Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

Задачи:

  • Предметные: содействовать закреплению правил правописания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака в словах; развивать умения отличать эти знаки друг от друга, употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными ъ и ь знаками; соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я; закрепить правила красивого письма; способствовать активизации знаний учащихся о звуках и буквах, правилах оформления предложений на письме.
  • Метапредметные: содействовать формированию УУД:
    • Регулятивные УУД: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.
    • Познавательные УУД: обеспечить развитие у учащихся умений группировать, анализировать, соотносить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков с написанием слов, находить в словах разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки.
    • Коммуникативные УУД: содействовать развитию у детей умения общаться, развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять правила написания разделительного мягкого и разделительного твёрдого знаков, умение работать в группах.
    • Личностные УУД: создать условия для формирования положительного отношения к учению, формировать внимательное отношение к слову, воспитывать положительное отношение к чувствам скромности и отрицательное - к хвастливости и зазнайству.

Тип урока: урок закрепления изученного материала

Оборудование: компьютер, раздаточный материал, учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина “Русский язык” 4 класс, М.: Просвещение, 2014 г.

Предполагаемые результаты: учащиеся научатся грамотно писать слова с разделительным твёрдым и разделительным мягким знаком, находить изученную орфограмму в тексте и слышать её.

Этап урока Требования к этапу УУД, формирующиеся на данном этапе
I. Орг. момент. Стали все у парт красиво, поздоровались с гостями, девочки за парты сели, мальчики за парты сели, на меня все посмотрели. Я желаю вам удачи и успехов на уроке!

Какие умения нам понадобятся, чтобы получать знания? (умение слушать внимательно, рассуждать, работать в группе, поддерживать друг друга, наблюдать, доказывать)

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II. Чистописание. Запись в тетрадь:

Двадцать девятое ноября.
Классная работа.

- На доске буквосочетания. Это значит сейчас

- Минутка чистописания.

тья нье льё вьи пью

бъя дъе съё съю

- Прочитайте глазами эти буквосочетания.

- Что объединяет буквосочетания 1-ой строчки?

- Во всех разделительный ь знак.

- Что объединяет буквосочетания 2-ой строчки?

- Во всех слогах разделительный ъ.

- Почему во 2-ой строчке один слог отсутствует.

- ъ не пишется перед гласной и.

- Чему учимся на минутке чистописания?

(мы учимся красиво, аккуратно и быстро писать, правильно соединять буквы)

ь      ъ

ъь ьъ (записать до конца строки)

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: учебное сотрудничество, умение выражать свои мысли.

Регулятивные: организация учебной деятельности.

III. Постановка проблемы - Как вы думаете, почему у нас сегодня такая минутка чистописания? Какова будет тема нашего урока? Отгадайте загадки:

Было сели – стало съели.
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? (ъ).

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает, перед е, ё,и,ю,я
Я в корнях стою, друзья! (ь)

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

IV. Определение темы и цели урока.

Мотивация к учебной деятельности

Над какой темой урока мы сегодня будем работать?

(ответы детей: “Правописание разделительного твердого и мягкого знака”

Тема: Разделительный твёрдый знак и разделительный мягкий знак.

А какие цели мы перед собой поставим? Как вы думаете, чему вы должны научиться на уроке? (вспомнить правила правописания разделительного твердого и разделительного мягкого знака, научиться писать слова с данной орфограммой, будем выполнять различные задания по отработке орфограммы)

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

V. Словарная работа Знакомство со словарным словом: компьютер

Как вы можете объяснить значение слова “компьютер”? (электронная вычислительная машина, устройство, способное выполнять заданную, чётко определённую последовательность операций.)

Ком-пью-тер (3 слога, 9 букв, 9 звуков)

В воскресенье папа объяснял дочке устройство компьютера. (составить предложение из слов)

Есть ли слова с орфограммой по теме урока.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

VI. Усвоение знаний и способов действий Используя схему, попробуйте сформулировать правило написания разделительного твёрдого и разделительного мягкого знака

Вывод о правописании слов: стр.97 учебника (коллективное чтение)

(Уч-ся приводят примеры слов на данную орфограмму)

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

VII. Физкультминутка Ребята, давайте отдохнём.

Встали прямо, подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Не беда, что места мало,
Разомнёмся для начала:
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
По коленкам бьём ладошкой,
Прыгаем на правой ножке,
И на левой непременно,
Вместе прыгаем сейчас,
И сначала ещё раз.

