Урок на тему "Тип Плоские черви. Белая планария". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель: Изучить Тип Плоские черви.

Задачи:

1) Образовательные:

  • рассмотреть особенности организации плоских червей
  • выявить черты высокой организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными
  • развить и закрепить умения и навыки учащихся в оформлении мыслительных операций в устной и письменной форме.

2) Воспитательные:

  • содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;

3) Развивающие:

  • продолжить формирование работать с таблицами, текстом, сравнивать, делать выводы
  • совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы; развитие коммуникативных способностей учащихся – умения выслушивать мнения товарищей и обосновывать свою точку зрения и прийти к совместному выводу

Тип урока: комбинированный.

Средства обучения: таблица “ Плоские черви”, раздаточный материал, учебник Захаров, Сонин “Биология. Многообразие живых организмов.7 класс”

Ход урока

I. Организационный момент: Вспоминаем тему прошлых уроков (был изучен Тип Кишечнополостные)

II. Проверка знаний: тест: (два варианта)

1 вариант

А1. Ответная реакция организма гидры на действие внешних раздражителей

  1. регенерация
  2. оплодотворение
  3. рефлекс
  4. почкование

А2. Колонии кораллов образуют животные, которые относятся к типу

  1. моллюсков
  2. кишечнополостных
  3. ланцетников
  4. простейших

А3. Стенка тела гидры состоит из … слоёв

  1. одного
  2. двух
  3. трёх
  4. четырёх

А4. В состав эктодермы гидры не входит

  1. кожно-мускульные клетки
  2. стрекательные клетки
  3. нервные клетки
  4. пищеварительные клетки

А5. Между эктодермой и энтодермой гидры расположена

  1. опорная пластинка
  2. мезоглея
  3. гиподерма
  4. мезодерма

А6. Наибольшее скопление стрекательных клеток у гидры

  1. у рта и на подошве
  2. у рта и на стебельке тела
  3. у рта и на щупальцах
  4. у рта и на стенках кишечной полости

А7. К типу Кишечнополостные относится

  1. актинии
  2. асцидии
  3. офиуры
  4. голотурии

А8. Гидра обитает в

  1. пресных водоёмах с быстрым течением
  2. пресных водоёмах со стоячей водой
  3. опреснённых лиманах
  4. морях и океанах

А9. Самой крупной из известных медуз является

  1. цианея антарктическая
  2. корнерот
  3. крестовичок
  4. кассиопея

А10. Кишечная (гастральная) полость медуз

  1. простая мешкообразная
  2. разделённая на передний и задний отделы
  3. разветвлённая
  4. не выражена

В1. Выберите признаки относящиеся только к кищечнополостным животным

А) трёхслойное строение тела

Б) двусторонняя симметрия

В) двухслойное строение тела

Г) в цикле развития присутствует стадия полипа

Д) паразитирующие организмы

Е) тело состоит из эктодермы, энтодермы мезодермы

2 вариант

А1. Образование молодых сифоидных медуз происходит в результате

  1. стробиляции
  2. почкования
  3. стагнации
  4. фрагментации

А2. Ранняя свободноплавающяя стадия развития медуз, вскоре после их образования, называется

  1. морулой
  2. эфирой
  3. нимфой
  4. планулой

А3. По способу питания медузы

  1. хищники
  2. паразиты
  3. фильтраторы
  4. растительноядные

А4. Коралловые рифы образуются

  1. в полярных морях
  2. в морях умеренных широт
  3. в тропических морях
  4. повсеместно в Мировом океане

А5. Для кораллов не характерно

  1. симбиоз с другими организмами
  2. образование стадии медузы
  3. почкование
  4. половое размножение

А6. Тело кишечнополостных

  1. не имеет клеточного строения
  2. состоит из одной клетки
  3. состоит из эктодермы, энтодермы и мезодермы
  4. состоит из эктодермы и энтодермы

А7. Лучевую симметрию имеет

  1. речная гидра
  2. планария
  3. ланцетник
  4. рачок дафния

А8. Стрекательных клеток нет у

  1. кольчатого червя нереиды
  2. гидры
  3. актинии
  4. медузы аурелии

А9. Ответная реакция на раздражение речной гидры возможна благодаря наличию

  1. нервной трубки
  2. нервной цепочки
  3. промежуточных клеток
  4. нервной сети

А10. Способность восстанавливать повреждённые и утраченные части тела либо целый организм из части называется

