Численность населения России

Разделы: География


Цели:

Образовательные:

  • ввести понятия “демография”, “демографический кризис”, “демографический взрыв”, “естественный прирост”, “рождаемость”, “смертность”;
  • продемонстрировать изменение демографических показателей России в XIX-XX веках;
  • научить рассчитывать и анализировать показатели естественного прироста населения России;

Развивающие:

  • продолжить развивать умение и навыки анализировать аналитические и картографические материалы, строить диаграммы;
  • развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике;
  • развивать навыки работы со справочным материалом;

Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, любви к людям, толерантности к друг другу, желания решать демографические проблемы страны через пропаганду здорового образа жизни

Оборудование: тетрадь, атлас, учебник, электронный учебник, иллюстрации, таблицы (раздаточный материал)

Метод: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, творческий;

Тип урока: вводный, изучения нового материала;

Ход урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Итак, приступаем к изучению нового материала.

Вступительное слово учителя.

Что может быть более не познано и загадочно, чем тайна человечества? И как тут не вспомнишь стихи поэта, путешественника и романтика Николая Гумилева:

И кажется, в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
И карлики с птицами спорят за гнёзда,
И нежен у девушек профиль лица...
Как будто не все пересчитаны звёзды,
Как будто наш мир не открыт до конца!
Н.Гумилев

Нам предстоит изучать население России.

Мы сами являемся частью населения России, только в диалоге с другими людьми, народами, культурами, человек познает самого себя.

“Россия слишком мало известна русским”- писал А.С. Пушкин, великий знаток человеческой души.

Каждый из нас ежедневно общается с другими людьми, разными по возрасту, с различным образованием, национальностью, религией. И ведут себя эти люди по-разному. Представьте себе коммерсанта, который дешево приобрел партию свиной тушенки, надеясь выгодно продать ее в Башкирии. Как вы считаете, ему это удастся? Конечно же, нет, ведь башкиры исповедуют ислам, который запрещает употреблять в пищу свинину.

География населения отвечает на три главных вопроса- где живут люди, кто они, как они живут . Основные разделы географии населения мы будем изучать

В какой последовательности и что нам предстоит изучать. (оглавление: численность населения России, мужчины и женщины, народы, языки, религии, городское и сельское население, размещение населения, миграции, люди и труд)

Тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Численность населения”

Вопросы учителя:

- Что мы узнаем на уроке?

- Что мы научимся делать?

- Что нам предлагают вспомнить?

- Почему эта тема так важна?

- Почему именно население – главное богатство страны?

Предполагаемые ответы: нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др.т.е., чтобы правильно проводить экономическую политику страны.

А собственно как можно посчитаться в стране? Год первой переписи? (1897, руководил её географ и статистик Семёнов-Тян-Шанский)

5 июня 1895 года Его Императорское Величество Государь Император Николай II утвердил Положение о первой всеобщей переписи населения Российской империи. В нем говорилось, что перепись "есть дело для России совершенно новое, никогда в ней до сих пор не бывалое. Перепись эта будет состоять в том, что будут пересчитаны поодиночке все жители государства для того, чтобы Правительство могло знать верные числа или счет населения как во всем государстве, так и в каждой отдельной губернии, в каждом уезде, в каждой волости, селении и усадьбе". Перепись должна была состояться 28 января 1897 года и собрать данные о каждом жителе страны по 14 признакам:

ЛИСТ 1

Перепись должна была состояться 28 января 1897 года и собрать данные о каждом жителе страны по 14 признакам:

1. Имя.
2. Семейное положение.
3. Отношение к главе хозяйства.
4. Пол.
5. Возраст.
6. Сословие.
7. Вероисповедование.
8. Место рождения.
9. Место прописки.
10. Место жительства.
11. Родной язык.
12. Грамотность.
13. Занятие.
14. Физические недостатки.

Эти признаки у Вас на 1 листе. Что вызывает интерес?

Действительно, по переписи 1897 года численность населения в пределах границ современной России составляла 67,5 млн. чел. из 124,6 млн. чел. населения Российской империи.

Вспомните год последней переписи (2010), планируемой? (2020) Почему?

Работа с учебником страница 173

Сделайте вывод.

Составьте столбиковую диаграмму “Численность населения ведущих стран” (Беркута)

Работаем с таблицей 10 страницей 174 “Население России (по данным переписей населения, млн. чел.)

