Занятие кружка "Они имеют два названия – гидроксиды и основания"

Разделы: Химия


Цель занятия: закрепление и расширение навыков проведения эксперимента, расширение представлений об основаниях как химических веществах и их значении в жизни человека.

Задачи занятия:

Образовательные:

  • расширить представление об основаниях как химических веществах и их значении в жизни человека;
  • познакомить с методами исследований, применяемыми в химических лабораториях;
  • повторить правила техники безопасности при проведении эксперимента.

Развивающие:

  • способствовать развитию познавательных способностей учащихся: умения выяснять причину и следствие, умения обобщать полученные результаты, конкретизировать, делать выводы;
  • способствовать развитию умения слушать и воспринимать информацию как руководство к дальнейшей деятельности;
  • продолжить формировать умения работы с оборудованием;
  • развивать познавательный интерес к химии.

Воспитательные:

  • продолжить формировать умения работать в коллективе;
  • продолжить формировать умения оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей;

Форма обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы организации учебно-познавательной деятельности: метод самостоятельной работы; беседа, объяснение, наглядные методы, ИКТ, проблемное обучение.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация “Они имеют два названия – гидроксиды и основания”, реактивы: растворы гидроксида натрия и соляной кислоты в пронумерованных пробирках

1) кислота;

2) щелочь;

3) щелочь;

4) кислота;

5) кислота;

6) щелочь;

7) кислота;

8) щелочь; растворы лакмуса, метилового оранжевого, сульфата цинка, хлорида бария, карбоната натрия, сульфата алюминия, гидрокарбоната натрия, фенолфталеина и другие.

(Реактивы для решения первой задачи учитель может подобрать по своему усмотрению).

Ход занятия

1. Здравствуйте, садитесь. Кто в классе дежурный сегодня? Все ли сегодня присутствуют на занятии? Ребята, все ли у вас готово для сегодняшнего занятия?

2. Сегодня мы совершим путешествие в мир химии.

3. Любой человек, невзирая на возраст, любит путешествовать! Вот и мы сегодня отправимся в путешествие. Давайте представим, что мы сели в поезд. Вы – пассажиры, я – проводник. И ждет нас сегодня в дороге много интересного. [2]

4. А называется наше путешествие “ Они имеют два названия – гидроксиды и основания”.

5. Во время нашего путешествия мы систематизируем знания и умения по применению, свойствам оснований, продолжим учиться решать экспериментальные задачи и постараемся расширить свой кругозор по теме “Основания”. [2]

6. Итак, наше путешествие началось, и мы прибываем на первую станцию. Здесь нам надо вспомнить материал, который мы уже знаем по теме “Основания”.

  • Подберите термины к определениям;
  • Из предложенных формул выберите основания;
  • Какая формула лишняя и почему?

7. Наш поезд прибывает на вторую станцию, где нам предстоит познакомиться с некоторыми историческими фактами об основаниях.

8. Мы продолжаем путешествие, и нас ждет новая станция. Помощниками на этой станции будут учащиеся, которые приготовили небольшие сообщения о практическом значении оснований. (13 слайдов по ходу сообщений).

1 учащийся: Я хочу вас спросить; что общего между мылом и стеклом?

Общее то, что гидроксид натрия, известный в технике под названием каустика, применяется в больших количествах для производства и мыла и стекла. Также гидроксид натрия используется для производства красок, при обработке целлюлозы и очистке масел и керосина от жиров. Много расходуется его при мытье посуды на масло- и молокозаводах, поскольку каустик легко разлагает жир. Используется он также в лабораторной практике, особенно в силикатном анализе.

2 учащийся: А я вас хочу спросить: что различного в твердом и жидком мыле, кроме того что одно – твердое, а другое – жидкое?

Разница в том, что для производства твердого мыла используется гидроксид натрия, а для жидкого – гидроксид калия. Также гидроксид калия, называемый в технике едким кали, служит хорошим осушителем некоторых газов и жидкостей, является главным компонентом электролитов щелочных аккумуляторов, широко применяется в лабораторной практике при синтезах различных веществ. В небольших количествах он расходуется для получения стеаратов и олеатов калия — жидкого мыла, используемого в медицине.

