Урок по теме "Прорастание семян". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Учебник: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник / В. В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2014

Задачи урока: создать условия для формирования знаний об условиях прорастания семян, зависимость этого процесса от факторов окружающей среды; - способствовать формировать знаний, необходимых для правильного посева семян, о росте и питании проростков.

Основное понятие урока: проросток.

Предметные:

  • Использование изученной естественнонаучной лексики в устных ответах;
  • формирование знаний об условиях прорастания семян, зависимости этого процесса от факторов окружающей среды;
  • формирование знаний, необходимых для правильного посева семян; о росте и питании проростков.

Личностные: умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, креативность мышления, умение проявлять инициативу при выполнении заданий, принятие роли обучающегося , умение справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников, умение применять полученные знания на практике, способность к эмоциональному восприятию, умение осуществлять рефлексию своей деятельности;

Метапредметные:

  • Р: умение определять цель урока, осуществлять самопроверку заданий, составлять план и последовательность действий, прогнозировать результат, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению;
  • К: умение слушать и понимать партнёра, взаимно контролировать действия друг друга, организовывать свою работу согласно инструкциям учителя, умение работать с разными источниками информации
  • П: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, выражать свои мысли в знаково-символическом виде, анализировать и сравнивать объекты с целью выделения существенных признаков.

ИКТ-компетентность: использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере и в образовательном пространстве

Учебно-методическое обеспечение.

  • Биология. Многообразие покрытосеменых растений: 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника.
  • Материально-техническое обеспечение: программное обеспечение SMART Notebook, презентация “Прорастание семян”, интерактивная доска, документ – камера, ноутбуки
  • Раздаточный материал: коллекция семян

Технологическая карта урока

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Развиваемые (формируемые) учебные действия
предметные универсальные
Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели

а) создание эмоционального настроя

Приветствие учителя. Проверка подготовленности своего рабочего места к учебному занятию. Приветствие, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию, Создает рабочий настрой на урок, организует ситуацию успеха для каждого обучающегося.   Использовать изученную естественнонаучную лексику в устных ответах Л:- умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом креативность мышления, инициатива.

Р:- умение определять цель урока, умение осуществлять самопроверку заданий.

К:- умение слушать и понимать партнёра, взаимно контролировать действия друг друга.

П:- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение осуществлять рефлексию своей деятельности.

б) определение темы и целей урока Учащиеся выполняют творческое задание, определяя тему урока Обеспечивает выполнение задания

Фиксирует результаты обсуждения.

Обеспечивает мотивацию учения школьников, включение их в совместную деятельность по определению целей урока

Отгадать загадку.

Лежало на свету,
Бросили в темноту,
Да и там покоя нет,
Как бы вырваться на свет.

- О чем загадка?

- Какой процесс жизни растений описывается?

в) актуализация опорных знаний Учащиеся вовлекаются в деятельность по воспроизведению знаний и умений на базе, которого будет выстраиваться новое содержание, выполняя задание в группе и индивидуально. Обеспечивает воспроизведение учащимися знаний и умений учащихся на базе, которого будет выстраиваться новое содержание, объясняя учащимся, что данные знания и умения потребуются для изучения новой темы. - Из каких частей состоит семя растений?

- Назовите части зародыша?

- На какие группы делятся растение по строению семян?

Приведите примеры.

Планирование деятельности по достижению цели Учащиеся вовлекаются в деятельность по планированию своей деятельности по достижению цели, работая в группе. Выработка общего плана достижения цели Организует деятельность учащихся по планированию.   Л:смыслообразование, принятие роли обучающегося.

Р:Составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата.

К: эмоциональный контакт с одноклассниками, создание “ситуации успеха” для себя и одноклассников.

П: Умение выражать свои мысли в знаковосимволическом виде .

Реализации намеченного плана

Контроль за процессом и результатом

Учащиеся выполняют задание.

Вовлекаются в осуждение задания в группе, демонстрируют схемы, используя документ-камеру, фиксируют результат работы в листах самооценки

Организует работу по выполнению намеченного плана .

