Интегрированный урок (технология + химия) на тему "Чай: польза или вред, нужен или нет? Учимся ставить эксперимент"

Разделы: Химия, Технология


Цели урока:

  • Ознакомить учащихся со структурой и назначением чая, видами и сортами чая.
  • Познакомить с традициями чаепития разных стран.
  • Расширить знания “истории повседневности”.
  • Развивать умения работать с картой, расширить умственный кругозор
  • Изучить состав и свойства чая с химической точки зрения, провести опыты с ним
  • Воспитывать бережливость, аккуратность и эстетический вкус.

Методическое обеспечение урока:

Материально-техническая база:

  • кабинет трудового обучения;
  • чайник, самовар, чайная посуда, скатерти салфетки и др.;
  • чай, сахар, блины и др.

Дидактическое обеспечение:

  • компьютерная презентация;
  • рабочая тетрадь;
  • инструкционные карты.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: Нетрадиционный.

Методы обучения: Словесный, мультимедиа, исторический, познавательный, практический.

Форма урока: Бригадная с разделением труда.

Опережающее домашнее задание:

  • Ученикам дано задание изготовить форматки на бумаге А-4 – Всё о чае.
  • Презентации, посвященные чаю.
  • Распределение ролей царя, 2-х бояр, китайского посла, слуги барина.

На классной доске написано:

Вечер. Затемно всегда 
Затихает шум и гам, 
От нелегкого труда 
Все уходят по домам.

Солнце к западу спешит: 
Если жизни ты не рад — 
Есть лекарство для души: 
Чая чудный аромат!
Г.Тукай

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся.

2. Изложение и одновременно закрепление нового материала.

(изложение нового материала проходит в форме диалога учитель-ученик, а также в форме игры).

Учитель технологии: 

Среди разнообразных напитков, изготовляемых людьми, самый известный и распространённый - чай. Его пьют повсюду. Чай обладает целебными свойствами, помогает излечиться от многих болезней. Посмотрите на доску и увидите высказывания учёных, поэтов, путешественников о целебных свойствах чая. На столе вы видите различные сорта чая, самовар - настоящее русское изобретение, сушки, пряники, все, что необходимо для чаепития.

Учитель химии: Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим также, как хлеб.

Учитель химии: Действительно, чай обладает лечебными свойствами. Чай в любом уголке земного шара лечит недуги, утоляет жажду и снимает усталость, согревает от холода и спасает от палящего зноя. Ученые установили, что в чае содержатся полезные биологически активные вещества: кофеин, танин, минеральные соли, витамины, эфирные масла. Они укрепляют сосуды мозга, улучшают работу сердца, обмен веществ, повышают умственную и физическую работоспособность человека. С чаем легко усваиваются белки, жиры, углеводы. Чай усиливает сопротивляемость простуде, инфекционным болезням, воспалительным процессам, чай особенно хорошо утоляет жажду и восстанавливает силы с лимоном. В чае обнаружено обилие витаминов. В нём содержатся аскорбиновой кислоты больше, чем в соке лимона и апельсина. При различных заболеваниях настой чая улучшает состояние.

Учитель технологии: 

Но прежде чем начать работу по этой теме, я бы хотела узнать о вашем настроении. Пожалуйста, поднимите кружок того цвета, который соответствует вашему настроению сегодня:

  • желтый - спокойствие;
  • красный - возбуждение, активность;
  • синий - безразличие, ни то, ни се;
  • черный - совсем плохое, скука.

Учитель технологии: 

У некоторых из вас хорошее настроение, а у некоторых невеселое; неактивное. К концу урока, я думаю, у всех оно будет замечательным.

Человек вообще чувствует себя хорошо, когда светит солнце, когда его любят, когда рядом есть друзья, с кем можно поделиться радостью, горем, поговорить о том, о сём.

Не зря на доске вы видите слова татарского национального поэта Габдуллы Тукая, которые и будут девизом нашего урока.

Презентация  о чае

Учитель химии: 

Чайный куст неприхотлив, он может расти на скудных почвах и склонах с каменистым грунтом, выдерживает различные температурные условия. Не боится тропической жары и хорошо переносит морозы. Чайные листы не имеют болезней. Плодоносить куст начинает рано, но наибольший сбор листа начинается только через 8-10 лет, растёт до 100 лет. Сбор чая требует квалификации, выносливости, огромных затрат ручного труда. Собирают листья чая вручную, чтобы почувствовать качество листа. Ведь собирают не все подряд листья, а только верхние молодые побеги.

Приложение 1

Учитель технологии: Ребята, а какая страна является родиной чая?

(На экране карта мира).

Ответы учеников.

