Детская проектная деятельность как средство партриотического воспитания дошкольников. "Книга памяти" (творчество татарского поэта Мусы Джалиля)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: На основе творчества М.Джалиля расширить представления дошкольников о героическом прошлом нашей Родины. Способствовать формированию навыков коллективной работы, поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками. Воспитывать уважение и интерес к творчеству татарских писателей и поэтов, любовь к родной стране, народу, развивать чувство патриотизма.

Материал: Заготовка для Книги памяти (изготовленная из картона, оформленная в виде военного альбома); газеты, журналы, плакаты для оформления “типографии”; таблички и бейджи с указанием профессий на столах; рисунки детей к стихам М.Джалиля “Родник”, “Красная ромашка”; маски – наголовники цветов, куклы для инсценировки стихотворения “Колыбельная для дочери”; фотоаппарат для фотокорреспондента; компьютерная презентация по биографии Мусы Джалиля.

Предварительная работа: поисковая деятельность – информация о жизни и творчестве М.Джалиля.

Ход занятия

Воспитатель: Впереди у нас знаменательная дата празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Что мы можем сделать в честь Победы? Что вы можете предложить? (Возможные ответы детей: собрать фотографии о войне, сделать презентацию или фильм; познакомиться с произведениями и стихами о войне, нарисовать рисунки, сделать фотографии)

Воспитатель: Хорошо, а куда мы запишем наши стихотворения, поместим наши рисунки, песни о войне? Может нам попробовать создать книгу - Книгу памяти? О ком, о чем она будет? (Ответы детей). Я предлагаю первые страницы книги посвятить нашему татарскому поэту Мусе Джалилю, который был на войне и которому скоро исполнится 109 лет со дня рождения.

Воспитатель: Где рождается или выпускаются книги, газеты, журналы? (В типографии). Давайте превратим нашу группу в маленькую типографию. Кто работает в типографии? (В типографии работают корреспонденты, которые собирают разную информацию, фотокорреспонденты, художники - оформители, наборщики текстов, главные редакторы). Выбирайте, кто кем будет, занимайте свои рабочие места.

Примерные выступления детей:

1) Муса Джалиль, которого весь мир знает как татарского поэта, родился 15 февраля 1906 года в небольшой татарской деревушке под названием Мустафино, в затерянной Оренбургской степи (ребенок отдает страничку с портретом М. Джалиля редакторам, а они вкладывают ее в книгу памяти).

2) Рахима – апа, мать Мусы Джалиля была очень тихая, спокойная женщина, но в селе она считалась первой певуньей, и она не только знала много песен и сказок, но и сама их сочиняла. Может быть, это и стало первым шагом сочинения стихов Мусы. Он написал колыбельную своей дочери Чулпан (отдает страничку с портретом матери редакторам).

3) “Колыбельная для дочери” (инсценирование с куклами)

1 ребенок:

Элли-белли, озорница,
Пусть тебе спокойно спится,
Звездочка моя, певунья,
Птица счастья, песня птица!
Час придет - и эта песня
Полетит над всей страною,
В синем-синем поднебесье
Станет звездочка звездою.

2 ребенок:

Элли-белли, спи, дочурка,
За день очень ты устала,
Дремлет сад, где ты играла.
Спишь ли, звездочка моя.
Элли-белли - белли – бэу
Элли-белли - белли – бэу

(вкладывают свои творческие работы в книгу памяти)

Воспитатель: Вам понравилось это сообщение? Дайте ему свою оценку (дети высказывают свое мнение о выступлении: выразительно, проникновенно, артистично, ласково и т.п.)

4) Мустафа – отец Мусы, был очень бедным и работал все время на богатых. Мусе не было и шести лет, когда он начал проситься в школу. Сначала его отец не пускал, но после вмешательства мамы взял за руку и отвел в школу. Отыскав учителя, отец сказал: “Мальчишка учиться просится, как быть?”. Учитель взглянул на маленького Мусу, махнул рукой: “Пускай ходит. Надоест – сам бросит”. Но Муса не бросил школу. Способный мальчик хорошо учился, читал много книг, был трудолюбивым, старательным. С девяти лет он стал писать стихи, но, к сожалению, его первые стихи про бабочек, гусей, про родную речку и цветущие луга не сохранились. И первое стихотворение “Бэхэт” – “Счастье” напечаталось в газете “Кызыл йолдыз”. Ему тогда было 13 лет.

