без ошибок – 6 б (за каждую ошибку отнимаете 1 б)

4. Правильно расставлены степени окисления и названы вещества в 3 задании - 8 б

5. Верно составлены уравнения при проведении опытов – 3 б

6. Правильное составление уравнений реакций в цепочках превращений - 8 б

7. Активность на уроке, смекалка, своевременность выполнения работы - 2 б

  • 5” - 27 – 34 б,
  • 4” - 19 – 26 б,
  • 3” - 12 – 18 б
  • “0” - 0 - 11 б (жду на электив)

Домашнее задание: подготовиться к практической работе, с.102, “Распознавание карбонатов”.

РЕФЛЕКСИЯ

Ф.И.О. ___________________________________

 Количество баллов: __________ Оценка: ___________

Список литературы.

  1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия, 9 класс. – Просвещение, 2009. – 191 с.
  2. Галина Шутова, 20.03.2015. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры. http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos.
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Габриелян О.С., химия, 9 класс, “Характеристика углерода по положению в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева”, http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75767/?, “Характеристика кремния по положению в Периодической системе элементов Д.И.Менделеева”, http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75769/? интерактивные упражнения.