Правильно, Китай. Хотя советские ученые выдвинули версию, что первый чай появился во Вьетнаме. Это был дикий крупнолистовой чай, иногда достигающий огромных размеров. И из Вьетнама он распространился на южные районы Китая.

Чай стал известен человеку задолго до нашей эры, поэтому его история уходит в глубь веков. Само появление чая овеяно легендами. Чаще всего ссылаются на ту, согласно которой первый чай появился неожиданно.

Когда-то (это было за много веков до н. э.) китайскому императору кипятили воду и в сосуд упало несколько листков с чайного куста и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие.

Учитель технологии: А знаете ли вы, как и когда попал впервые чай в Россию? Ответ “да” прозвучал только от тех учеников, которые получили домашнее задание подготовить рассказ об этом. Так давайте же их послушаем.

Ученик 1: Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор невиданным продуктом. Это историческое для России событие произошло в 1635 году. Так чай завоевал свое первое признание. Спустя несколько десятилетий, состоялся еще один важный акт для русской чайной истории – это подписание договора с Китаем в 1679 году о поставке чая в Россию. Так потянулись, груженные “сушеной травой”, караваны в Москву. Путь их был очень длительным и сложным и порой продолжался больше года. Вот почему чай первоначально стоил очень дорого и распространялся только среди дворянской знати.

“Живая картинка” Игра - инсценировка.

Прием царем китайского посла или как чай на Русь попал.

Действующие лица: Царь, 2 боярина, китайский посол.

Царь на троне, с двух сторон сидят 2 боярина.

1 боярин: “ Царь-батюшка! К нам из чужеземных земель прибыл посол, и прибыл с богатыми и достойными царя дарами”.

Посол почтительно входит, держа в руках баночку с чаем. Чай преподносится в качестве дорогого подарка.

Царь: Что за чудо-трава? Из каких заморских стран?

2 боярин нюхает травку и восклицает “Эта трава варится и подается это варево как чудодейственный напиток”.

Посол: Господин! Это дар китайского императора русскому царю. В Китае уже несколько тысячелетий пьют чай. Напиток этот удивительный, ибо не только излечивает от многих болезней, но и веселит душу, прогоняет сон, бодрит, делает людей миролюбивыми и благодушными. А сейчас попробуй этот напиток, он тебе придется по душе.

Чайная церемония.

Девочка в китайской одежде демонстрирует процесс:

1. Чай растирается в чашке деревянной ступкой до порошкового состояния.

2. Всыпается содержимое в заварной чайник.

3. Заливается кипятком и разливают в чашки для гостей.

Царь и бояре восхищаются напитком и благодарят посла.

Ученик 2: Долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Мещане и купцы старались во всем им подражать. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века были такие шуточные стихи:

Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить
Взял тогда, налил водички. Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу, да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам, хорошенько размешал,
Остудил его немножко, на господский стол подал.
Гости с барином плевались, сам он ажно озверел,
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся, чем же мог не угодить?
А потом-то догадался, что забыл я посолить.

Учитель технологии: Но именно в аристократической среде стали постепенно складываться традиции и особенности русского чаепития. Чаепитие как-то органично вписалось в старинные традиции русского гостеприимства. А традиции были замечательные! Каждая эпоха приносила что-то свое, менялись формы гостевания и правила этикета, утварь и ассортимент блюд для стола, но оставались неизменными заповеди гостеприимства, предписывающие встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением. Согласно древнему обычаю, не полагалось расспрашивать гостя даже об имени его, не накормив и не напоив его.

В народном творчестве по этому поводу много пословиц, поговорок и загадок. Это было одним из домашних заданий, так давайте их послушаем.

Учитель технологии:  Ребята, для того, чтобы уметь провести чайную церемонию, для этого надо было учиться. В Японии была создана сеть чайных школ, руководители которых аттестовали мастеров, прошедших обучение. Надо было не только приготовить чай, но и поддержать беседу и создать нужное настроение. Для этой церемонии строились чайные домики в садах.

В России тоже могут гордиться своим вкладом в чайную церемонию. С чаем связано одно из оригинальнейших русских изобретений - самовар. И если англичане пьют крепкий чайный настой, часто разбавляя его молоком, то в России, где чай почитался дорогим продуктом, получил распространение разбавлять заваренный чай кипятком.

Чаепитие в России за 300 лет стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. Один из иностранных путешественников заметил, что русские до того “наупражнялись” в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.

Его изготовили на Урале, затем начали изготовлять в Туле. В трубу, которая находится внутри самовара, засыпали шишки, сухие чурки, древесный уголь, поджигали лучиной, раздували огонь сапогом, и вода закипала. Сверху ставили заварочный чайник. Самовар стал традиционным русским сувениром, как матрёшка, балалайка.

