Реализация системно-деятельностного подхода на уроках музыки в соответствии с ФГОС

Разделы: Музыка


Согласно ФГОС главный принцип обучения — системно-деятельностный подход, при котором ученик сам добывает знания и готов к саморазвитию и непрерывному образованию. Учитель должен так построить свою деятельность, чтобы создать условия для инициирующих действия учащихся. Это становится возможным, если этапы урока отражают структурные элементы “деятельности”: мотив, цель, действия для их достижения.

Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделировании изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет. Как уйти от привычных рамок урока и добиться заинтересованности детей к предмету.

Для этого в педагогике существуют различные методы и приемы. Методы, приемы – это группа средств, которые позволяют достичь определенного результата на уроке, т.е. реализовать его содержание, организовать деятельность учителя и учащихся.

Метод (от греч.metodos – путь к чему-либо) в образовательном процесссе выполняет роль связующего звена между целью и конечным результатом, т.е. метод является способом упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленным на решение комплекса задач учебного процесса, позволяющим достичь намеченной цели.

В педагогической практике существует множество методов и их классификаций по самым разным признакам, широко применяемые в педагогической практике, в том числе и на уроках музыки в школе. Начиная от беседы, лекции, рассказа, письменного задания или упражнения, работы с учебником, до проблемных методов обучения, требующих доказательств из справочной литературы или книги и исследовательской деятельности, к которой относят наблюдение, эксперимент, проектную деятельность. Выдающиеся музыкальные деятели, исследователи музыкальной педагогики такие как, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Горюнова, Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева создали и разработали методы музыкального образования.

Для конструирования современного урока музыки наиболее плодотворными являются:

Методы стимулирования и мотивации учения

Метод музицирования – связан с освоением элементов музыкальной ткани, норм, правил создания и способами исполнения музыки на основе внутренней активности человека. Метод позволяет включиться каждому человеку в процесс продуцирования музыки вне зависимости от развитости его способностей, умений.

Метод соучастия – позволяет приобщиться к коллективным формам музыкальной деятельности (пение в хоре, ансамбле, игра в оркестре, музыкальном спектакле). Предлагаемый метод позволяет учащимся попробовать свои силы, ощутить себя частью творческого коллектива, пробудить потребность в коллективном творчестве.

Метод импровизации – связан с тем, чтобы проявить свои исполнительские умения, показать возможности своего воображения, фантазии.

Метод “учебный бреймсторминг” (мозговой штурм) – направлен на поиски путей и содержания в решении творческой задачи.

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

Метод “художественного движения” - связан с освоением музыкальной ткани произведения, закономерностей развития музыкальных образов.

Метод музыкальных композиций – связан с постижением художественных закономерностей создания музыкальных произведений: форма, стиль, жанр, тема. Средствами учащегося являются голос, инструмент, произведения литературы, живописи, электронные средства.

Метод “музыкальный театр” - направлен на постижение целостного музыкального содержания. “Музыкальный театр” помогает ребенку музыку сделать зримой, осязаемой.

Метод погружения – позволяет осознать ценностно-смысловое значение музыкального произведения в жизни человека.

Метод фонопедических упражнений – направлен как на развитие качественных характеристик голоса, так и на формирование певческо-исполнительских навыков.

Метод имитационного моделирования - направлен на освоение норм, правил, способов создания музыкального произведения или возможности его исполнительского воплощения.

Метод проектов – позволяет учащимся проявить как свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, так и волевые качества, интересы предпочтения.

Метод “пластическое интонирование” - направлен на освоение способов “активного слушания”. Метод позволяет:

- выявить сходство и различия музыкальных произведений;

- сопоставить музыку с другими видами искусства, такими как живопись, литература, скульптура;

- сопоставить музыку с жизненными явлениями и событиями человека;

- перевести содержание музыки в словесную форму, размышления, рассуждения о музыке;

- перевести содержание музыки в рисунок;

- отразить звучание музыки в пластике и движении (музыкально - пластическое интонирование);

- анализировать музыкальные произведения;

- вокализация инструментальных произведений; драматизация музыки (инсценировка).

Методы контроля и самоконтроля

Метод “синквейн” - является одним из методов развития критического мышления, учит доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.

Цифровой диктант – метод, который позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание музыкального содержания, наглядно оценить уровень достижений учащихся.

Викторина – метод, широко используемый в практике музыкального воспитания. Позволяет проверить и оценить знания, связанные с музыкальным содержанием. Средствами являются вопросы и ответы.