Анализ таблицы. (Численность росла, но в отдельные периоды катилась вниз)

ЛИСТ 2

У Вас на партах 2 лист “График изменения численности населения Павловского Посада” (Топилин)

61 700 человек 2005 год
61 400 человек 2008 год
61 615 человек 2009 год
63 711 человек 2010 год
63 700 человек 2011 год
64 383 человек 2012 год
64 989 человек 2013 год
65 592 человек 2014 год
65 800 человек 2015 год

Вывод: Численность населения Павловского Посада медленно возрастает

Работа с таблицей 11 стр. 175 “Потери населения России в 20в., млн. чел.”

Анализ таблицы

Итак, демографических кризисов было несколько в России.

Для нашей страны, как и для большинства развитых стран характерен демографический кризис. Причем таких кризисов в истории России было несколько.

Задание 3.

1) Используя график рис. 168 на стр. 233 определите, как изменялась численность населения России.

2) В какие исторические периоды кривая линия резко изменила свой ход? В какой временной отрезок кривая “пульсирует”? Какие исторические события происходили в нашей стране в этот период?

Действительно, по переписи 1897 года численность населения в пределах границ современной России составляла 67,5 млн. чел. из 124,6 млн. чел. населения Российской империи. Первый демографический кризис случился в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг. и гражданской войны 1918-1921 гг. По разным источникам Россия в ходе военных действий за 1914-1917 гг. потеряла 7 млн. чел., а вместе с гражданским населением и эмигрантами после революции - 15 млн. чел. Потери несла русская армия на фронтах, велики были потери в гражданской войне участвовавших в ней сторон – кранных, белых, зеленых, гражданское население погибало от голода и эпидемий тифа и “испанки”. Естественная убыль до 1,5 в год сочеталась с массовой эмиграцией.

Следующий демографический кризис пришелся на начало 30-х годов – первый этап индустриализации и коллективизации. В 1933 г. разразился массовый голод. Но люди погибали не только от голода, сотни тысяч крестьян высылались на север, в Сибирь, репрессии 1937 года так же оставили свой неизгладимый след. Общие потери на тот период составили 5-6,5 млн. чел.

Самым тяжелым по последствиям был кризис, связанный с Великой Отечественной войной. Многие ушли на фронт и не вернулись с поля боя. Рождаемость упала втрое по сравнению с предвоенным 1940 г. Труднее определить показатели смертности. Общие людские потери СССР определяются цифрой в 27 млн. чел. – вооруженные силы и гражданское население. Такую численность Россия смогла бы восстановить при условии высокого естественного прироста только через 10 лет.

Современный демографический кризис вызван неуклонным снижением рождаемости на фоне заметно повысившейся смертности.

Чтобы оценить влияние демографического кризиса на численность населения необходимо не только суммировать уже приведенные цифры, но и рассчитать количество не родившихся детей. В годы ВОВ число родившихся было почти вдвое меньше, чем в предыдущие годы. Спустя 20-25 лет, в конце 1960г. Дети войны вступили в брачный возраст, но число молодых семей было гораздо меньше, чем могло бы быть. Так проявилось “демографическое эхо войны”. Еще через 20-25 лет ситуация повторилась – это “второе эхо войны”.

  • А сегодняшний кризис здесь отражён? Назовите причины сегодняшнего демографического кризиса.
  • Давайте посмотрим на построенные графики.
  • Так что же такое воспроизводство населения? (стр.176)
  • Составьте схему типов воспроизводства населения.

Анализ таблицы. Помня об этом, нельзя допускать новых потерь и нужно беречь людей, свою нацию – это главное богатство России.

- Что влияет на изменение численности населения? (Естественный прирост)

Формула Е=Р-С

Е +, если Р больше смертности

Е=0, если Р =С

Е-, если Р меньше смертности: убыль, кризис, депопуляция

Рассчитайте естественный прирост населения по данным в таблице:

