Развлечение "Осеннее путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепить знания детей о родном городе Елабуге, его достопримечательностях.

Задачи:

  • Обучающие: учить составлять рассказ о памятниках; обогащать словарный запас.
  • Развивающие: развивать зрительную память,умение логически мыслить
  • Воспитательные: воспитывать заботливое, бережливое отношение к своему городу, умение понимать и ценить его красоту, сохранять её.

Предварительная работа:беседы по теме, рассматривание фотографий с изображением памятников и достопримечательностей г. Елабуги, экскурсия по городу, составление рассказов.

Материал и оборудование: демонстрационный: фотографии с изображением памятников и достопримечательностей г. Елабуги; альбомные листы, краски, мячи.

Раздаточный: трафареты листьев на каждого ребенка.

Ход занятия

1 ребенок:

Ниарадаҗәй үтте, Матур көз килеп җитте.
Шатлык тулы бу бәйрәмне
Балалар күптән көтте.

Ребенок:

Заглянул осенний праздник в детский сад,
Чтоб порадовать и взрослых и ребят.
Сегодня в нашем зале, мы вас, друзья, собрали,
Чтоб в праздник наш осенний, звенел бы детский смех.
Чтоб дружба не кончалась, чтоб музыка звучала,
Чтоб песенок и шуток, хватило бы на всех!

Ведущий:

В праздник осенний
Гостью мы ждем.
Давайте мы Осень
К нам позовем.
Дети все вместе зовут Осень:
Приходи к нам в гости Осень
Очень мы тебя все просим!
Под музыку входит Осень (разбрасывает листочки)

Осень:

Здравствуйте, ребята!
Зовут меня все – Осень золотая,
Прошла я по полям и по лесам.
Всех с праздником осенним поздравляю!

Ребенок:

Мин –Көз. Килдем сезгә,
Көзге байлык кулымда.
Муллык белән байлык телим,
Кем очраса юлымда.

Ведущий:

Как хорошо, как весело всем нам.
Вам нравится, что Осень к вам приходит
И радует своею красотой?
Осень: Лесам и рощам желтые наряды
Заботливо я приношу с собой.

Ведущий:

Проходи, проходи, Осень!
Будь нашей гостьей, мы очень рады твоему приходу!

Ребенок:

Одарила гостья-Осень
Урожаями плодов,
Моросящими дождями,
Кузовком лесных грибов!

Ребенок:

Так давайте славить Осень
Песней, пляской и игрой!
Будут радостными встречи,
Осень, это праздник твой!

Ребенок:

Рәхим итегез,
Көзге бәйрәмгә.
Яфраклар тотып,
Бер биик, әйдә.

Осень:

Что же, в круг скорей вставайте,
Дружно песню запевайте!

Хоровод: «Что нам осень принесёт?»

Ведущий.

Вот послушай, какие стихи приготовили для тебя ребята:

1.

Менә көз килде,
Салкынча җилле.
Агачларда яфраклар
Саргайган инде.

2.

Осень золотая в гости к нам пришла
Жёлтыми листочками землю убрала
Яркой, рыжей краскою
Клёны разукрасила,
На кусты надела золотые платьица
Как добрая художница водила осень кистью.
Дубовые, кленовые разрисовала листья!

3.

Көз ашыга агачларга
Үз бизәген салырга.
Урманнарны, болыннарны
Буяп китте сарыга.
4. Осенние листья на солнце горят,
О лете, ушедшем, они говорят.
И дождик струится, по листьям скользя,
К зеленому лету вернуться нельзя.

Җырлы-биюле уен: “Бар матур бакча”

Бар матур бакча
Анда кишер (кыяр, суган)үсә.
Менә шундый кишер зур
Менә шундый кечкенә.
Кишер, кишер кил әле
Биеп-биеп кит әле.
Әллә-лә, әллә-лә
Биеп-биеп кит әле.
Шофер, шофер кил әле
Биеп-биеп кит әле.
Әллә-лә, әллә-лә
Биеп-биеп кит әле.

5.

Алтын яфраклар очалар,
Безнең башларга тиеп.
Саубуллаша кыр казлары
Язын кайтырбыз диеп.

6.

И вот журавли потянулись на юг,
Немножечко грустно становится вдруг.
Но сколько же осень несет красоты!
Как радуют поздние эти цветы:

7.

Каеннарга – сары яулык,
Миләшкә – муенсалар,
Чиягә көрән алкалар
Бигрәк килешеп торалар.