Прием по отношению к методу, носит подчиненный характер. Он представляет единичное действие, шаг, ведущий к намеченной цели. Если метод представляет завершенное действие, то прием отличается незавершенностью. Он предстает как частное проявление метода и имеет одностороннее действие. В своем осуществлении он исходит из правил метода, в состав которого он входит. Одни и те же приемы могут быть использованы в разных методах. И наооборот, один и тот же метод в практике его реализации может включать различные приемы.

Прием в педагогике – практический механизм применения воспитательно - образовательных методик и технологий в процессе формирования сознательной, всесторонне развитой личности.

Отбирая приемы, учитель должен однозначно понимать цель, на которую они будут направлены. Выделим те приемы, которые позволяют учащимся научиться понимать музыкальный текст:

Прием визуализации. Визуализировать – значит вывести наружу, сделать видимым. Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические изображения, но и эмоциональное состояние, впечатления. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Средствами визуализации являются различные зрительные модели: спонтанное рисование, цветовое и графическое изображение, пластическое движение (руки, тело).

Прием “музыкальная палитра”. Палитра - наглядная представленность всех возможных элементов музыкальных средств (композиционных, выразительных, ценностно-смысловых). Слушая произведение, дети сами составляют музыкальные палитры (индивидуальные, коллективные).

Прием “партитура прогнозов”, или “слушание с остановками” - учит ребенка предвидеть музыкальный текст, “думать вместе с композитором”, учится анализировать отдельные элементы музыкального текста. Прием основан на активизации внимания, памяти, представлений.

Прием “снежный ком” позволяет учащимся найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам; выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные вербальные истолкования (слова подбираются на основе какого-либо одного признака – мягкий, колючий или статичный, окаменевший). Таким образом музыкальное средство обрастает смысловыми характеристиками, что и позволяет понять его предназначение в музыкальном тексте.

Прием “пчелиные соты”. Учащимся нужно заполнить пустые квадраты в таблице, каждый столбец которой является контекстом, в рамках которого можно интерпретировать значение музыкального произведения (при работе в группе каждая строка в таблице может принадлежать отдельным учащимся, что позволяет увидеть различные мнения и сопоставить их).

Прием “камень преткновения”. В качестве “камня преткновения” выбирается чье-либо высказывание о произведении (стихи, слова автора и т.д.). Учащиеся включаются в поиск тех доводов, которыми он объясняет собственное отношение к информации, приводят доводы соглашательского или опровергающего характера.

Выделяется еще одна группа приемов, которые могут быть использованы в методах, связанных с освоением способов и коллективных форм музыкальной деятельности (хоровое и ансамблевое пение, игра в оркестре). Важно, чтобы, например, хоровое пение для детей было именно деятельностью, а не формой, в которой учитель развивает вокально-хоровые навыки.

Прием “музыкальные ласточки” позволяет быстро сконцентрировать внимание на выполнение общей задачи. Средства реализации – тетрадные листы. Дети повторяют движения за учителем. Под звучащую музыку листочки, находящиеся в руках у каждого ребенка, ударяются друг о друга, по внешней поверхности одной руки, затем по внутренней, далее аналогично по другой руке, по плечам и т.п.(соблюдается метрическая пульсация, выполняется роль шуршаще-ритмического аккомпанемента).

Прием “повторяющийся ритм” помогает настроить учащихся на единый пульс, темп действий, вырабатывает навык взаимодействия с ведущим. В основе – ритмическая фраза, которую можно повторять непрерывно. Учитель прохлопывает этот ритм, затем дети повторяют его. Ритмическая фраза повторяется до тех пор, пока у каждого из детей она будет получаться легко и произвольно. После этого ритм можно изменить. Можно использовать разные способы воспроизведения: ритмические инструменты, текст, различные части тела.

Прием “музыкальное приветствие” развивает зрительный и слуховой контакт, настраивает на спокойный ритм, тихую динамику. Учитель произвольно поет мелодию с текстом: “В доме моем – тишина, в доме моем – я одна. И только тихо шуршунчики шуршат, стукунчики стучат, трескунчики и т.д.”. Текст сопровожлается соответствующими звуковыми движениями. Дети включаются в поиск звуковых изображений.

Прием “музыкальные шаги”. Содержанием действий является любая ритмическая формула, например, ти-ти-та. Все действия выполняются только ногами. Дети стоят возле парт, начиная с левой ноги выполняют движение на месте – ти-ти-та (лева, правая, левая). Могут выполнять по цепочке, по рядам, по парам, в движении и т.д. Главное правило – точное соблюдение ритмической формулы.

