Проект деловой игры «4 Стихии»

Разделы: Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Краткое описание проекта

Актуальность проблемы:

Реальность современной социально-экономической ситуации в России требует наличия граждан с активной жизненной позицией, которые бы понимали и  использовали свои права, умели бы строить отношения друг с другом на основе уважения прав другого человека. Для того, чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а наоборот,  крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен уметь определять момент зарождения конфликта и уметь эффективно улаживать споры и разногласия. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходами за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по–новому. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.  Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если анализ конфликтной ситуации позволит больше узнать о самом себе и о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта.

Категории клиентов, для которых может быть полезен проект:

С точки зрения целевой группы деловая игра «4 Стихии» является универсальной для людей любого возраста, пола, жизненного опыта и  профессии.

Цель проекта: Научить ее участников  предотвращать конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить свою  энергию на поиск взаимоприемлемого решения и осознания собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Значимость проекта: В игре охвачен  достаточно большой объем теоретической информации по конфликтологии, который эффективно прорабатывается в игровых ситуациях и  наглядно дает возможность представить понятие конфликта,  конфликтного и неконфликтного взаимодействия.  Участие в данном проекте  создаст условия для нахождения совместного решения возникающих проблем и подготовит активных граждан для участия в общественных  процессах.

Эффективность использования:

  • Снижения уровня нервно-психического напряжения  в отношениях с окружающими людьми, нормализация микроклимата в группах и в коллективе.
  • При работе с подростками возрастает эффект реабилитационно-воспитательных мер, а  каждый педагог получает мощный пласт эмоций для обдумывания и использования в работе с детьми.

Содержание проекта деловой игры «4 Стихии»

Цель деловой игры  – научить ее участников  предотвращать конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить свою  энергию на поиск взаимоприемлемого решения и осознания собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях путем решения следующих задач:

Задачи:
 - осознание участниками собственных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;
 - овладение на практике способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром;
- формирование эффективных навыков поведения в конфликте;
-  повысить уровень теоретических знаний по конфликтологии.

Психологическая игра имеет среднюю продолжительность  от 1 - 1,5 часа и состоит из 3-х основных этапов:

  1. Начальный этап.
  2. Основная часть.
  3. Заключительный этап.

Начальный этап – разминка.

Разминка обычно занимает 10 – 15% общего времени игры и  направлена на создание положительного настроя участников на работу и создание  теплой, доброжелательной атмосферы в группе. 

Основная часть – сама психологическая игра.

Основная часть занимает  70% общего времени и направлена на решение поставленных задач. Сюда включена теоретическая часть ( беседы, мини-лекции), и практическая часть, состоящая из тренинговых упражнений и ролевых игр. Обсуждение и  разрешение проблемных ситуаций. В этой части используются задания  с  элементами арт-терапии, муз-терапии, когнитивно-поведенческой терапии, ролевой терапии, методы релаксации, осуществляется  переход от негативного состояния (если такое имеется) к позитивному.

Заключительный этап – позитивное окончание игры.

Данный этап состоит из 2-х частей. В первой части участники дают собственную оценку происходящему, обмениваются мнениями, интегрируют опыт, полученный в процессе игры. Групповая рефлексия может занимать примерно 15% общего времени. Во второй части заключительного этапа организуется обмен оптимистичными, радостными и приятными для всех членов группы пожеланиями и выражениями благодарности за поддержку. Позитивное окончание игры обычно занимает 3-5% общего времени.

Необходимый материал: цветные карандаши, фломастеры, маркеры, бумага формата А3, вырезанные фигурки человека, картина – паззл « Четыре стихии», газеты, магнитофон, спокойная музыка.

Требования к ведущему: важно, чтобы деловую игру проводил опытный психолог. В ходе проведения игры ведущий должен четко осознавать свою основную задачу – оказание помощи группе в совместном поиске, в обучении новым стратегиям.

Ход игры

I. Водная часть – разминка.

1. Игра «Четыре стихии».

Участники встают около своих мест. Звучит музыка. По команде ведущего все участники должны выполнить ряд движений:

  • По команде «Воздух» - поднять руки вверх;
  • По команде «Вода» - вытянуть руки перед собой;
  • По команде «Земля» - опустить руки вниз;
  • По команде «Огонь» - изобразить руками «языки пламени».

В процессе выполнения упражнения ведущий постепенно убыстряет темп.

В результате проведения игры мобилизуется внимание, улучшается настроение, повышается активность участников. Создается хороший фон для продолжения работы.

2. Деление участников на подгруппы.

II. Основная часть

1. Работа в группах.

Каждой подгруппе предлагается выбрать название стихии, придумать и нарисовать ее эмблему,  написать  характерологические черты этой стихии.

2. Презентация стихий.