8.

Прекрасные астры и кисти рябины,
Кусты хризантемы и гроздья калины.
А с кленов к нам листья, как письма, летят.
Собой устилая любимый наш сад.
Песня «Осень постучалась к нам»

Осень:

Балалар, мин сезне шәһәребез буенча экскурсиягә чакырам. Сез ризамы?
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию по нашему городу.
Ещё раз полюбоваться осенними пейзажами. Вы согласны? (Ответ детей)
Тогда в путь. Нас ждёт волшебная осенняя карета.

Вед: Вот и наша карета, рассаживайтесь поудобнее,но чтобы отправиться на экскурсию,нужно ответить на некоторые вопросы (показ слайда №2, памятник Г.Тукаю).

1 Вед. Ребята,вот мы подошли к памятнику. А вы знаете чей это памятник? (ответы детей).

2 Вед.: Правильно, это памятник тат.поэту Г. Тукаю. А что писал Г.Тукай?

(ответы детей). Давайте послушаем стихотворение, которое написал Г.Тукай

Көз

Күрәмсез дусларым,көз килде тышта:
Озак тормас, килер ак тунлы кыш та.
Китә башлады бездән инде кошлар;
Алар бездән ерак җирләрдә кышлар.

А сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете сказки.

Вот послушайте загадку:

Джин, разбойник или призрак – этот скрюченный урод?
До чего он безобразен,поневоле страх берёт.
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка.
Руки, ноги – точно сучья,устрашают смельчака
Злобно вспыхивают очи, в чёрных впадинах горят.
Даже днём не то что ночью, испугает этот взгляд.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой.
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.

Осень:

Догадались? Кем ул? Кто этот сказочный герой? (Ответы детей)

Конечно же – Шүрәле! Асейчас о ком речь?:
Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой.
Космы ведьма продирает, прядью тешится седой.
Причесалось чудо-юдо и в мгновение одно в озеро – бултых! Нырнуло.
- Кто же это? Кемул?

Дети:

Водяная. – Су анасы.

Вед:

Ой, это что за шум?
В зал под музыку заходят Су анасы һәм Шүрәле.

Шүрәле: Подумаешь,сказки они знают, да кто их не знает?

Инас все знают:
-Мин кем?
-Шүрәле.
Су анасы: -Ә мин кем?
-Су анасы.
Су анасыһәм Шүрәле:Вот, компания какая!
Су анасы :Вот вы попробуйте наши загадки отгадать, да ещёотгадку сказать на татарском языке.
А не ответите – мы поедем в осенней карете по Елабуге. Покатаемся! Вот слушайте. (Загадывают загадки)
Үзем кызыл, тәмле, баллы.
Агачта үсәм. (Алма)
Төсләр турында табышмаклар:(ак, кызыл, сары, яшел,зәңгәр)

Вед:

И кто же выиграл поездку?
Шүрәле: Ваша взяла!
Су анасы: Ну подождите, мы вам на дороженьке ещё повстречаемся!
Оба: Вы нас ещё вспомните! (убегают)

2 Вед: А нам пора в путь, рассаживайтесь поудобнее в карете. (слайд с видом Чёртого городища)

1 вед: Какой красивый вид! С горы вся Елабуга, как на ладони. Давайте послушаем стихотворение об осенней Елабуге.

Стихотворение «Елабуга осенью»

А про журавлей мы и песню знаем и сейчас для Осени её исполним.

Песня «Журавли»

Осень:

А наше путешествие продолжается. Занимайте свои места.
Дети садятся, появляется Шурале и Су анасы.

Шүрәле: Смотри – ка, катаются они, радуются.

Су анасы: Сейчас мы им такую дороженьку устроим – ни пройти им будет, ни проехать.

Шүрәле: Не до смеха им будет!

(Раскладывают препятствия –елочки,шишки, в корзину кладут записку,озираясь убегают)

Осень:

Көзге җилләр төрле якка
Яфракларны очырта.
Яле, кем тизрәк аларны
Кәрзиннәргә тутыра.

А что это у нас на пути ёлки, листья, шишки, а ещё записка (читает)

Тот дороженьку пройдёт
Кто по татарски знает счёт,
Нужно ёлки оббежать,
Шишки все пересчитать.

Вед:

Ага! Понятно чьи это проделки. Это нисколько нас не пугает. Мы и ёлочки оббежим и шишки посчитаем на татарском языке (1-10 га кадәр сан).

