Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: части речи, однокоренные слова, корень слова, словарь однокоренных слов


Цель урока: повторить и закрепить знания об однокоренных словах; учиться находить однокоренные слова, выделять корень;

Прогнозируемые результаты:

В результате изучения темы обучающиеся должны знать:

-признаки родственных слов;

уметь:

- выбирать из предложенных слов родственные слова;

- использовать различные методы (наблюдение, сравнение),

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- использовать знаково-символичные средства представления информации;

- работать в парах и группах, слушать собеседника и вести диалог.

Технологии: технология проблемного обучения, работа в парах, ИКТ, игровая технология.

Основные понятия: однокоренные слова, корень слова.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.

Оборудование:  ПК, интерактивная доска, презентация, таблички со  словами для задания и кластера, учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык, толковые словари В.И. Даля, С.И. Ожегова

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

- “Доброе утро!”- Птицы запели.

“Добрые люди, вставайте с постели!

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по делам”

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте гостей (кивком головы).

- Садитесь красиво девочки, также садитесь красиво, мальчики.

- А теперь настройтесь на урок. Прочитайте девиз (слайд) нашего сегодняшнего урока:

- “Глазками”,

- Хором: громко, чётко, ясно!

“Работаем дружно и внимательно,
Уважительно и старательно!”

- Готовы так работать? Тогда в путь!

2. Проверка д.з. (Работа с карточками)

- А для начала проверим д.з.

- Что было задано на дом? (Три вида заданий разного уровня сложности).

- Какие трудности были при выполнении д.з.?

- Кто работал над заданием первого уровня сложности? Проверяем.

1) Разделите текст на предложения и запишите его. В конце каждого предложения поставьте нужный знак препинания.

Осень пришла листьями усыпаны все дорожки пролетают над городом журавли. [5]

- Проверьте по слайду. Покажите светофорик.

- На что опирались? (На знание правила: что такое предложение). Расскажите

- Кто выбрал второе задание? Как выполнили?

2) Расположите строки стихотворения в такой последовательности, чтобы получился связный рассказ и запишите его.

Приятна мне твоя прощальная краса —
В багрец и в золото одетые леса,
Унылая пора! Очей очарованье!
Люблю я пышное природы увяданье,

- Проверьте. (Светофорик)

- Что вы составили? (Текст) Докажите.

- О чём говорится в этом тексте? (Об осени).

- Ребята, как вы думаете, кто автор этих строк? (А.С. Пушкин).

- Он очень любил это время года. В стихотворениях об осени А.С.Пушкин словно желает, чтобы и читатель восхищался красотой осени, её золотыми, багряными тонами, так же, как и он сам.

- Прочитайте этот отрывок с особым чувством, с красотой в голосе.

- Проверяем третье задание.

- Прочитайте, что нужно было сделать?

3) Разделите слова на группы.

Лиса, к, пушистый, на, листья, в, бегает, заманчивая, с, интересуется, по, осеннее, около, читаем, книга.

- По какому признаку вы разделили слова? (По частям речи.)

- Какие слова отнесли к первой группе? (Лиса, листья, книга. Это имена существительные) Докажите. (Обозначают предмет. Отвечают на вопросы: кто? что?)

- Какие слова вы отнесли ко второй группе? (Имена прилагательные: пушистый, заманчивая, осеннее.)

- Докажите. (Обозначают признак предмета. Отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?)

- Какие слова вы отнесли к третьей группе? (Глаголы: бегает, интересуется, читаем.)

- Докажите. (Обозначают действие предмета. Отвечают на вопросы: что делает? что делаем?)

- Какие слова отнесли к следующей группе? (На, в, по.)

- К какой части речи они относятся? (Предлоги.)

- Какова роль предлогов в предложении? (Служат для связи слов в предложении)

- Всё это мы изучаем в каком разделе? ( “Слово в языке и речи”).

3. Самоопределение к деятельности.

1) Целепологание. - Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Вы станете исследователями.

- Весь ход исследования мы будем записывать в журнал наблюдений – в рабочую тетрадь, но прежде чем начать работу, давайте разогреем наши пальчики

В прятки пальчики играли…
И головки убирали.
Вот так, вот так
И головки убирали (Пальцы прячут в кулачки)
Один, два, три, четыре, пять-
Я иду искать. (Открывают ладошки)

- Откройте тетради, запишите дату исследования и место проведения работы. Какие встретились орфограммы в написании словосочетаний 18 октября, классная работа? (Ученики объясняют).

- Где можно посмотреть написание этих слов (В орфографическом словаре)

2) Чистописание.

- Какую букву будем писать определите по моей подсказке. Эта буква обозначает согласный звук, имеет пару - согласный звук ф. Какую букву будем писать? (Мы будем писать букву в)

- Вв, вр, ве, вл - Прочитайте, что записали?

3) Словарная работа.

- Итак, мы отработали дикцию, а дальше работаем со словами, которые начинаются на эту букву. Запишите их под мою диктовку.

