Развивающее занятие "Веселый суффикс"

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование


Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи суффиксов, закреплять знания о правописании суффиксов, устранять аграмматизм, развивать логическое мышление, память, внимание, воображение.

Задачи:

  • познакомить учащихся со значениями суффиксов -ок-, -ик-, -чик-, -оньк-, -очк-, -еньк-, - щик-, -ер- (-ор-), -арь-, -ист-, -тель-;
  • отработать умения детей подбирать родственные слова, выделять корень и суффикс в словах;
  • активизировать и обогащать лексический словарь;
  • развивать логическое мышление;
  • развивать языковой анализ и синтез;
  • развивать связную устную речь;
  • воспитывать познавательный интерес к занятиям через использование игровых приёмов;
  • воспитывать уверенность в своих силах.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент (слайды 1, 2)

Презентация.

Здравствуйте, ребята. Сегодня я приглашаю вас на игру “Весёлый суффикс”. Но прежде чем приступить к заданиям, возьмите по жетончику и расположитесь за партами, согласно выбранному цвету. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Ведь...

Не берем мы в путь, друзья
Хмурых и сердитых!
Любознательных, активных
Приглашаем смело!

2. Активизация знаний по пройденному материалу

Ребята, уже несколько занятий мы посвящаем большой теме “СЛОВООБРАЗОВАНИЮ”, а в частности говорим о суффиксах.

– Что же такое суффикс? Для чего служит нам суффикс? Какие суффиксы вы знаете? (ответы детей)

В русском языке много суффиксов (слайд 3)

Сегодня мы продолжаем с вами работать над образованием новых слов с помощью суффиксов.

И первое задание таково: нужно добавить подходящий суффикс, чтобы получилось новое слово (слайд 4) . Работаем по командам.

БАРАБАНЩИК ПЛОТНИК ПЕРЕВОЗЧИК
ЛЁТЧИК НАСТРОЙЩИК ЛЕСНИК
ЧЕРТЁЖНИК ВОЗЧИК ТРАКТОРИСТ
БЕТОНЩИК ПОЖАРНИК ФОКУСНИК
БУФЕТЧИЦА МЕБЕЛЬЩИК БАЯНИСТ

- А что за слова у вас получились? (ПРОФЕССИИ).

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Ребята, а давайте попробуем вырастить дерево.

(Открывается слайд 5)

Внизу даны корни слов. Ваша задача “обрастить” их суффиксами и приставками. Полученные слова записать. Выделить части слова.

Должны получиться слова:

Шумок, зашуметь, шумный. Звериный, зверек, зверюшка, озвереть.

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Следующее задание так и называется “КТО СКОРЕЕ?” (слайд 6)

Первая команда выписывает слова с суффиксом – К-, вторая с суффиксом –УШК-, третья с суффиксом – ЫШК-.

Коровка хлебушко пёрышко
Головка избушка зёрнышко
Картинка скворушка брёвнышко
Травка дедушка стёклышко
Песенка коровушка горлышко
Глазки головушка солнышко
Мышка травушка гнёздышко
Зубки бабушка крылышко

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Следующая игра “Назови ласково” (слайд 7)

дуб - дубок яблоня - яблонька ель - ёлочка
лиса - лисичка заяц - зайчик коза - козочка
сестра - сестричка брат - братик мама - мамочка
солнце - солнышко дорога - дорожка зерно - зёрнышко
яблоко - яблочко ягода - ягодка шапка - шапочка

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Игра “Назови человека” (слайд 8)

В этой игре нужно подобрать к записанным прилагательным однокоренное существительное - название человека.

глупый – глупыш храбрый - храбрец хвастливый - хвастун
сильный – силач богатый – богач ленивый - ленивец
мудрый – мудрец смелый – смоляк крикливый - крикун
старый – старик маленький – малец толстый – толстяк
болтливый – болтун дикий – дикарь крепкий – крепыш

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Ребята, я предлагаю вам отдохнуть и прочитать весёлый стишок (слайд 9)

Жил да был на свете ПАР,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ХОД,
В слове выход, в слове вход,
В слове ходики стучало,
И в походе вдаль шагало,
Так и жили ПАР и ХОД.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили-
По воде они поплыли.
Паром ходит пароход
В паре ходят ПАР и ХОД.

Какая гласная соединила эти два слова? ( О).

Действительно, гласные О и Е соединяют два простых слова и получают сложное слово.

Сейчас и мы попробуем составить сложные слова (слайд 10).

Прочитайте слова и соедините со словами второго столбика и у вас получатся новые слова.

ТЕПЛО КОСИЛКА
СЕНО КОМБИНАТ
ГРОМ ПРОВОД
МЯСО ХОД
ВЕЗДЕ ОТВОД

Должны получиться слова: ТЕПЛОПРОВОД, СЕНОКОСИЛКА, ГРОМООТВОД, МЯСОКОМБИНАТ, ВЕЗДЕХОД.

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Ну, а сейчас мы напишем необычный диктант. Я показываю картинку, а вы называете животных, изображённых на фотографиях ласково, используя суффиксы –чик, -ек или –ик. Каких животных можно назвать по-разному? Заполнить таблицу, обозначить суффиксы: (слайды 11-21)

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

А какая же игра без сказки! Я предлагаю вам прочесть сказочку и найти в ней слова, в которых есть суффиксы. Какую роль играют найденные в словах суффиксы? (слайд 22)

Кот Васька и мышки.

Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвостики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробираться на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Прыгнул Васька с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросится, то к другой прыгнет. Да так никого и не поймал.

ПОДВОДИМ ИТОГИ.

Подведение итогов занятия (слайд 23)

Рефлексия.

На столе лежат смайлики веселые и грустные. Если вам понравилось занятие – вы выбираете веселый смайлик. А если не понравилось – выбираете грустный смайлик.

  • Ребята, о чем мы с вами говорили на занятии?
  • Что вам больше всего понравилось на занятии?
  • А что лучше всего у вас получалось?

Я хочу поблагодарить вас за плодотворную работу, вы все активно участвовали в игре, все вы МОЛОДЦЫ! Спасибо всем! Надеюсь, будете приходить на мои занятия с удовольствием.