Урок литературного чтения "Произведения русских баснописцев". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель урока: организовать совместную деятельность учащихся с целью знакомства с особенностями басни.

Задачи:

Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его баснями, уметь анализировать и сравнивать басни, искать мораль, иносказание и аллегорию.

Метапредметные

  • познавательные: развивать умение воспринимать на слух и осознанно читать произведение; строить речевое высказывание в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; учить видеть и чувствовать за строками произведения глубокий смысл басни; воспитывать добрые моральные качества.
  • коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении;
  • регулятивные: учить ставить учебную задачу в сотрудничестве с одноклассниками; планировать свои действия; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;
  • личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с баснями, презентационные листы ответов для учащихся, басни И.А.Крылова “Стрекоза и Муравей”, И. И. Хемницер “Стрекоза”, басня Л.Н. Толстого “Стрекоза и Муравей”, костюмы Стрекозы и Муравья, учебник Л.А. Ефросининой, “Литературное чтение” 4 класс, 1 часть.

Используемые методы и приемы: информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический.

Ход урока

1. Этап актуализации знаний.

Долгожданный  дан  звонок, начинается   урок.
К  нам без опоздания  приходи старание.
Помоги нам потрудиться, мы пришли сюда   учиться.

- Что  значит  учиться? (открывать  новые   знания)

- Что  это  значит? (Понять, что я не знаю и самому найти способ)

- Какие  качества  помогают  ученику   узнавать  новое?

- Пожелайте  друг  другу  удачи.

Пусть  урок  принесёт  радость   общения,  а  помощниками  будут   внимание, старание, находчивость!

А) Знакомство с темой урока.

- Посмотрите иллюстрации на доске. (слайд)

- Чему посвящен сегодня урок? (басням)

- Почему вы так думаете? (сцены из басен)

- Какие это басни?

- Кто автор этих басен?

На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов. (слайд)

Б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.

Рассказ учителя: “И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни — “Дуб и Трость”, “Разборчивая невеста”, “Старик и трое молодых”. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем”.

В) повторение знаний об особенностях басен. (Работа в парах)

На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

- краткая форма повествования,

- действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

- высмеивает пороки людей ( ирония),

- есть мораль,

- повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

Вывод с доски: (на слайде)

- Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки.

В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

- Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на разминке.

2. Разминка.

А) (текст на слайде)

Без работы хоть убей,
Жить не может муравей.
Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают стрекозы.

Эти герои пришли нам сегодня в гости.

Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе (подготовленные учащиеся)

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь.  После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно   копошатся  сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

3. Эпат создания проблемной ситуации и формулирование проблемы.

- Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню “Стрекоза и муравей”)

А) Создание “Дерева предсказаний”

-Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни? Посадим на веточки дерева стрекоз с теми качествами, которые будут присущи Стрекозе, а под деревом устроим муравейник из качеств, характерных для Муравья. (слайд)

Появляются на дереве слова

  • о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
  • о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

- Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни.

Б) Первичное восприятие текста Читает учитель.

В) Формулирование проблемы.

- Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

- Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

- Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

Вопрос урока: Какова мораль басни И.А.Крылова “Стрекоза и муравей” (на слайде)

- Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью?(нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки на столе):

Исследование будем проводить, работая в группах.

Физминутка.

4. Этап открытия нового знания:

1 часть работы: Работа в парах.

Вспомним правила работы в паре: (на слайде)

  • Работай дружно.
  • Спокойно высказывай своё мнение.
  • Уважай мнение другого.
  • Терпеливо выслушивай мысли других.
  • Вместе находи правильное решение.

2 часть работы: самостоятельная работа в парах.

  • По пунктам плана памятки по работе с басней.

3 часть работы: оформление презентационного листа.

  • Группа получает лист для записи ответов на вопросы.

(Оценивание работы по критериям сразу после выступления группы)

5. Этап применения нового знания:

Ответы детей по парам , по очереди.

А) Беседа – анализ текста

1. В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы.

2. Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

3. Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (слайд на доске):

Зима катит в глаза.
В мягких муравах у нас.
Голову вскружило.
Оглянуться не успела.
В ум пойдет.
Помертвело чисто поле.
Злой тоской удручена.
Забыла обо всем.
Не хочется думать.
Неожиданно наступила зима
Быстро прошло.
В поле стоит мёртвая тишина
Тоскует.
В мягкой траве у нас.

- Как вы понимаете эти высказывания? (этот вопрос задается после каждого правильно установленного соотношения )

4. Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте.(Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

5. Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

6. Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

7. Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

8. Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте.(Трудолюбивый. мудрый.)

9. Настали ли нужда и голод для Муравья?

10. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

11. Почему он отказал Стрекозе в помощи?

12. Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

13. Можно ли его назвать жадным?

14. Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

15. Как вы относитесь к Стрекозе? 

16. А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

17. Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

18. Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

19. Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

20. Как вы их понимаете?

21. Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

6. Сравнение басен Хемницера и Толстого.

7. Рефлексия. Итог урока.

А) Вывод по проблеме.

  • Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
  • Какие же пороки “пощипал” Крылов в басне “Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
  • Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
  • Нужно ли изучать басни?
  • Чему они учат?

Б) Самооценка

На доске стрекоза и муравей

- если работа на уроке не вызвала затруднений – муравью листик

- если смогли справиться лишь с помощью других – листик стрекозе

В) Оценивание работы на уроке.

Дети оцениваются по, качеству оформления презентационных листов – выставляется итоговая оценка.

Г) Домашнее задание.(по желанию)

  • Выразительное чтение басни по ролям.
  • Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить, нарисовать иллюстрацию к басне.
  • Чтение басни наизусть

5.03.2017