Ветер, вода, воробей, вдруг, водичка, водитель, ворона, водица, водяной, восток, вторник. (Взаимопроверка по слайду)

- На какие 2 группы можно разделить слова? (Словарные и несловарные)

- Прочитайте словарные слова. (Ветер, воробей, вдруг, ворона, восток, вторник).

- В чём их особенность? (Их написание мы должны запомнить. Проверить по орфографическому словарю)

-Что можно сказать о 2- ой группе слов? Являются ли они однокоренными? Как вы думаете, всегда ли слова с одинаковым корнем будут однокоренными?

- Проверим ваши предположения в процессе работы. Итак, определите тему нашего сегодняшнего урока - исследования? (Корень, однокоренные слова).

Тема нашего урока: Обобщение и уточнение знаний об однокоренных словах.

- Что повторим? (Повторим знания об однокоренных словах)

- Чему будем учиться? (Находить однокоренные слова, выделять корень)

4. Изучение новой темы.

1) Работа по учебнику.с.61, № 108,

- Приступаем к первому этапу нашего исследования. Что такое корень? Давайте прочитаем значения слова корень. (Слайд)

1. Корень – подземная часть растений. Пустить корни.

2. Корень – внутренняя часть зуба (волоса, ногтя).

3. Корень – часть слова.

- Что можно сказать об этом слове? (Это слово многозначное или это омонимы)

- Какое из его значений относится к науке о языке? (Корень - это часть слова)

- Составляем кластер.

- Дальше наше исследование продолжаем по учебнику. Прочитайте задание.

Берёза, моя берёзонька, берёзка
Берёза моя белая, березняк
Берёза кудрявая! подберёзовик

- Прочитайте слова в правом столбике.

- Определите, что означает каждое слово.

- Что общего в значении этих слов? (Относятся к слову “берёза”)

- Как называется общая часть, которая хранит это общее значение? (Корень)

- Как можно назвать, одним словом все слова? (Однокоренными)

- Прочитайте предложение. Найдите в нём слова, однокоренные словам из правого столбика. (Береза, березонька).

- Докажите, что эти слова однокоренные.

- Запишите с комментированием (по желанию) однокоренные слова с корнем –берёз-, выделите корень.

- Обратите внимание на написание корня в однокоренных словах.

- Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково)

- От какого слова произошли все слова? (От слова берёза)

- Что общего во всех словах? (Одинаковый корень, общее значение)

- Попробуйте прочитать только корень. Вы поняли, что означает это слово? (Да)

- А теперь закройте корень и прочитайте оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? (Нет)

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? Правильно, корень – это главная часть слова. В корне заключён смысл слова. С его помощью образуются новые слова. Дополним схему. Корень – это …

Что ещё важно знать о корне? Как по – другому можно назвать одинаковую часть (Общая часть). Так, что такое корень?

- Итак, на первом этапе нашего исследования мы выяснили, что такое корень. И сейчас мы можем сразу ответить на следующий вопрос: как найти в слове корень? (Как можно больше подобрать однокоренных слов).

2) Работа по учебнику. С.61 №108. Вернёмся к работе с учебником и продолжим наше исследование. - Найдите упр. 108, на странице 61.

- Выполняем задание по “Инструкции” (Вид чтения)

Последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на карточке. Ученики выполняют всё молча.

- Прочитайте. Спишите. Проверьте.

- Найдите однокоренные слова. (Грибы, грибной). Выделите в них корень. (Самопроверка). Прочитайте однокоренные слова. Какой частью речи является каждое из них? Обозначьте над словами части речи.

- Назовите корень. (Светофор)

- Подберите однокоренные слова с этим же корнем. (Грибочек, грибок, грибник). Почему эти слова однокоренные? Составьте предложение со словом грибник.

В лесу грибник собирает грибы. (Один ученик записывает с комментированием у доски, остальные - в тетрадях) (Ученик занимает рабочее место, самостоятельно записывает предложение в своей тетради, а мы начинаем собирать корзину идей)

- Грибник собирает грибы, а мы с вами соберём полную корзину идей по работе с этим предложением.

Корзина идей.

- Какие задания можете предложить?

Дети: Разобрать по членам предложения.

- Определить части речи.

- Поставить в словах ударения.

- Разделить слова на слоги и т.д.

- Воплотим некоторые идеи. Подчеркните грамматическую основу предложения. Обозначьте части речи. (У доски работает другой ученик)

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. А теперь отдохнём.

5.Физминутка. [2] Я вам сейчас буду называть пары слов. Если эта пара - однокоренные слова, то вы хлопаете в ладоши. Если же не являются однокоренными - вы топаете: сад-садовник, рыжий-рыжик, лес-лесок, стена-стекло, боль-большой, полюшко-поле, вода-водитель, зелень-зелёный, мокрый-сырой, белый-беленький.

6. Закрепление изученного.