Год Рождаемость на 1000 жителей Смертность на 1000 жителей Среднее число детей, рожденных одной женщиной Естественный прирост на 1000 жителей
1986 17,2 10,4 2,18 6,9
1987 17,2 10,5 2,23 6,7
1988 16,0 10,7 2,13 5,3
1989 14,7 10,7 2,01 3,9
1990 13,4 11,2 1,89 2,3
1991 12,1 11,4 1,73 0,7
1992 10,7 12,2 1,55 -1,5
1993 9,3 14,5 1,36 -5,2
1994 9,5 15,7 1,39 -6,2
1995 9,2 15,0 1,34 -5,8
1996 8,9 14,2 1,27 -5,3
1997 8,6 13,7 1,21 -5,1
1998 8,8 13,6 1,23 -4,8
1999 8,3 14,7 1,16 -6,4
2000 8,7 15,3 1,20 -6,6
2001 9,1 15,6 1,22 -6,5
2002 9,7 16,2 1,29 -6,5
2003 10,2 16,4 1,32 -6,2
2004 10,4 16,0 1,34 -5,6
2005 10,2 16,1 1,29 -5,9
2006 10,4 15,2 1,30 -4,8
2007 11,3 14,6 1,41 -3,3
2008 12,1 14,7 1,49 -2,1
2009 12,4 14,2 1,54 -1,8
2010 12,4 14,3 1,45 -1,9
2011 12,6 13,5 1,44 -1,9
2012 13,3 13,3 1,49 0

Данные газеты “Павлово-Посадские известия” за 2014 г (от января 2015 г):

Родилось 987 младенцев, умерло 1430 ч. Чему равен Е пр? (-443 ч)-абсолютный показатель

Определите относительный на 2014 г (Ч=65592) Е=-0,675 процента=-6,7 промилле (на доске и в тетрадях).

ЛИСТ 3

Паспорт социально-экономического положения города Павловского Посада

Наименование показателей Единица измерения 2013 год
Население    
Численность постоянного населения (на конец года) человек 65592
Численность постоянного населения (на начало года) человек 64989
Плотность населения человек на гектар 16,8
Число родившихся    
Всего человек 782
На 1000 населения промилле 12,0
Число умерших человек 1014
На 1000 населения промилле 15,5
Естественный прирост (убыль)    
Всего человек -232
На 1000 населения промилле -3,5
Прирост (убыль) населения за счет миграции    
Всего человек 835
На 1000 населения промилле 12,8

Вывод: Павловский Посад имел отрицательный прирост населения в 2015г. -3,5 промилле, положительный механический прирост 12,8 промилле, население по сравнению с прошлым годом выросло на 208 чел. за счёт механического прироста

В городских условиях (город Павловский Посад и рабочий посёлок Большие Дворы) проживают 82,81% населения района.

Учитель: “Поскольку основная причина снижения численности – это рост смертности, то давайте остановимся на таком важном вопросе – как причины роста смертности.”

Предполагаемые ответы: обсуждаем и в итоге записываем в тетрадь.

Причины роста смертности:

1. Старение нации (22% старше 65 лет) Источники: Всемирный банк, Росстат, “Эксперт”

2. Вредные привычки (в год -1,3 млн. чел. гибнет)

3. Нарушение техники безопасности

4. Плохая экология -30% болезней

Почему же сейчас в семьях по 1-реже 2 детей?

Предполагаемые ответы: записываем в тетрадь.

Причины снижения рождаемости:

1. Снижение детской смертности (до революции 40 %, сейчас -7% - это до года.)

2. Появление соц. защиты

3. Распад патриархальной семьи

4. Эмансипация - уравнивание в правах

5. Рост уровня образования

6. Рост затрат на образование и воспитание

7. Урбанизация

8. Неуверенность в завтрашнем дне

Социологический опрос класса (подсчёт ведёт статист)

  • Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, мамы?
  • Сколько детей в вашей семье?
  • Сколько бы вы хотели иметь детей?
  • В каком возрасте вы бы хотели иметь детей в будущем?
  • Сколько детей в вашей семье?

Каков прогноз на будущее? (подведение итогов)

  • Кто составил генеалогическое древо?
  • Какие процессы, происходящие в стране, подтверждают полученные данные?

(Снижение численности населения)

Механическое движение населения – изменение численности населения за счет прибывших и выбывших из страны.

Таким образом, численность населения не стоит на месте, она постоянно меняется. Приглашаю двоих учеников к доске. Игровой момент: один ученик является эмигрантом, второй иммигрантом. Расскажите что Вы сделали, откуда и куда переселились?

Таблица 13 стр. 178 “Прогнозы изменения численности населения России, млн. чел.”

У Вас на столах листочки, на которых напишите пожелание, возникшее после этого урока. Адресата выберите самостоятельно. Это может быть вымышленное лицо.

Домашнее задание: параграф 43-44, рабочая тетрадь №2, урок 44.