Прием “передай другому” позволяет подвести детей к одному ритму и темпу, выровнять энергетическое поле для последующих действий, сосредоточиться на восприятие информации. Средства – деревянная палочка для каждого ребенка (ручка). Музыкальное сопровождение в размере 4/4. Действия выполняются в кругу или стоя возле парты, развернувшись к соседу так, чтобы получились две параллельные линии. Палочка – в правой руке. Учитель считает до трех – дети перекладывают палочку на каждый счет из одной руки в другую, а на счет четыре – из левой руки передают палочку стоящему слева, а правой рукой берут палочку из рук ребенка, стоящего справа. У каждого палочка вновь оказывается в левой руке. Вначале действия выполняются под счет, затем – под музыку.

Ведущими современными педагогами были разработаны приёмы и техники, способствующие внедрений технологий деятельностного подхода на уроке. Селиховой Т.Ю. был разработан конструктор урока, позволяющий плодотворно организовать учебную деятельность учащихся. Примеры использования некоторых известных приёмов и техник на уроках музыки:

Прием “Необъявленная тема” - ученики сами определяют тему урока, учитель лишь помогает и наводит на мысли. Данный приём позволяет создать мотивацию для изучения темы урока, используется для привлечения интереса учащихся к изучению новой темы, в которой есть непонятные термины.

а). Учитель: - Мы начинаем изучать новую тему, но она будет загадкой. В течение урока вы сами попытаетесь её разгадать ( вместо темы — ?) Прослушанная музыка, подсказки учителя наводят учеников на определение темы урока. (Тема урока: “Музыкальные инструменты” 1 класс.)

б). Дети входят по звучание музыки (плясовые наигрыши в исполнении оркестра русских народных инструментов).

- Вы сейчас зашли под музыку, определив состав ее исполнителей, вы можете назвать тему урока. (тема урока: “Оркестр русских народных инструментов” 2 класс.)

Прием “Угадай пропущенное в теме урока”.

а). Тема урока: “Мелодия - душа музыки” 1 класс. На доске запись: “ _____ - душа музыки”.

- В течение урока попытайтесь ответить, что является душой музыки.

б). Тема урока: “Композитор — имя ему народ” 4 класс. На доске запись: “Композитор - имя ему ___________”.

- В течение урока вы должны догадаться, какое слово пропущено.

Прием “Нестандартный вход в урок”.

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

а). Тема урока: “Музыка на мольберте” 5 класс.

- Что такое мольберт? Может ли музыка звучать с мольберта? Оказывается может! Наш урок будет на тему “Музыка на мольберте”.

Прием “Ассоциативный ряд”.

К теме урока дети называют слова — ассоциации. Тема урока: "Балет”. (балерина оркестр танец театр музыка).

- Дайте определение понятию балет.

Прием “Ассоциативный ряд” (наоборот).

Учитель выписывает ассоциативный ряд к теме или понятию урока, дети угадывают загаданное понятие или тему. На доске слова: спектакль, декорации, хор, оркестр, солист.

- Посмотрите на слова, выписанные на доске, все они связаны с темой сегодняшнего урока, назовите её. ("Опера".)

- Дополните ассоциативный ряд (дирижер, костюмы, ария…)

- Дайте определение понятию опера. Опера — музыкальный спектакль в котором действующие лица поют хором или сольно в сопровождении оркестра, управляемого дирижером.

Прием “Цепочка”.

Ученики класса стоят возле парт. Учитель просит по цепочке каждого ученика назвать по одному музыкальному инструменту (композитору или др.) Тот, кто назвал верно - стоит, кто ошибся, повторил или не смог ответить — садится. Прием можно использовать в начале урока, как разминку.

Прием “Похлопай — потопай” или “Да — нет”.

Учитель произносит утверждение — если ученики согласны с ним — хлопают, не согласны — топают.

а). “Снегурочка” Римского — Корсакова — это балет;

б.) Иван Сусанин — герой оперы “Садко” Римского-Корсакова;

в). Виолончель — духовой музыкальный инструмент и т. д.

Прием “Встать — сеть - похлопать”.

Учитель договаривается с учениками, что:

а). Если они услышат от учителя инструменты симфонического оркестра — дети встают, если народного — садятся, если в двух оркестрах - хлопают. Слова: скрипка, туба, виолончель, барабан, гусли, балалайка и т.д.

