Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Разделы: Начальная школа, Классное руководство, Профессия — педагог


Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка, ведь именно в детстве, когда формируются представления ребёнка о том, “что такое хорошо, а что такое плохо”, закладывается нравственный фундамент личности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным.

В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель. Необходимым условием духовно-нравственного воспитания младшего школьника является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально – исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего, в процессе обучения.

Для воспитания любого нравственного качества, характеризующего отношения школьников к обществу, труду, к людям, к самому себе применяются различные методы и средства нравственного воспитания. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, экскурсии, игра, классные часы, трудовая деятельность, процесс обучения. Главное назначение этих мероприятий - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у себя твердую нравственную позицию, помочь осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить каждому школьнику умение вырабатывать нравственные взгляды.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объём знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе учитель постепенно вводит понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание школьников, учитель помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).

Учащиеся младших классов с большим удовольствием включаются в творческие или ролевые игры. В игре ребята учатся оказывать помощь товарищам, переживают за успехи коллектива. Именно в игре у ребенка начинают возникать моральные чувства, в тот момент, когда он совершает благородные поступки. Викторины, игровые программы на знание правил: “Организация рабочего места”, “Что такое хорошо и что такое плохо”, “Советы доктора Мойдодыра”, “Режим дня школьника”.

Этическая беседа широко применяется в работе с учащимися разных возрастных групп. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения. Беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках, ведь в процессе этической беседы, нужно заинтересовать каждого учащегося, чтобы они активно участвовали в обсуждении нравственных проблем и сами подходили к определенным выводам, нужно учить отстаивать свое личное мнение, уметь убеждать своих товарищей.

1. Совесть.

2. Умей уважать других.

3. Друг познается в беде.

4. Умей быть самим собой.

5 Права и обязанности младшего школьника

6 ВЫ сказали, здравствуйте!

7 Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

8 Поговорим о том, как мы выглядим

9 Что значит быть ответственным

и т. д.

Нравственный классный час – это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни. В начальной школе провести нравственный классный час непросто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения общаться с детьми легко, интересно и свободно.

Главные цели классного часа:

  1. Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок
  2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.
  3. Критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
  4. Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В 3-4 классах обычно проводятся беседы о товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности, культуре общения и др.

Тематика классных часов: “О невежах и вежливости”, “Что значит быть ответственным”, “О лени и лентяях”, “Об обидах и причинах обид”, “Эгоисты. Кто они такие?”, “О жадности и жадных”, “Лучшее слово о дружбе”, “Честность – прежде всего”, “Не стесняйся доброты своей” и мн. др.

Необходимо помнить о том, что нравственный классный час у младших школьников должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.

Основой для подготовки нравственного часа у младших школьников могут стать художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства.

Для выявления и формирования направленности личности ребенка, различных форм сопереживания в словесном плане рекомендуется использовать ситуации морального выбора. Например:

Ситуация 1.

Б.Заходер “Вежливый Индюк”.

Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по 30 в день, не реже,
Он кричал: “Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучитесь вежливости!

Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.

Не стесняйся, ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: “Приду, спасибо”.
Ты не будь свиньей, свинья.
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло.

Как ни бился он, однако
К индюку никто не шел –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел.

Посинел Индюк от злости,
Не идут нахалы в гости.
Зря пропали все труды!
Все они балды - балды.
И добавил с высоты
Своего величия:
“Не усвоили, скоты,
Правила величия!”

- Понравился ли вам Индюк?

- Можно ли назвать его вежливым?

- Почему к нему не пришли гости?

Ситуация 2.

Сценка “Пуговица” В. Осеевой.

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее.

- А что бабушка, - спросила она,- все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

- Вот уж не знаю, Танюша: отрывать пуговицы умеют и мальчики, и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам!

- Вот как! – обижено сказала Таня, - А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

- Права ли Таня?

Ситуация 3.

- А теперь давайте решим все вместе задачу.

Мальчик крикнул прохожему: “Скажите сколько сейчас часов?” Обращаясь к прохожему, мальчик допустил три ошибки. Ответьте, какие.

1. Должен был не кричать, а спросить спокойно “Скажите, пожалуйста, который час?”

2. Не “часов”, а “который час?”

3. После ответа взрослого надо сказать “спасибо”

Еще одна задача: “Одна девочка жаловалась возмущенно маме: “Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька”.

“А ты как его зовешь?” – спросила мама,

“Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: “Эй, ты!”

- Скажите, права ли Галя

Ситуация 4

“Чьи монетки?”(для выявления вербального морального выбора)

Детям рассказывается история о том, как мальчик (девочка), который очень хочет купить мороженое, неожиданно находит две монетки. Довольный, он направляется к киоску, но замечает плачущего сверстника, который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости.

Ситуация 5.

“Геометрические фигуры” (для выявления вербального сопереживания, т.е. разделения чьих – либо переживаний в словесной форме).

Петя и Вова ходят в один класс. Однажды учительница попросила их вырезать геометрические фигуры для урока математики. Пете надо было вырезать только три фигуры, а Коле – шесть. Учительница сказала: “Тот, кто выполнит задание первым, может поиграть интересными игрушками” - и ушла. Когда Петя вырезал свои фигуры, Коля попросил его помочь, но Петя отказался и пошел играть.

После каждого рассказа детям предлагают ответить на вопросы: “Хорошо поступил Петя( Вова) или плохо?”, “ Как бы ты поступил?” Цель вопросов – выяснить, знает ли ребенок о существовании правил поведения, направленных на оказание помощи другим людям, считает ли для себя обязательным подчинение этим нормам

Выпуск стенгазет и энциклопедий полезных советов: “ Ваш малыш стал школьником”, “ Мои правила поведения”, “ Правила Дружбы”.

Традиции класса: “ Поздравления одноклассников с днем рождения”, “ Праздничные чаепития”.

Читательская конференция – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Нередко в ходе читательских конференций обсуждение принимает дискуссионный характер, и конференция перерастает в диспут.

Приобщение учащихся к искусству. Привлекаем учащихся к участию в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников.

Приобщение к спорту. Привлекаем учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д. Часто ходим в походы в природу, где дети изучают деревья, мелких насекомых, учатся любить природу, видеть ее красоту, беречь природу.

Формирование нравственного опыта школьников не может быть ограничено только их учебной деятельностью. Становление и развитие личности предполагает ее активное участие в общественно-полезном труде. Посильный труд ребят вливается в труд страны. В посильном труде на благо Родины воспитывается отношение к труду как важнейшей жизненной необходимости, потребность трудиться на благо общества, уважение к людям труда, бережное отношение к народному достоянию.

В нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Успешность нравственного воспитания школьников во многом определяется работой, которую организует и проводит учитель. Слово учителя – это самый главный инструмент нравственного воспитания школьников. Он дает нравственную оценку поступкам, разбирая поведение реальных людей и персонажей произведений, изучаемых по школьной программе, учит видеть прекрасное вокруг. Нравственную установку у ребенка нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и разъяснением, используя волшебную силу искусств, живой мир природы и собственный пример.

Очень хочется, чтобы в школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества и любви, чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровья. Поэтому все учителя начальной школы ведут регулярную работу по наполнению процесса обучения материалом патриотической и духовно-нравственной направленности. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.