Деловая игра "Мой профессиональный выбор"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Эпиграф:

«Жизнь дарит человеку
три радости – друга, любовь и работу».
Братья Стругацкие

Цель: Обучить алгоритму анализа профессии и технологии профессионального выбора.

Задачи:

  • Рассмотреть понятие престижности профессии, основные критерии.
  • Рассмотреть возможные варианты трудоустройства врача, юриста, программиста.
  • Выстроить алгоритм анализа выбора профессии.
  • Рассмотреть мифы и реальности престижных профессий.

Оборудование: мультимедиа, маркеры, ватманы (2 шт.), пазлы, Дартс, карточкис факторами, влияющими на заработную плату специалиста.

Категория участников: учащиеся 9 классов.

Место проведения – общеобразовательное учреждение (школьный кабинет). Заранее подготавливается игровое пространство – 3 рабочие зоны.

Основной замысел игры: Каждый школьник при выборе профессии руководствуется тем или иным мотивом. И не всегда выпускник осознает, что побуждает его выбрать именно эту профессию. В ходе игры учащиеся выполняют задания, направленные на создание алгоритма выбора профессии, с учетом анализа основных ее составляющих (общение, ответственность, условия труда, риски, содержание деятельности). Через призму престижности профессии учащиеся научатся анализировать тот или иной мотив и оценивать возможные последствия своего выбора.

Ожидаемый результат: В ходе групповой работы учащиеся актуализируют свои основные мотивы выбора профессии, научатся анализировать содержание деятельности профессии, сопоставлять ее со своими интересами, способностями, личностными особенностями, здоровьем, а также приобретут навыки планирования свого профессионального будущего.

Методы работы: деловая игра.

Критерий эффективности: В завершение игры учащиеся высказывают свое мнение о том, как нужно выбирать профессию, чтобы исключить возможные ошибки и не разочароваться в своем выборе. Для получения обратной связи используется "Дартс". Из предложенных четырех принципов выбора профессии учащиеся выбирают один, отражающий их отношение к будущему профессиональному выбору. Ведущий обрабатывает полученные результаты.

Ход игры

Ведущий 1: Добрый день, дорогие ребята, педагоги, гости!

Ведущий 2: Здравствуйте!

Ведущий 1: Мы рады приветствовать всех участников  деловой игры «Мой профессиональный выбор». В нашей деловой игре принимают участие 3 творческие группы исследователей.

Ведущий 2: Тема нашего разговора очень важная и нужная, наши выпускники через несколько месяцев должны принять решение. Это решение на годы определит их профессиональное будущее.

Ведущие 1-2. ВЫБОР ПРОФЕССИИ!

Соведущий1: Во многом именно работа определяет выбор друзей, товарищей и любимых. Вокруг профессии формируются привычки, характер, образ жизни, круг общения. Поэтому при выборе профессии выпускники часто руководствуются понятием «престижность».

Соведущий: Ежегодно у нас в стране проводятся десятки социологических исследований, результаты которых сводятся к следующему: выпускники школ имеют недостаточное представление о своих возможностях, требованиях профессии и рынка труда. Родители и школа мало влияют на выбор выпускника, большинство учащихся определяют будущую профессию, опираясь на престижность той или иной работы, а не на требования рынка труда и интерес.
Сегодня, мы постараемся разобраться, что такое престижность, какие профессии выбирают выпускники нашей школы и как избежать ошибок при выборе собственной профессии.

Слово предоставляется первой группе исследователей.

Выступление представителя 1 группы: Мы провели исследование среди выпускников нашей школы на предмет изучения мнения ребят о том, что такое престижная профессия, составили рейтинг престижных профессий. Исследование было проведено в форме анкетирования, в нём приняло участие - 105 человек.
В соответствии с мнением учащихся 9-11 классов был составлен рейтинг наиболее престижных профессий:
45% - прокурор,

  • 34%  - следователь,
  • 73% - программист,
  • 13 % - учитель,
  • 66% - врач (стоматолог, онколог),
  • 9 % - воспитатель,
  • 19 % - переводчик,
  • 22% - психолог,
  • 7% - мед.сестра,
  • 81 % - юрист,
  • 13% - военный инженер)

Соведущий 1: (Вывешиваются на доске таблицы с названием  престижных профессий с наибольшим процентом – ПРОГРАММИСТ, ВРАЧ, ЮРИСТ)

Согласно данным опроса были выделены основные критерии престижной профессии:

  • 98 % - высокооплачиваемая,
  • 37% - имеет хорошие условия труда,
  • 50 % - интересная,
  • 43% -  имеет карьерный рост,
  • 74 % - пользуется большим спросом на рынке труда

Соведущий 2:  поясняет схему

(Вывешиваются на доску таблицы с названиями качеств престижных профессий -

  • ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМАЯ,
  • ПОЛЬЗУЕТСЯВЫСОКИМ СПРОСОМ НА РЫНКЕ ТРУДА,
  • ИНТЕРЕСНАЯ)

Получилась схема:

ЮРИСТ
ВРАЧ
ПРОГРАММИСТ

Ведущий1: Спасибо.