1) Работа по учебнику. С. 62, № 109. Как по – другому мы можем назвать однокоренные слова? (Родственными). Значит, родственные и однокоренные слова, это что за слова? ( Синонимы).

-  Ребята, а сейчас мы с вами немного поиграем, объедините слова по семьям. Ведь семья – это наш род, т. е. корень откуда мы растём. [1] А выполним эту работу с помощью учебника.

- Откройте с.62, найдите №109. Прочитайте задание.

- В какие группы можно объединить слова? (В группы с корнями – соль-, -сад-, -свет-, -синь-)

- Первый ряд работаете со словами, которые имеют корень

– соль-, 2 ряд –сад-, 3 ряд –свет-.

(На доске наглядность с названиями корней для каждого ряда). Работаете в паре. Обсуждаете, вместе записываете. Кто раньше закончит, работает с корнем –синь-.

Проверка с помощью Э.П. + интерактивная доска. От каждого ряда идёт проверка по “цепочке” выходят к доске и выбирают нужное слово.

- Докажите, что слова каждой группы являются однокоренными. (Одинаковый корень и одно и то же значение).

- А что ещё вы заметили? (Что однокоренные слова могут быть разных частей речи.) И это ещё одно наше маленькое открытие.

2) Работа с рассказом.

- О чём говорим на уроке - исследовании? (Об однокоренных словах).

- Что должно быть у однокоренных слов? (Одинаковый корень, общее значение).

- Прочитайте рассказ. (слайд рассказ про воду)

Чужак [3]

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями заигралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему идти прочь в свою семью. Пошёл чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

- Прежде, чем ответим на вопрос текста, посмотрите внимательно на выделенное слово. Как вы думаете, где можем найти значение этого слова? (В толковом словаре) Показать: бывает разных авторов: Даля, Ожегова и т. д. Их можно взять в библиотеке, дома или купить в магазине.

- Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель.)

- Почему гости не сразу приметили чужака? (В этом слове тоже корень -вод-.) Что же должно быть у однокоренных слов? (Одинаковый корень, общее лексическое значение). Добавляем в кластер.

- Вернитесь к нашим словам в начале урока. Прочитайте слова с одинаковым корнем. Почему мы не взяли слово “водитель”?

- Какой вывод можно сделать?

(Корни могут быть одинаковыми, а значение разное)

- Давайте поможем ему найти своих родственников? (Водитель, водит, водительский и т. д.)

- Запишите, выделите корень. (Слова на доске записывает учитель, а ученики выходят и по очереди выделяют корень)

7. Рефлексия.

- Исследование мы завершили. А теперь проверим насколько вы были внимательны. Выполните тест.

Тест. [2] (Работа в группах)

Выберите правильный ответ и обведите его в кружок.

Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение?

А) сказуемое,

М) корень,

Б) предлог.

2. Какие из этих слов являются однокоренными.

Г) белка, бельчонок, белить,

Д) смелый, храбрый,

О) сестра, сестрёнка, сестричка.

3. Выбери лишнее слово.

П) подводник,

Л) морской,

М) вода.

4. Корень в однокоренных словах пишется

О) одинаково,

У) в зависимости от значения,

Е) когда как.

5. На письме корень выделяем так

Х)

Д)

Н)

6. Какое из этих слов будет однокоренным к слову мир

Ц) мирный,

С) мерка,

М) морковь

7. Найдите лишнее слово

Э) добрый,

Я) доброта,

Ы) отзывчивый.

Прочитайте выделенные буквы, какое слово получилось?

- Если вы ответили правильно на все вопросы, у вас должно получиться слово “молодцы”. У кого немного не получилось, не расстраивайтесь. На следующем уроке мы начнём работу с вашей группы.

8. Домашнее задание.

- Пришла пора записать домашнее задание. Послушайте, что необходимо сделать.

1) Работа со словарём однокоренных слов: из словаря выписать группу однокоренных слов, указать какой частью речи является каждое из однокоренных слов; или

2) Учебник, с.62, №111; Прочитайте. Из каждой группы выпишите только однокоренные слова. Выделите в них корень. К словам – чужакам устно подберите однокоренные слова

9. Итог урока. – А сейчас давайте повторим основные моменты нашего исследования. (Работа с кластером).

- Какие слова называются однокоренными? (Одинаковый корень, общее лексическое значение)

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- На следующих уроках мы продолжим изучение темы “ Корень слова”. А сегодня вы молодцы, вы потрудились на славу, работали как одна семья.

- Оцените свою работу на уроке с помощью пантомимы.

Список литературы и интернет-ресурсов:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/10/27/tekhnologicheskaya-karta-uroka
  2. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-po-teme-obobschenie-i-utochnenie-znaniy-ob-odnokorennih-slovah-939975.html
  3. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.- М. : ВАКО, 2013. – 384 с. (В помощь школьному учителю).
  4. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Горецкий.- 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016.
  5. Канакина В. П. Сборник диктантов и самостоятельных работ. 1 – 4 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014.