Эстафета «Ёлки –шишки».

1 Вед. Препятствие пройдено, дорога открыта и мы подошли к памятнику.
(слайд - памятник И. И. Шишкину)

Беседа с детьми о художнике И.И. Шишкине и его творчестве, слайд дома-музея, просмотр картин об осени под звучание музыки П.И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года».

Вед. Предлагает послушать стихотворение, отражающее настроение картин художника . «Лес точно терем расписной”

1 Вед:- ребята ,а из окон дома – музея открывается чудесный вид (слайд -Шишкинские пруды). Вы узнаёте эти места ? (ответы детей) .Чем они знамениты ? (ответы детей) Да это шишкинские пруды ! Сейчас здесь проводят праздники .А рядом находится стадион, где люди занимаются спортом и проходят различные соревнования. Да и мы с вами засиделись, под руководством тренера специально для юных экскурсантов проводится « Весёлая разминка «Упражнение с мячами « Тренер : Спортом занимайся,детвора, скажем дружно «Физкульт –ура !» (по окончании дети садятся на места)

1 Вед.:Волшебная карета везёт нас по маленьким улицам Елабуги,давайте полюбуемся их красотой и расскажем Осени о других достопримечательностях нашего города (слайдов: музей Цветаевой, здание университета, памятник Бехтерева и др. памятник Н. Дуровой). Беседа с детьми.Появление Шүрәлеһәм Су анасы, проказничают, крутят чёрными зонтами колдуют, нагоняют тучу, после чего детьми исполняется танец «Улетай,туча».

Осень: Вот попрощались мы с тучкой, засияло солнышко. Нам не грозят проказы Шүрәлеһәм Су анасы ! Какой красивый парк.Давайте погуляем в нём.

Какие листья мы видим .

Дети: -Кызыл, сары, яшел.

(Слайд - парк,дети под музыку идут по залу,выстраиваются в полукруг)

Осень: Ах, какая красота! Осень время золотое, красок яркие огни, как на ярмарке весёлой почитаем мы стихи. (чтение стихов детьми)
Осень предлагает спеть песню. Исполняется песня «Шуршики».

Осень: Ребята, давайте на память о нашей экскурсии соберём гербарий из осенних листьев. (Изо деятельностьпод музыкальное сопровождение).Дети разукрашивают листья. 1 вед и Осень хвалят детей.

Осень: Как замечательно мы провели время, как много, вы ребята мне рассказали о Елабуге.
Но нам пора возвращаться,поэтому в путь! (Дети садятся на места,звучит музыка).Появлятся Шүрәлеһәм Су анасы.Грустные, вздыхают.Шүрәле: Ой, ни чего у нас с тобой не получилось, как мы не старались помешать, ребяток Осень покатала в карете.
Су анасы: А про нас с тобой они и забыли, давай по-хорошему.
Шүрәле:Әйдә! Давай! Шүрәле һәм Су анасы, машут руками:Тукта! Тукта!Стойтестойте! Нас подождите! Нас с собой возьмите, мы больше не будем вам мешать,

Осень: Что, ребята, возьмём Шүрәлеи Су анасы, простим их? (Ответы детей).

Осень: Ну, что же, присоединяйтесь. А чем же вы нас порадуете?

Шүрәле: А мы песню знаем очень хорошую.
Су анасы: Про Елабугу на татарском языке и хотим еёспеть вместе с вами.

Осень: Мы с радостью принимаем ваше предложение,а с песней и ехать веселее! Исполняется песня «Туган ил”.

Туган ил ул – алтын арышлар
Туган ил ул – зифа кымышлар.
Туган ил ул – иркен болыннар.
Болыннарда нәни колыннар.
Туган ил ул – зәңгәр диңгезләр
Туган ил ул – үскән нигезләр.
Туган ил ул була бер генә
Бик кадерле безгә ул шуңа.

1 Вед :Вот и закончилось наше путешествие. Вам, ребята оно понравилось?
(ответы детей).

Шүрәле: Какие вы молодцы. Так много знаете про свой город. Су анасы: А давай купим абонемент, будем ходить в музеи и тоже много будем знать!

Шүрәле: Давай, пошли прямо сейчас,мне уже не терпится !Прощаются с детьми, уходят.

Саубулыгыз. Осень отдает угощение и приглашает детей в группу на чаепитие.