Участники  подгрупп в течении 3-5 минут  представляют свою стихию не называя ее, остальные  должны отгадать, что это за стихия.

В результате проведения этих двух упражнений в подгруппах возникает позитивное эмоциональное единство.

Звучит музыка, под музыку ведущий говорит текст:

Все когда-нибудь происходит впервые… Долго, очень долго плыло сквозь пустое пространство безжизненное небесное тело – планета Земля. Не проносились над ней дождевые облака, гонимые ветром, не расцветали на пустотах и в плодородных долинах цветы, не пламенел в недрах планеты страшный по силе и живительный огонь. Но ничего не бывает вечным, все когда-то образуется впервые. Четыре силы, 4 стихии слетелись на молчаливый призыв пустоты для того, чтобы начать великий и волнующий процесс созидания, образования. Закипела на планете работа Огня, Воздуха, Земли и Воды. Каждая стихия принесла на планету свое представление о том, какой ей быть, какими силами и живительными соками надобно наполнить сердце, разум и тело планеты. Начав свою созидательную работу, стихии неизбежно стали сталкиваться друг с другом, доказывая, что она самая нужная и важная, и каждая стремилась занять как можно больше пространства и власти.

3. Столкновение стихий

Задание подгруппам: «Докажите почему  ваша стихия самая нужная и самая важная на планете».

Группы по очереди в течение 3-5 минут представляют свои доказательства.

Теоретическая информация.

Конфликты являются частью повседневной жизни. В психологии слово «конфликт» происходит от латинского слова, которое обозначает «столкновение». Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен. По словам известного специалиста в области переговоров Р.Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах приходится сталкиваться. Конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить конфликт более серьезный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко дело доходит до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направить участников на поиск взаимоприемлемого решения.
Несмотря на многообразие и уникальность конфликтов, все они имеют общие этапы развития:

  • 1 стадия – предконфликтная. Она характеризуется появлением разногласия по какому-либо вопросу между двумя и более личностями. Люди начинают смотреть  друг на друга с точки зрения взаимного раздражения и неприязни. Эта стадия может быть также обозначена как латентный, или скрытый, конфликт.
  • 2 стадия – перехода потенциального конфликта в реальный. Эту стадию можно обозначить как «инцидент», то есть первую стычку конфликтов. Инцидент выступает завязкой конфликта. Конфликт, начавшийся с инцидента, может, им и закончиться (например, перебранка пассажиров в городском транспорте).
  • 3 стадия - стадия конфликтных действий. Общение принимает форму открытой «войны». Делом чести становится стремление отстоять свою позицию. На этой стадии возможно переживание кульминации конфликта (верхней точки его эскалации). Кульминация подводит к осознанию необходимости прервать дальнейшее обострение отношений и искать выход из конфликта.
  • 4 стадия – снятие, или разрешение конфликта. Сравнение двух составляющих: цена конфликта и цена выхода из конфликта, позволяет рационально решать вопрос: стоит ли продолжать конфликт, или выгоднее его прекратить.

К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации:

1. Конкуренция - доминирование, соперничество, борьба, напористость;

2.  Сотрудничество - кооперация, интеграция;

3.  Компромисс - урегулирование разногласий при взаимных уступках;

4.  Уклонение  – уход, избегание, игнорирование;

5. Приспособление – уступчивость.

Стили или стратегии поведения, избираемые участниками конфликта, имеют решающие значение для его последующего развития, а зачастую и для исхода конфликта. Важно эффективно использовать каждую из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая обстоятельства.

Необходимо помнить о том, что в ходе конфликта его участники испытывают такие же физические реакции, как во время стресса: изменение тембра голоса и повышение темпа речи, учащенное дыхание и сердцебиение, вегетативные проявления, плач, тремор (дрожание) рук, повышенное потоотделение. Для эмоциональных реакций характерно большое количество раздражения, обиды, страха, чувства вины, раскаяния, удовлетворение.

4. Упражнение «Ах - Ха».

Для выполнения этого упражнения подгруппы (стихии) должны объединиться, в пары: Вода – Воздух, Земля – Огонь (можно образовать пары по желанию). Каждая пара стихий занимает удобное для них место в зале так, чтобы при этом не мешать другим и становятся в линейку друг напротив друга. Всем дается задание: в процессе выполнения упражнения проанализировать свои физические и эмоциональные реакции, испытываемые в разных ролях. По сигналу ведущего участники первой из стихий в паре делают энергичный шаг вперед и одновременно выставляют перед грудью согнутую в локте руку, произнося при этом громкое «Ха!». В звук надо вложить всю свою силу и мощь, сохраняя при этом спокойствие. Стоящие напротив участники другой стихии, демонстрируют движения пассивного начала, делают шаг назад, разводя руки в сторону, произнося при этом громкое «Ах!». Так несколько раз, меняясь ролями.