Ребята исполняют стихи или частушки.(Приложение)

У самовара масса достоинств:

  • и экономичность;
  • и малый расход топлива;
  • и удобство эксплуатации;
  • и вместительность.

Кроме того, и вода в нем долго не остывает. Потому что в старину труба с раскаленными углями была внутри самовара, а теперь там расположен герметичный нагревательный элемент. А еще самовар придает столу своеобразный уют. И вообще, самовары порой подлинные произведения искусства. Их изготавливали из меди, латуни и даже железа.

Учитель технологии: Чаепитие вдохновляло знаменитых русские художников к написанию полотен. Вот некоторые из них. Посмотрев эти картины, вы можете увидеть, что же подавали к чаю раньше? А что подают к чаю сейчас?

Ответы учеников.

К чайному столу подаются сладкие блюда: суфле, кремы, пирожное, торт. А также печенье, кексы, ягоды, варенье, фрукты, конфеты.

Сколько народов, столько и форм чаепития. Ребята, а вы знаете, как пьют чай в других странах?

(рассказывают о традиции чаепития в разных странах).

3. Практическая работа.

Учитель химии: Хотя чай изучают на протяжении веков, а над раскрытием его химического состава учёные трудятся, по меньшей мере полтораста лет, только за последние десятилетия стало возможным получить сравнительно полное представление о том, какие химические вещества входят в состав чая. Но и сегодня некоторые химические вещества остаются в чае нераскрытыми либо распознанными лишь в самом общем виде. ЧАЙ получают (обычно завяливанием, скручиванием, ферментацией, сушкой) из листьев, стеблей растения чай. Выпускают чай байховый (рассыпной) и прессованный (кирпичный, плиточный). В зависимости от способа обработки листа различают черный чай, зеленый чай (кок-чай), желтый чай, красный чай (оолонг). Как показали исследования, чай состоит на 30-50 % из экстрактивных, т. е. растворимых в воде частей. На практике растворимость никогда не осуществляется полностью. Зелёные чаи содержат больше растворимых веществ (40-50 %), а чёрные - меньше (30-45 %). Кроме того, чем моложе, выше качеством листья чая, тем богаче экстрактивными веществами полученный из них сухой чай. И наоборот, чем старее, грубее листья, тем менее выходят в настой растворимые вещества, тем менее вкусен чай.

Но в целом чай - сокровищница полезных для человека веществ. Недаром с древнейших времён чай считали чудесным, волшебным напитком. Однако древние не могли даже догадываться о тех двух великолепных свойствах чая, о которых теперь знаем мы.

Одна из замечательных способностей чайного растения состоит в том, что оно вытягивает из почвы и синтезирует самые разнообразные и редкие, притом полезные для человека вещества. Природа не остановилась на этом и щедро одарила готовый чай другой, не менее удивительной способностью - отдавать в раствор свою самую лучшую, самую ценную, самую полезную для человека часть.

Поскольку ОДНА ИЗ ЦЕЛЕЙ УРОКА – изучение чая с химической точки зрения, из научной литературы были взяты сведения о химическом составе чая (табл. 1). Эти данные отражают состав черного чая. Состав зеленого чая немного отличается по содержанию дубильных веществ и кофеина. (Приложение 2)

Учитель химии: а сейчас проведем несколько красивых опытов по определению состава чая (Приложение 3)

Учитель технологии: 

Родился добрый обычай – всей семьей собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждали новости, решали семейные проблемы. Чай согревал, располагал к непринужденности. Как начинался день в дворянской усадьбе? Утром рано, выслушав донесения, помещик отпускал дворецкого и ключника, ему приносили чай. Напившись чаю, барин отправлялся в церковь. А после обедни ему подавали завтрак. На стол ставили самовар, пили чай, гораздо реже - кофе. К чаю подавали варенье, сливки, печенье, кренделя. Чай предпочитали байховый, цветочный. За чаем разговаривали, женщины занимались плетением кружев. Иногда вместо ужина пили чай. На балах и маскарадах подавали чай. В богатых усадьбах крупных русских вельмож были построены чайные домики, где предавались излюбленному занятию – чаепитию. Поэт П.А. Вяземский посвятил такие строчки чаю:

По-православному, не на манер немецкий,
Не жидкий, как вода или напиток детский,
Над Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый чай янтарною струёй.

И.Т. Кокарев, большой знаток тогдашних нравов, в своем очерке “Чай в Москве” писал так: “Теперь вся Русь – от финских хладных скал до пламенной Колхиды, все от мала и до велика, миллионер и подёнщик, великорус и сын юга, белорус и калмык пьют чай...”