б). Если учитель назовет группу струнных инструментов - дети встают, если ударных — хлопают, духовых — садятся.

в). Если учитель называет русских, зарубежных композиторов - дети встают, садятся или хлопают.

Прием “Покажи”.

Учитель или 2 ученика произносят названия музыкальных инструментов, дети из класса показывают как на них играют.

Прием “Выбери ответ”.

В разных концах класса вывешивается несколько пройденных понятий. Детям индивидуально или группе учащихся раздаются карточки с вопросами. За определенное время дети должны подойти к нужной надписи на стене, с правильным ответом.

а). Надписи на стенах: опера, балет, мюзикл. Карточки у детей: П.И. Чайковский “Щелкунчик”; М. Коваль “Волк и семеро козлят” и т. д.

б). Надписи на стенах: вокальная, инструментальная музыка. Карточки у детей: песня, танец, симфония, ария, балет, опера, и т. д.

Прием “Найди пару”.

Детям раздаются карточки на одной вопрос, на другой — ответ. В течении определенного времени дети должны найти друг друга. Вопросы могут быть на знание пройденных жанров, композиторов и их произведений, и т.д.

Прием “Светофор” или “Смайлик”.

Для этого приема дети самостоятельно дома изготавливают карточки, с одной стороны красного цвета с грустным лицом, а с другой — зеленого и веселым лицом. Используются для определения лада музыки — мажор, минор.

Прием “Создай паспорт”.

При изучении какой либо темы, можно попросить детей создать паспорт. Это может быть паспорт композитора, жанра музыки или музыкального инструмента.

Прием “Синквейн”.

Синквейн - прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии (от французского слова “пять”) - это стихотворение, состоящее из 5 строк, используемое для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Правила составления синквейна: Первая строка - одно слово - существительное, название стихотворения, тема; Вторая - два прилагательных, подбираемых в 1 строчке; Третья - три глагола, подбираемых к 1 строчке; Четвертая - фраза, выражающая свое отношение к теме, цитата, крылатое выражение, афоризм; Пятая – слово - резюме, ассоциация к первой строчке, дающее новую интерпретацию темы. Например: Музыка инструментальная, вокальная. Звучит, играет, слышится. Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его. Искусство.

Прием - Таблица “ЗХУ”.

З – что мы знаем, Х – что мы хотим узнать, У – что мы узнали и что нам осталось узнать (музыку к “Щелкунчику” написал композитор Чайковский; "Щелкунчик” написан в жанре балета; в основу положена сказка. Кто автор сказки “Щелкунчик”; как раскрываются герои сказки в музыке.)

Выбор методов и приемов обучения зависит от целей, задач и этапов урока, их можно использовать в индивидуальной работе, но эффективнее их использование в парной и групповой работе. Приемы “Необъявленная тема”, “Нестандартный вход в урок”, “Угадай тему урока”, “Ассоциативный ряд” рекомендуется применять в начале урока для заинтересованности учащихся, вовлечения их в деятельность и создания позитивной мотивации к учению. Для актуализации знаний учащихся подойдут такие приемы, как “Похлопай — потопай” или “Да — нет”, “Найди пару”, “Цепочка”, “Выбери ответ”. Помогут решению учебных задач приемы “Создай паспорт”, таблица ЗХУ. “Светофор” поможет учителю оценить знания учащихся, они при ответах других детей будут показать зеленый свет светофора, если ученик согласен с утверждением или красный — если не согласен. На этапе рефлексии дети с удовольствием используют творческий прием “Синквейн”. Важно помнить, что все приемы и методы должны способствовать созданию активной позиции учащихся на уроке, на котором ученик - не пассивный слушатель, а главное действующее лицо урока. Благодаря новым приемам и методам, ученики думают, рассуждают, делятся своими мнениями. Одно из главных условий обучения — это доброжелательная, комфортная среда на уроке, где учитель поддерживает учеников и в классе присутствуют партнерские отношения между учителем и учеником, учеником и учеником, учеником и группой. Заинтересованность учителя, его стремление к усовершенствованию учебной деятельности — залог успеха!

Список использованной литературы.

1. Методика музыкального воспитания в школе. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М., М, 1998 г.

2. Оптимизация процесса обучения. Бабанский Ю.К., 1977

3. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения. Т.А.Замятина, М., “Глобус”, 2008г.

4. Общая педагогика: курс лекций. Калининград,1996г.

5. Дидактические основы методов обучения. Лернер И.Я.,М.,1981г.

6. Кулагина И.Е. Художественное движение. М., 1999г.