(страничка с портретом отца М. Джалиля и школы, где учился М. Джалиль, передается редакторам)

5) Около пяти лет Джалиль проработал редактором детских журналов. А все потому, что он очень любил детей, дружил с ними, писал для них стихи “Мой пес”, “Кукушка”.

Воспитатель (обращается к детям): Какие еще стихотворения поэта вы читали?

6) 2 ребенка читают стихотворение “Родник”, свои рисунки к нему передают редакторам.

“Родник”

1 ребенок:

Под горю, у болота,
Не смолкая не на миг,
День и ночь лопочет что-то
Разговорчивый родник.

То ли – песенку поет,
То ли – воду пить зовет,
Что, как будто лед, студена
И сладка, как будто мед...

Вот, подъхав к роднику,
Соскочил на всем скаку
И склонился над волною
Всадник саблей на боку.

2 ребенок:

А за ним к воде приник
Утомившийся старик,
И ватага ребятишек
Подняла веселый крик.

А родник тому и рад –
Дарит воду всем подряд,
Словно знает: то, что отдал,
То – твое, как говорят

Воспитатель: А теперь производственная минутка отдыха (физминутка)

7) Все было бы хорошо, если б не началась война. Когда началась война, Муса Джалиль одним из первых попросился на фронт. На войне он был репортером, писал рассказы и стихотворения для поднятия духа и настроения бойцов.  “Против врага”, “Последний бой”, “Вперед, моя песня”, “На память другу” - эти стихи поднимали бойцов на борьбу с врагом, а тружеников тыла – на подвиги в труде.

8) Раненый Муса попал в плен, но и здесь он вел борьбу против фашистов. В лагере моабитской тюрьмы Муса Джалиль продолжал писать стихи. И до нас дошли его две маленькие тетрадки, размером с ладошку. “Красная ромашка”, “Соловей и родник”, “Дочери” не оставляют равнодушными людей и спустя многие годы.

9) Девочки инсценируют стихотворение, импровизируют, отдают свои рисунки для книги

КРАСНАЯ РОМАШКА

1 девочка:

Луч поляну осветил 
И ромашки разбудил: 
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал, 
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой 
Свежею росой душистой.

2 девочка:.

Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.

Эта девочка была 
Не как все цветы бела: 
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.

3 девочка:.

Все - как снег, она одна, 
Словно кровь, была красна. 
Вся поляна к ней теснилась: 
- Почему ты изменилась?

- Где взяла ты этот цвет? - 
А подружка им в ответ:

4 девочка:.

- Вот какое вышло дело. 
Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой. 
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась, 
Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет - 
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя, 
Как Чулпан-звезда горю я

Воспитатель: Вам понравилось это сообщение. Прошу оценить его аплодисментами

10) Тяжелый кошмар фашистского концлагеря не сломил Мусу Джалиля. Мусу Джалиля и его друзей казнили 8 августа 1944 года. Погиб герой, не склонив головы перед врагами, не предав своей Родины, своего народа.

Когда замолкну, близких покидая
Не думайте, что умер я, друзья
В сердцах миллионов буду жить всегда я!

Посмертно, он был награжден звездой героя Советского Союза. И поставили люди ему памятник в городе Казани, на котором написаны знаменитые слова Мусы - “Умереть, так только за отчизну; жить – только Родиной дыша”.

Воспитатель: Давайте почтим его память минутой молчания! А теперь я попрошу главных редакторов утвердить нашу книгу. Утверждаете?

Воспитатель: Начало нашей Книги памяти есть.

Дети рассматривают получившиеся страницы, обсуждают, какому герою посвятят ее продолжение