Учитель технологии: Действительно, чай на Руси и особенно в первопрестольной играл важную роль - многое в жизни москвичей было связано с чаепитием; оно располагало к общению, создавало атмосферу сердечности и уюта.

Н.Поляков, автор книги “Москвичи дома, в гостях и на улице”, вышедшей в 1858 году, также отдает дань чаю: “Чай для москвича есть важный и необходимый предмет; потребность чая у москвича такого рода, что он скорее согласится не есть, нежели не пить чаю. Ни одно трудное дело, ссора или мировая, дела по коммерческим оборотам никогда не обойдутся без чая.

- Как бы нам уладить дело? – спрашиваете вы.

- Да как,- отвечают вам, - пригласите его на чай.

Или:

- Сходите с ним попить чайку – вот и дело кончено”.

Чай у москвичей заменял иногда даже... часы - когда говорилось “это происходило до чая”, то все понимали, случившееся происходило поутру, а если “после чаепития” - то обычно подразумевался вечер. Если какой-нибудь эпизод улетучивался из памяти москвича и его собеседнику требовалось вспомнить, напоминалось об этом чаще всего так: “Ну, да, как же, помните, вы ещё с ним вместе чай пили?” Да и отношения между людьми определялись следующим образом: “Они дружны – вместе чай пить ходят”. Приглашение на чай у москвичей означало самое дружеское расположение. У каждого любителя чая – москвича было излюбленное заведение – трактир, ресторация, которое он посещал регулярно и где его “принимали с уважением”, т.е. подавали густой, хорошо настоянный чай. В ходу были специфические выражения: “Чаи гонять”, “Чаёвничать”, “Откушать чаю”. Летние народные гулянья, происходившие в Сокольниках, в Марьиной роще и на других окраинах Москвы, не проходили без чаепития: на траве, в тени деревьев устанавливались столики с самоварами и “гонялись чаи”. И сегодня ни одно застолье, ни один праздник не обходятся без чаепития. Мы все любим чай, этот бодрящий полезный и замечательный напиток. Чашка чая – это уют в доме и мир в душе. На Востоке говорят: когда встречаются друзья, им и чай без сахара сладок.

Учитель технологии: Но прежде чем приступить к завариванию чая, нам необходимо повторить правила техники безопасности. У вас на столах лежат инструкции по ПБТ. Озвучьте эти правила. А теперь по инструкционным картам завариваем чай.

(Хозяйка стола каждой бригады идёт заваривать чай.)

Учитель технологии: Ну, что же, столы накрыты, чай заварен, пора и приглашать к столу. У меня в руке чайная чашка. Пусть она будет символом приглашения к чаю. Передавая ее, из рук в руки, стоящему соседу справа, подумайте, как бы вы сейчас пригласили его на чай? Какие найдете слова для этого? Ведь это очень важно, как прозвучит приглашение.

Все садятся за столы: сначала садится хозяйка стола справа от самовара, она всем разливает чай.

4. Уборка рабочих мест.

Дежурные с каждой бригады убирают и моют посуду.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше чаепитие. Что нового вы узнали на уроке, что вам больше всего понравилось?

Ответы учеников.

Учитель: Отлично. Вы сегодня все работали на высоте. Так какое же теперь у вас настроение? Поднимите, пожалуйста, тот цвет кружка, который соответствует вашему настроению. Мне кажется, что у вас настроение стало намного лучше. И это благодаря нашему общению. Поэтому не зря девизом нашего урока были слова Тукая. Чай – лекарство для души.

Ну а напоследок я полезный дать хочу совет:
Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться
Чай всех снадобий полезней,

Чай в жару нас освежает,
И в морозы согревает,

И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!

Использованная литература.

  1. Я.М.Белицкий “Москва незнакомая”, Стройиздат , М.,1993.
  2. М.В.Короткова “Путешествие в историю русского быта”, Дрофа, М.,2006.
  3. М.И.Пыляев “Старая Москва”, Московский рабочий, М., 1990.
  4. Страны мира. Современная школьная энциклопедия, Росмэн, М., 2008.
  5. Журнал “ Лазурь”, № 6, 2003.
  6. И.Г.Сухин “ 800 загадок, 100 кроссвордов”, Новая школа, М., 1996.
  7. Пашинский В.Г. Растения в терапии и профилактике болезней. Томск: Изд-во Томского университета, 1989, с. 183;
  8. Ужегов Г.Н. Основные лекарственные растения. М.: АСТ, 2000, с. 294;
  9. Ольгин О.М. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. М.: Детская литература, 2002, с.67;
  10. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. М.: Просвещение, 1985;
  11. Власова З.А. Биология. Справочник школьника. М.: АСТ, 2001, с. 536