- Надо отметить, что слово "престиж" во французском языке означает – обаяние, очарование, а в переводе с латыни – иллюзия, обман чувств.

При этом чаще всего в нашем обществе со словом "престиж" сопряжены такие понятия, как авторитет, уважение, доверие.

Но, исходя из этимологии слова, не исключено, что мы, говоря о престижности, находимся во власти иллюзии, обмана.
В качестве синонима престижности используют слово "мода". Мода пронизывает многие сферы нашей жизнедеятельности и оказывает влияние на предпочтения в одежде, выбор домашнего интерьера, марки автомобиля и даже вида профессиональной деятельности. Однако разумно ли выбирать профессию по соображению "модная – не модная", «престижная – «не престижная»?

Предлагаем вам примерить на себя роли представителей, выбранных вами популярных престижных профессий.

Для этого предлагаю группам вытянуть жребий с названиями профессий «Юрист», «Программист», «Врач».

Этап 1. 

Соведущий 1:

Задание группам: По мнению наших старшеклассников, престижная профессия всегда высокооплачиваемая. Каждый ли врач, юрист, программист является высокооплачиваемым
специалистом? Что может влиять на уровень заработной платы этих профессий? Рассмотрите факторы, которые возможно могут влиять на заработную плату специалиста. Докажите, всегда ли престижная профессия – высокооплачиваема?

(Каждой команде раздаются карточки с факторами, влияющими на заработную плату специалиста. Время работы 3 минуты.).

Ведущий обобщает работу групп, акцентирует внимание на влиянии вида занятости (частная фирма, государственное учреждение, собственное дело), конкретного места профессиональной деятельности, опыта работы, квалификации на уровень заработной платы.

Миф: модная престижная профессия всегда высокооплачиваема.

Мы развеяли очень распространённый миф, что модная престижная профессия всегда высокооплачиваема.

Соведущий 1:


(надпись на доске: - перечёркивается или пишем рядом «МИФ»)

Реальность: Чаще всего одним из важных критериев называют доходность. Однако на протяжении всей истории далеко не всегда престижная профессия была доходной, например, профессия врача. Еще со времен древнего Вавилона она являлась необходимой и одной из уважаемых в обществе, не являясь при этом доходной. Эта тенденция сохранилась до наших дней.

Этап 2:

Соведущий 2: По мнению наших старшеклассников, престижная профессия всегда востребована на рынке труда. Действительно ли это так?

 Слово представителю второй творческой группы.

Выступление представителя 2 группы: Мы проанализировали информационные сайты рынка труда, побывали в центре занятости Тракторозаводского района и получили информацию о степени востребованности разных профессий на рынке труда в г. Волгограда и Волгоградской области. 

Больше всего вакансий на рынке строительства – штукатуры, каменщики, сварщики - (41,5 %). На втором месте – профессии в сфере торговли (продавцы, кассиры, мерчандайзеры) - (11,8 %). Замыкают тройку самых востребованных направлений в сфере соцобеспечения (социальные работники), здравоохранения (медицинские сёстры, врачи) и образования (педагоги) - (9,5 %).

Труднее всего найти работу молодым специалистам, не имеющим опыта работы, и людям старше 40 лет. Особенно сложно тем, кто выбрал популярные специальности, – психологам, экономистам, юристам (в частности, в сфере недвижимости и банковского права).

Соведущий 2: Спасибо. Сравните этот список со списком престижных профессий на доске. Все ли выбранные нами престижные профессии востребованы на волгоградском рынке труда? (не все)

Ребята, как вы думаете, могут ли выпускники учебных заведений с такими профессиями, как, например, штукатур, каменщик, инженер, врач, педагог, быть высокооплачиваемыми? (учащиеся озвучивают свои варианты ответа, ведущий комментирует, дополняет).

Задание группам: Рассмотрите и прочитайте портреты-характеристики двух специалистов вашей профессии, предложенные в задании. Кто из них имеет больше шансов иметь высокий спрос на рынке труда и хорошую зарплату?

(Группы работают с заданиями. Время работы 3 минуты).

По окончании работы ведущий обобщает работу групп:
специалист получает заработную плату не за то, какая у него профессия, а за конкретную работу. Оплачивается не профессия, а выполненная работа.