Упражнение,  как правило, проходит весело, снижает напряженность, усталость, улучшает настроение. В то же время оно тесно связано с содержанием работы по теме.
В  ходе обсуждения участники делятся своими наблюдениями, какие у них были  физические реакции,  какие  эмоциональные проявления, в какой роли им находится, было более привычно и комфортно, какие стратегии поведения использовались в данном упражнении и какую из этих стратегий они выбирают чаще в своей жизни.

5. Упражнение «Деление власти».

Для выполнения этого упражнения подгруппы (стихии) могут объединиться, в новые  пары: Вода – Огонь, Земля – Воздух, могут остаться в прежних парах. Так же как и в предыдущем упражнении, каждая пара стихий  занимает удобное для них место в зале так, чтобы при этом не мешать другим, но становятся полукругом друг напротив друга, образуя круг. Всем дается задание: в процессе выполнения упражнения проанализировать свои ощущения, эмоции и физические реакции, испытываемые в ходе «захвата власти». Каждой подгруппе выдается газета. Участники подгрупп берутся одновременно за нее одной  правой рукой. Ведущий говорит, что газета символизирует собой «власть».  По команде ведущего участники подгрупп должны забрать как можно больше «власти» себе, но при этом использовать только одну руку, которой они держат газету.
Упражнение дает большой диагностический и поучительный материал и вызывает оживленные комментарии. При обсуждении упражнения, прежде всего, участники должны проанализировать то, какой смысл они вкладывали в свои действия, когда хотели захватить «власть», как почувствовали себя те участники кому «власть» не досталась,  что  почувствовали те, кто захватил небольшой кусочек «власти», и как почувствовали себя те участники, которые «урвали» её больше всех. Что  должны знать люди желающие обладать большей «властью» (у кого больше «власти» на том больше и ответственности, готовы ли они к этой ответственности). 

Усложняя упражнение,  участникам дается задание: по команде ведущего уже  подгруппы (стихии)  должны поделить «власть» между собой, при этом использовать так же только одну руку, которой будут держаться за газету.

При обсуждении проанализировать, какие эмоции они испытали при выполнении этого упражнения, какие моменты способствовали, а какие  наоборот препятствовали внутригрупповому взаимопониманию. Проговорить о том, что решая общую задачу, каждый из участников своей подгруппы несет ответственность за её результат и для того что бы он был максимально эффективным, нужны усилия и слаженная работа всех ее участников.

6. Упражнение – фантазия «Утро завтрашнего дня».

Ведущий: «Представьте, что наступило утро завтрашнего дня, а за ним следующего завтрашнего дня, а за ним следующего и так далее. Что вы видите вокруг себя? Что планета находится в постоянном  состоянии «войны». Вопрос в том, кто эту «войну» начал, кто ее поддерживает, как долго может, длиться это тягостное для всех состояние и кто несет ответственность за исход «военных действий»?»

Задача ведущего – стимулировать поиск выхода из конфликтной ситуации.

В обсуждении важно обратить внимание на то, что в конфликтной ситуации стороны предвзято воспринимают реальность и видят только факты, подтверждающие их интерпретацию конфликта. Важно прийти к выводу, что конфликты часто содержат небольшое ядро подлинно несовместимых целей и что ключ к разрешению конфликта – распознание собственных скрытых желаний, интересов и в прояснении этих  интересов, которые позволяют перебирать варианты разрешения конфликта.

7. Упражнение «Исследуем себя».

Для выполнения этого упражнения необходимо для каждого участника подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела и достаточное количество цветных карандашей (синий, красный, коричневый, голубой).

Текст участникам: «всю игру вы прожили с той стихией, которую определил вам жребий. Конечно, частичка ее в вас обязательно присутствует. А может быть, не частичка, а половина, а может быть, большая часть?  В какой пропорции четыре стихии объединились в каждом из вас? Ведь каждая стихия по - своему хороша и привносит в характер людей каждая своё, могут быть причиной большего или меньшего жизненного успеха»:

Земля – практичность, ответственность, надежность, устойчивость; логический склад ума. Земная стихия отвечает за действие, поведение и поступки. Также от нее зависят все материальные стороны нашей жизни. Стихия Земли ответственна за плодородие.

Вода – эмоциональность, восприимчивость, чувственность, интуиция интеллект, гибкость. Водная стихия отвечает за наши лучшие качества: духовность, веру, преданность и верность. Поэтому стихия Воды незаменима для поддержания любых союзов и дружеских отношений 

Огонь – восторженность, независимость, непредсказуемость, храбрость,  энергичность, упрямство, творчество. Все то,  что подразумевает профессиональный успех, находится под покровительством огненной стихии.