  1. дегенерация
  2. регенерация
  3. половое размножение
  4. рефлекс

В1. Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и разными кишечнополостными, для которых эти особенности характерны

А) обитание в толще морской воды 1) медузы

Б) обитание в полосе прибоя 2) коралловые полипы

В) образуют колонии

Г) не образуют колонии

Д) имеют известковый скелет

Е) не имеют известкового скелета

Ответы

1 вариант

А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10
3 2 2 4 2 3 1 2 1 3

В1. В Г Е

2 вариант

А11 А12 А13 А14 А15 А16 А17 А18 А19 А20
1 2 1 3 2 4 1 1 4 2

В1. 1 А Г Е 2 Б В Д

Ниже предложены бланки ответов для учащихся, которые распечатываются и разрезаются

Кишечнополостные

ФИО _________________________Класс _____ Вариант №____

Часть А

Номер вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ответ                    

В1 – три ответа в алфавитном порядке

     

III. Изучение нового материала:

1. Работа с текстом учебника: Учащиеся находят характеристику Типа Плоских червей. Учитель при необходимости дополняет.

Тело плоское, его форма листовидная (у ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у ленточных червей).

Впервые в животном мире у представителей этого типа развилась двусторонняя (билатеральная) симметрия тела, т. е. через тело можно провести только одну продольную плоскость симметрии, делящую его на две зеркально подобные части.

Кроме эктодермы и энтодермы они имеют еще средний зародышевый листок — мезодерму. Поэтому их считают первыми трехслойными животными. Наличие трех зародышевых листков дает основу для развития различных систем органов.

Стенку тела образует колено-мускульный мешок —совокупность наружного однослойного эпителия и расположенных под ним нескольких слоев мышц — кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных. Поэтому тело плоских червей способно совершать сложные и разнообразные движения.

Полость тела отсутствует, так как пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено рыхлой массой клеток — паренхимой.Она выполняет опорную функцию и служит в качестве депо запасных питательных веществ.

2. Характеристика систем органов: Самостоятельное заполнение таблицы: (работа с текстом)

Системы органов белой планарии

Системы органов органы
Пищеварительная система Рот, глотка, кишечник
Выделительная система представлена протонефридиями — каналами, слепо начинающимися в мезенхиме и по бокам тела;
Нервная система. состоит из одного-двух нервных узлов (ганглиев) в передней части тела и продольных нервных стволов, связанных поперечными кольцевыми перемычками
Органы чувств. Развиты слабо. Кожные реснички. Примитивные пигментные гдазки. Органы равновесия
Половая система Гермафродиты.Развиты половые железы и сложная система протоков
Дыхательная и кровеносная Отсутствуют.

3. Беседа с учениками об особенностях организации плоских червей.

Учащиеся делают выводы об усложнении в плоских круглых червей по сравнению с кишечнополостными. В ходе беседы заполняется таблица:

Черты сходства и различия кишечнополостных и плоских червей

Черты сходства Черты отличия
Пресноводная гидра Белая планария
1.Многоклеточные Двухслойные Трёхслойные
2. Хорошо развита регенерация Лучевая симметрия Двусторонняя симметрия
3. Большую роль играет внутриклеточное пищеварение Нет органов Есть ортанов
Диффузная нервная система Лестничная нервная система
Нет кожно-мускульного мешка Есть кожно-мускульный мешок

4. Физминутка

5. Обсуждение

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы общие признаки Плоские черви?
  2. Какие прогрессивные изменения произошли у Плоских червей в процессе эволюции?
  3. Чем сходны плоские черви и гидра?
  4. В чем проявляется усложнение строения белой планарии по сравнению с гидрой?

6. Закрепление материала

Дается задание на карточках. После выполнения задания идёт проверка.

Запишите номера названий органов и их частей, соответствующих определённой системе органов

Пищеварительная система_______________________

Выделительная система_________________________

Нервная система._______________________________

Половая система________________________________

1.Семенники

2. Ротовое отверстие

3. Глотка

4. Яичники

5. Кишка

6. Нервные стволы

7. Разветвлённые канальцы

8. Кожно-мускульный мешок

IV. Домашнее задание: Текст учебника до классов плоских червей

V. Итоги по теме урока: беседа с учащимися.

Представители Типа Плоские черви бывают свободноживущие и паразиты. Важнейшим их признаком является отсутствие полости тела, наличие двусторонней симметрии. Это трёхслойные животные. Имеет кожно-мускульный мешок Представители этого типа – гермафродиты.