Ведущий 2: Специалисты многих профессий могут быть высокооплачиваемыми, для этого необходимо стать мастером своего дела, заинтересованным в том, чем занимаешься, обладать необходимыми профессиональными знаниями и личностными качествами.

Многие делают ошибочный вывод: моя профессия не востребована. Жизнь показывает, нет невостребованных профессий, а есть невостребованные специалисты.

Соведущий 2:

Миф: Престижная профессия всегда востребована на рынке труда.

Мы развеяли ещё один миф о престижных профессиях



(на доске зачёркивается  надпись и пишется МИФ)

Реальность: Востребованы мастера своего дела, профессионалы.

Этап 3:

Соведущий 1: Снова вернёмся к нашим критериям, определяющим престижность профессии. Последний самый распространённый критерий, который мы выделили, - профессия престижная – значит интересная.

Слово представителю третьей группы.

Выступление представителя 3 группы: Наша группа провела анализ статистических данных по Волгограду и Волгоградской области о выпускниках, поступивших в разные профессиональные учебные заведения и выяснили, что назвать конкретную профессию, по которой выпускники собираются работать, смогла лишь треть опрошенных (30,6%) выпускников 9-х классов и 65,6% выпускников 11-х классов. Каждый пятый ученик, выбравший профессию, ничего не знает о ее содержании и условиях труда.

Так же по результатам исследований, до 45% абитуриентов профессиональных учебных заведений не уверены, что их выбор правильный. Около 30% выпускников системы профессионального образования не намерены работать по полученной специальности, до 20% выпускников по окончании учебных заведений заявляют, что их представления о выбранной профессии не оправдались.

Соведущий 1: Спасибо. Мы благодарим вашу группу за интересную информацию. Как видно из исследований, каждый выбирающий профессию должен четко представлять содержание деятельности будущей профессии, с какими особенностями и трудностями предстоит столкнуться, с кем или чем предстоит постоянное взаимодействие.

Соведущий 1:

Задание группам: Предлагаем вам проанализировать профессии «Врач», «Юрист» и «Программист» с этой точки зрения. Каждая команда получит набор из 6 пазлов, отражающих:

1. содержание деятельности,
2. ответственность,
3. проф.окружение (с кем и с чем происходит взаимодействие),
4. условия труда,
5. трудности,
6. риски.

Необходимо заполнить каждый пазл информацией по предлагаемым характеристикам и собрать из них фигуру. На каждом пазле есть слова, в результате составления фигуры получается пословица. Объясните ее значение.

(Группы работают с заданиями. Время работы групп 10 минут).

Приложение 1

Команды представляют выполненные задания. Пословица, составленная из пазлов: "Бесталанных людей, нет, а есть люди, занятые не своим делом".

Соведущий1: Как вы понимаете эту пословицу? Все ли из предложенных профессий могли бы стать вашими будущими специальностями? (нет)  Почему?  (профессия должна соответствовать твоим способностям и интересам)

Могут ли нам пригодиться эти пазлы при выборе собственной профессии? Каким образом? (это алгоритм выбора будущей профессии)

Мы развеяли ещё один Миф – «Престижные профессии – это всегда интересное дело».



(на доске перечёркивается таблица и пишется МИФ)

Реальность. Интерес – это свойство личности, а не какого-либо занятия, так, одно и то же занятие для кого-то может быть самым интересным на свете, а для кого-то – самым скучным.

Этап 4: Подведение итогов.

Соведущий 2: Итак, подытожим нашу деловую игру. Какими критериями, правилами необходимо руководствоваться при выборе будущей профессии? В чём реальность жизни?

Задание всем:
Из предложенных утверждений, характеризующих правила выбора профессии, выберите, то, чем вы будете руководствоваться при выборе профессии. (На доске нарисована мишень. Учащиеся подходят к мишени, выбирают цветовое поле в соответствии с обозначенными утверждениями в таблице и ставят на него магнит)

Приложение 2

Приложение 3

Какое же поле оказалось самое заполненное?
 
Обратите внимание, что на нашей мишени большинство магнитов оказалось на зеленом и красном поле. Так и в жизни советуем вам сделать единственно правильный выбор профессии, как выстрел в яблочко.

Ведущая 1: Ребята, те из вас, кто планировал выбрать престижные профессии, теперь имеют возможность проанализировать свой выбор более детально. Если вы хотите быть успешными, заниматься любимым делом, быть счастливым в своей профессии, необходимо осознанно подойти к выбору профессии. Как сказал Бернард Шоу: "Труд по обязанности – это работа, труд по призванию – это досуг".

Спасибо за сотрудничество, до новых встреч!!!