3 учащийся: Гидроксид кальция — важнейший строительный материал, и его мировое производство исчисляется десятками миллионов тонн в год. Смесь гашеной извести с песком уже не одно тысячелетие служит прекрасным строительным раствором, которым скрепляют кирпичи, камни, блоки, штукатурят потолки и стены. Гидроксид кальция сейчас — самая дешевая щелочь. В этом качестве он широко используется для нейтрализации кислых сточных вод некоторых производств, а также для известкования кислых почв. В больших количествах гидроксид кальция расходуется на производство хлорной извести, служащей дезинфектором в санитарии.

4 учащийся: Гидроксид лития служит важным компонентом электролитов в щелочных аккумуляторах, удлиняя срок службы в 2—3 раза и существенно повышая их емкость. А на подводных лодках и космических кораблях этот гидроксид поглощает углекислый газ, выдыхаемый людьми.

(Из книги Мартыненко Б.В. “Кислоты – основания”. М.: Просвещение, 1988 г.)

9. Мы снова продолжаем путешествие. У нас на пути красный свет – проезда нет! Станция “Стоп! Красный свет!”. Давайте вспомним правила техники безопасности при работе со щелочами и другими химическими реактивами. [2]

 10. Мы вспомнили с вами правила техники безопасности и поэтому можем смело двигаться к следующей станции.

11. Станция “Экспериментальная”. На этой станции мы продолжим учиться решать эксперимен-тальные задачи.

Задача 1. Вам выданы четыре пары пронумерованных пробирок. В каждой паре: одна пробирка содержит раствор кислоты, другая – раствор щелочи. С помощью имеющихся на столе реактивов нужно определить в каждой паре: где кислота, а где – щелочь. (Задание можно выполнять по группам или решать с фронтальным обсуждением. Уравнения прописываются учащимися на доске, если они имеются. Реактивы для решения задачи учитель подберет по своему усмотрению. Распределить растворы кислоты и щелочи нужно в таком порядке: 1) кислота; 2) щелочь; 3) щелочь; 4) кислота; 5) кислота; 6) щелочь; 7) кислота; 8) щелочь. Именно в таком порядке даны ответы на слайде.

Провести контроль: сколько правильно определили веществ в первой задаче учащиеся.

Задача 2. Может ли в химии применяться правило: от перемены мест слагаемых сумма не меняется? (Ребята проводят опыт по взаимодействию гидроксида натрия и сульфата алюминия, наливая их в пробирки в разной последовательности. Когда вторым наливается гидроксид натрия, надо обратить внимание на его избыточность при исчезновении осадка.)

12. Ну, а мы прибываем на конечную станцию с необычным названием. Здесь нам предстоит применить имеющиеся у нас знания в новой учебной ситуации.

Может ли кислая соль иметь щелочную среду? (Сопровождается демонстрационным опытом определения щелочной среды раствора).

Полезен ли салат из огурцов и помидоров?

Бабушкин рецепт

Бабушкин рецепт

13. Мы с вами сегодня во время путешествия побывали на 6 станциях. Давайте проверим, насколько успешным было наше путешествие, т.е. проверим свои знания.

14. Уважаемые пассажиры, наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы посетили станции:

  • Информационную;
  • Историческую;
  • Практическую;
  • Стоп! Красный свет!;
  • Экспериментальную;
  • Необычную.

15. На выданных вам проездных документах, пожалуйста, поставьте номер станции, которая понравилась вам сегодня больше всего.

Презентация

Приложение 1

Приложение 2

Источники информации.

1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. “Настольная книга учителя химии. 8 класс”. М.: Дрофа, 2002 г.

2. Разработка урока по кислотам Г.Н. Тыняниной, учителя химии гимназии № 11 г. Волгограда.

3. Мартыненко Б.В. “Кислоты – основания”. М.: Просвещение, 1988 г.