 
VIII. Закрепление знаний и способов действий Первичное закрепление:

Назовите одним словом:
Отец, мать, дети все это ....(семья)

Вход в здание (подъезд)

Снежная буря, метель (вьюга)

Домики для пчел (ульи)

Пригодный для еды (съедобный)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре, - это... (варенье)

Растолковать, сделать понятным (объяснить).

(Один уч-ся у доски, остальные в тетрадях, объясняет написание, выделяют орфограмму)

Мальчики выписывают слова с разделительным Ъ, а девочки– с разделительным Ь.

с*ехал

руч*и

грозд*я

об*ехал

обез*янка

пред*явить

варен*е

об*яснил

бел*ё

под*езд

Мальчики: Съехал, объехал, предъявить, объяснил, подъезд.

Девочки: Ручьи, гроздья, обезьяна, варенье, бельё.

(Самооценка). У кого нет ошибок, у кого 1ошибка, у кого 2 ошибки

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

IX. Применение знаний и способов действий 1. Работа по учебнику. Работа в паре.

Стр. 98 упр. 160 (письменно в тетради, диктуя друг другу. Взаимопроверка.)

Ответы:

Съездить в город, подъёмный кран, съедобный гриб, съёмка фильма, съехать с горы, съёжиться от холода, съезд учителей, разъярить медведя, подъехать к даче, поиск книги, разучить песню, отыскать ручку, разыграть сценку, безобидный зверёк, поехать на троллейбусе.

2. Метки:

  1. стулья
  2. воробьи
  3. коньки
  4. листья
  5. соловьи

Какие орфограммы в словах? (Разделительный мягкий знак)

Какое слово лишнее? Почему? (Коньки – смягчающий мягкий знак)

По каким признакам можно разделить слова на группы? (одушевлённые, неодушевлённые; живая и неживая природа, предметы, созданные руками человека; существительные множественного числа).

3. Работа в группе

1, 3 группа

У вас на столе лист бумаги и слова в конверте с пропущенными буквами.

- распределите слова по группам, в зависимости от орфограммы.

заш_ёт, вороб_и, под_ём, с_ел, п_ют, обез_яна, л_ют, счаст_е, от_езжать, об_единение, ден_ки, раз_яснение, четырёх_ярусный.

Проверка:

зашьёт

воробьи

счастье

пьют

обезьяна

льют

подъём

съел

отъезжать

объединение

разъяснение

четырёхъярусный

Лишнее: деньки

2, 4 группа

Задание: распредели слова по столбикам

Пол_ёшь, под_ём, двух_ярусный, раз_ярённый, в_юнок, в_юга, в_ехал, плат_е, об_яснение, с_ёжился, с_ел, об_ём, в_ёт, друз_я.

с Ъ знаком с Ь знаком
подъём польёшь
двухъярусный вьюнок
разъярённый вьюга
въехал платье
объяснение вьёт
съёжился друзья
съел  
объём  

Самостоятельная работа.

Тест “Разделительные знаки”

1. Где пишется разделительный мягкий знак в словах? Отметь знаком +

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

2. Где пишется разделительный твёрдый знак в словах? Отметь знаком “+”

а) сразу после приставок;

б) в корне и после корня слова.

3. С каких букв должен начинаться корень, чтобы писать разделительный ъ знак? Отметь знаком +

а) с гласных;

б) с согласных.

4. На какую букву должна оканчиваться приставка перед разделительным твёрдым знаком? Отметь знаком +

а) на согласную;

б) на гласную.

5. Перед какими гласными пишется разделительный мягкий знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

6. Перед какими гласными пишется разделительный твёрдый знак? Обведи нужные буквы.

А, Е, Ы, Ё, Ю, Я, О, Э, У, И.

Самопроверка (сравнить с ответами)

1. б

2.а

3.а

4.а

5.Е, Ё, Ю, Я, И

6. Е, Ё, Ю, Я

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

X. Итог урока. Оценки - Над какой темой урока мы сегодня работали?

Стихи о правописании ъ и ь знака (уч-ся)

Поднимите руки, кто хорошо усвоил правописание данной орфограммы.

- Кому ещё тяжело?

 
XI.Домашнее задание Упр.162, записать словосочетания, вставить пропущенные буквы  
XII. Рефлексия учебной деятельности Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:

Сегодня на уроке я:

  • научился...
  • было интересно...
  • было трудно...

больше всего понравились задания...

мне показалось важным...

я понял, что...

Заполнить анкету:

1. На уроке я работал

  • активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

  • доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

  • коротким / длинным

4. За урок я

  • не устал / устал

5. Мое настроение

  • стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

  • понятен / не понятен
  • полезен / бесполезен
  • интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

  • легким / трудным
  • интересным / неинтересным

Урок окончен. Спасибо за работу.

Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.