Организует работу по проверке и самооценки работы на данном этапе урока

Используя результаты домашнего задания и материал информационного модуля, составьте схему “Условия , которые необходимы для прорастания семян” формирования знаний об условиях прорастания семян, зависимость этого процесса от факторов окружающей среды, понятия проросток,

формировать знаний, необходимых для правильного посева семян, о росте и питании проростков.

Л: - смыслообразование, принятие роли обучающегося креативность мышления, умение проявлять инициативу при выполнении заданий, эстетически воспринимают объекты природы

Р: - работа по заданному алгоритму, прогнозирование результата.

К: - эмоциональный контакт с одноклассниками, создание “ситуации успеха” для себя и одноклассников.

П: - Умение выражать свои мысли в знаков символическом виде.

Вовлекаются в выполнение задания в группе, направленного на развитие учебно –логических умений и навыков.

Составляю схему на интерактивной доске

Осуществляют самоконтроль

Организует выполнение задания, осуществляет проверку

(презентация, слайд 2)

Демонстрация видеофрагмента “Как прорастают семена”

(ссылка 1)

Какие этапы можно выделить в данном процессе?

Составьте последовательность этапов прорастания семян.

(параграф 20 “Прорастание семян”, информационный модуль)

(ссылка 2)

- Какие существуют типы прорастания семян?

Народная мудрость

ИКТ- компетентность: использовать приёмы поиска информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в образовательном пространстве
Обсуждают пословицы, выполняют задание, осуществляют самоконтроль

 

Физкультминутка для глаз (приложение 1)

Организует обсуждение, осуществляет контроль за результатом выполнения задания

(презентация, слайд 3)

Объясните биологический смысл пословиц.

Найдите доказательства в тексте параграфа.

Дополните схему “Условия , которые необходимы для прорастания семян”

Обсуждают рисунок в группе, выбирают семена, осуществляют самоконтроль.

Заполняют схему на интерактивной доске

Организует обсуждение, осуществляет контроль за результатом выполнения задания

(презентация, слайд 5)

Объясните рисунок и дайте ему определение

(презентация, слайд 4)

Выберите из предложенной коллекции семена . которые сеют на глубину

1-2 см  – 1 группа

2-4 см  - 2 группа

4-5 см - 3 группа

Дополните схему “Условия , которые необходимы для прорастания семян

(презентация, слайд 6)

Осуществляют самоконтроль

(тест ЦОР)

(ссылка 3)

Подводит итог
Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности Каждый учащийся вовлекается в рефлексивный анализ своей деятельности за урок, Высказывают мнения вслух о достигнутых или не достигнутых целях урока. Оценивают собственные результаты Мобилизует учащихся на интеллектуальную рефлексию,

обеспечивает условия для выступающих от групп.

Мобилизует учащихся на рефлексию по поводу своего эмоционального состояния , своей деятельности за урок (презентация слайд 7)

- Оцените глубину и размер своих знаний

Что (кто) помог достичь вам таких результатов:

- одноклассники;

- учитель;

- материал учебника;

- материал информационного модуля;

- видеосюжет

- с чем вам было интересно работать:

- с компьютером

- с интерактивной доской

- с документ - камерой

Использовать изученную естественнонаучную лексику в устных ответах Л:умение справедливо оценивать свою работу и работу одноклассников; умение применять полученные знания на практике

Р:умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что подлежит усвоению

К:умение слушать и понимать , взаимно контролировать действия друг друга, организовывать свою работу согласно инструкциям учителя

П: умение осуществлять рефлексию своей деятельности.

Приложение 1

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.542-96

Комплексы упражнений физкультурных минуток

Вариант 2.

  1. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 - 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  2. Посмотреть на кончик носа на счет 1 - 4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  3. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторить 4 - 5 раз.
  4. При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1 - 4 вверх, на счет 1 - 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1 - 6. Повторить 3 - 4 раза.

Ссылки

  1. Прорастание семян (видеофрагмент)
    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/bb722b0c-ab81-4077-8995-adf23720608a/79093/?interface=catalog&class=48&subject=29
  2. Модуль Прорастание семян
    http://fcior.edu.ru/card/4235/vshozhest-semyan-prorastanie-semyan.html
  3. Тест “Условия прорастания семян”
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/79ea0d23-0a01-022a-01e3-51089eb7d66e/index_listing.html