Воздух – бдительность, проницательность, объективность, умение анализировать, синтезировать, исследовать и уравновешивать, склонность к человечности, любопытство, развитый интеллект. Стихия Воздуха олицетворяет мысль, мышление, интеллект и новое знание. Она ответственна за присутствие  тех качеств, которые составляют наш интеллект. Память и обучение, развитие интуитивного мышления,  способность к различным наукам и всем видам искусства, творчество, ловкость, аналитический ум и увлечения.

« Я предлагаю вам сейчас  поисследовать себя, свой внутренний мир, и определить в какой же пропорции эти четыре стихии объединились в каждом из вас».
Инструкция. « Сядьте удобнее на стул, закройте глаза, расслабьтесь. Подышите медленно, спокойно: вдох и медленный выдох (2 раза проговаривается). Представьте, что вы внимательно рассматриваете себя внутренним взглядом. Прислушайтесь и  отнеситесь очень заботливо ко всему, что происходит внутри вас: что вы слышите, что ощущаете? Почувствуйте, где у вас самое горячее место, где в вашем теле живет огонь? Может он  находится у вас в животе, а может в ваших руках? Определили? Зарисуйте эти участки на фигурке красным карандашом. Закройте глаза и определите, где у вас самое легкое место, где в вашем теле живет воздух, и так же зарисуйте эти участки на фигурке голубым карандашом. Аналогичным образом найдите, где в вашем теле живут вода, затем земля и обозначьте эти места на фигурке, синим и коричневым карандашами. Не торопитесь. Создайте свой портрет, чтобы вы были им довольны».
В обсуждении участники делятся чувствами, которые они испытывали в ходе выполнения задания, какую из стихий им было легче всего представить и ощутить в теле, какую труднее всего.  Насколько было увлекательно  исследовать  себя, что понравилось и что нового они узнали о себе.

8. Упражнение «Слияние стихий».

Это упражнение проводится в два этапа. На первом этапе участники каждой подгруппы собирают символ своей стихии (разрезанная картина). На втором этапе соединяют символы своих стихий в одну общую картину. В результате общей работы всей группы должна быть составлена картина – паззл «Четыре стихии» ( на которой изображена наша планета). Участники выбирают место на картине для своего портрета   и помещают его туда, заселяя тем самым планету.
При обсуждении участникам предлагается рассказать о тех чувствах, которые они испытали при выполнении этого упражнения, проанализировать, почему они выбрали именно это место на картине (планете), кто из участников оказался ближе всего, кто дальше всего и как они думают почему.

III. Заключительный этап – позитивное окончание игры.

Групповая рефлексия.

Участники делятся своими впечатлениями о занятии. Рассказывают, что понравилось, что нового они узнали, какие выводы для себя сделали, как они будут использовать полученный опыт в своей работе и в жизни.

1. Упражнение «Пожелание».

Каждый участник делится своими положительными эмоциями, выражает свою благодарность группе за работу и поддержку, высказывает свои пожелания на будущее.

2. Упражнение «Чаша добра».

Участники передают символическую чашу по кругу, желая друг другу чего-то доброго, хорошего, позитивного.

Заключение.

Трудно переоценить важность умения предотвращать конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий,  умения направить  свою  энергию на поиск взаимоприемлемых способов  решений,  и умения  осознать собственные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Следовательно,  проект деловой игры «4 Стихии» имеет обширные перспективы. Данную игру можно использовать в коммерческих структурах, в  производственных коллективах,  для персонала учреждениях закрытого типа, для работы  в социально-реабилитационных учреждениях, приютах, детских домах, в общеобразовательных школах и центрах дополнительного образования,  для студентов ВУЗов и средне-специальных учреждениях.

Умение разрешать конфликты имеет огромное значение, как для каждого человека, так и для государства в целом. Такие негативные социальные последствия, как преступность несовершеннолетних, суицид, многочисленные стрессовые ситуации можно предупредить путем ознакомления молодежи с правилами поведения в условиях сложившихся противоречий. Положительных результатов можно добиться, только объединив усилия родителей, психологов и педагогов. Одним из основных условий достижения успеха в решении данной проблемы является пробуждение интереса молодежи к конструктивным способам решения  конфликтных ситуаций.

Литература.

  1. Гришина Н.В. Конфликтология: Учебник под ред. А.С. Кармина.  СПб.: Лань, 2000.
  2. КуницинаВ.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов.  СПб.: Питер, 2001.
  3. Психология: Словарь Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  4. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2002.
  5. Столяренко Л.Д.  Основы психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  6. Шапиро Д. Конфликт и общение: Путеводитель по лабиринту регулирования конфликтов. Мн.: Тесей, 1999.
  7. Росс Л., НисбетР. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999.
  8. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учеб.-метод. Пособие. М.: Ось-89, 2002.
  9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, 2000.