Занятие по внеурочной деятельности по ОДНКНР "Небесное воинство". 6-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 6


Цель: формирование у учащихся представлений о небесных покровителях человека; знакомство с понятиями: ангел, архистратиг, раскаяние, благодарность; воспитание в детях осознания необходимости быть благодарным родным, близким, окружающим, Богу.

Формируемые УУД:

  • Личностные: понимать пагубные последствия нарушения нравственных норм.
  • Предметные: знать предание о чуде в Хонех, притчу “Раскаяние сына”.
  • Метапредметные: видеть в жизненной ситуации, собственном поведении проявления пороков (зло, непослушание, неблагодарность), узнавать духовные смыслы событий Священной истории в современной жизни.

Оборудование: ПК, презентация, видеофильм “Немая молитва”, аудиозапись песен С. Копыловой; раздаточный материал.

Ход занятия

- Вспомните текст Библии о сотворении мира: “И сотворил Господь небесный и земной мир”. Сначала Бог создал ангельский мир, который населяли ангелы, мыслящие существа, но бестелесные и невидимые. Все ангелы были созданы Богом добрыми, но затем ангельский мир разделился на мир светлый и тёмный, мир добра и мир зла. Почему это произошло?

- Из-за зависти, гордыни, желания быть выше Бога, высокомерия, непрощения, непослушания.

- Прочитайте материал об Ангелах, перескажите, что вы узнали.

- Составьте ассоциативный ряд к слову “Ангел” (неземной, чистый белый...)

- Прочитайте материал “Чины Ангельские”

- Сформулируйте и запишите виды служения ангельского мира и запишите их.

Хваление и воспевание Бога;

Связь между Небом и землёй;

Защита и помощь людям в тяжёлой жизненной ситуации;

Отрывают тайны веры, пророчества, разумение воли Божией;

Наставляют людей к добродетельной жизни и др.

- Просмотр презентации “Небесное воинство”

- Читаем предание “Чудо Архангела Михаила в Хонех”:

- До нашего времени сохранилось предание о чуде в Хонех.

Во фригийских землях, в городе Иерополе, один из жителей города выстроил храм, посвящённый Михаилу Архангелу. Церковь была построена в благодарность за исцеление его единственной дочери от вод источника, который был открыт в том месте.

Во времена гонений на христиан в этом храме служил пономарём Архипп Херотопский, который вёл благочестивый и добродетельный образ жизни, подавая пример всем, кто его знал. Служил он около шестидесяти лет, и был уважаем среди горожан.

Даже язычники, глядя на него, склонялись к принятию христианства, что вызывало у правителей гнев и раздражение. В конце концов правители (властители) Иерополя решили разрушить храм и убить Архиппа.

Но, боясь волнений народа, они спланировали представить убийство как несчастный случай. Для этого течение двух рек единым потоком было направлено на храм. Увидев несущийся водный поток, Архипп начал усердно молиться, призывая Архангела Михаила спасти его от бедствия. И тут на его призывы явился сам Архистратиг, ударил жезлом по горе, и в ней открылась расселина, куда и устремились разрушительные воды, минуя храм.

Хоны – расселина, отверстие. Это чудо известно как “Чудо в Хонех”

- Рассмотрите икону “Чудо Архистратига Михаила в Хонех”. Какого числа православные люди отмечают это событие и как называется праздник?

- Прочитайте материал о Соборе Архистратига Михаила.

21 ноября – “Михайлов день” “Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных” Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. По народному календарю - начало зимы, зимнего ледостава.

- Просмотр видеофильма “Немая молитва”.

- Какие мысли возникли у вас после просмотра? Какой должна быть молитва?

- Я приготовила вам, ребята, обращение к вашему ангелу-хранителю. Пусть ваше обращение к нему, к Богу, будет чистосердечным, не забывайте, что вера спасает человека от многих неверных шагов, грехов.

- Рассмотрите фреску “О десяти прокажённых” (рассказ о больных проказой) Послушайте балладу, притчу Светланы Копыловой “Раскаяние сына”.

- Чтение притчи Нового Завета “Притча о десяти прокажённых”:

- “И когда входил он в одно селение, встретили Его десять человек прокажённых, которые остановились вдали и громким голосом говорили: “Иисус Наставник! Помилуй нас”. Увидев их, Он сказал им: “Пойдите, покажитесь священникам”. И когда они шли, очистились”.

Один же из них, видя, что исцелён, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: “Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?” И сказал ему: “Встань, иди; вера твоя спасла тебя” (Лк. 17: 12-19).

- О чём эта притча?

- Какими словами евангельской притчи вы можете подтвердить ответ отдыхающего Ангела из притчи об Ангелах?

Притча “Два Ангела”.

В раю было два Ангела. Один всегда отдыхал на облаке. А другой летал от земли к Богу.

Отдыхающий Ангел решил спросить другого:

- Что же ты летаешь туда-сюда?

- Я ношу Богу послания которые начинаются словами : “Помоги, Господи...” А почему ты всегда отдыхаешь?

- А я должен носить Господу послания, которые начинаются словами : “Благодарю тебя, Господи...”

Вывод: Благодарность Богу и благодарность людям – одно из лучших человеческих качеств. А неумение благодарить часто является показателем эгоизма и незрелости души. А вы умеете быть благодарным своим родителям, родным, друзьям?

- Составьте таблицу:

Благодарное сердце Неблагодарное сердце
   

- В заключение нашего занятия послушайте песню Светланы Копыловой “Босоногая Россия, Богоносная Россия”