Разработка урока на тему "Однокоренные (родственные) слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (694,8 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи:

  • Познакомить с признаками однокоренных слов; учить выделять общую часть родственных слов.
  • Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные.

Оборудование: учебник, таблица “Признаки однокоренных слов”, картинки с изображением деревьев, разноуровневые карточки для самостоятельной работы, интерактивная доска.

Ход урока

Сообщение темы и целей урока

На доске записаны слова (работа проводится на интерактивной доске):

гора

горный

гористая

горе

хорошо

хороший

прекрасный

хорошенький

- Найдите лишнее слово

- Давайте сравним слова в первом столбике. (Здесь лишним будет слово горе, т.к. оно не связано с горами. Значение у этого слова другое, отличное от остальных. А общая часть (корень) одинаковая у всех слов.)

- Рассмотрим слова, записанные во втором столбике. (Значение у всех слов одинаковое, а общая часть в одном из слов отличается от остальных. Следовательно слово прекрасный будет лишним.)

Тема нашего урока: “Родственные (однокоренные) слова”

Чистописание

- Работая над словами в столбиках, мы услышали слово “корень”. Давайте это слово запишем в чистописании.

- А теперь научимся его выделять в словах.

- Спишите слова в столбиках.

- Что вы можете сказать о словах второго столбика? (Во втором столбике есть словарные слова.)

- Выделите корень. Общую часть выделяем по буквам, ставим точку за последней одинаковой буквой и ведём дугу, похожую на шляпку гриба, влево.

Работа над новой темой

1. Работа по учебнику с.43

- Прочитайте вопрос Почемучки.

- Мы с вами самостоятельно добыли эти знания и ответили на этот вопрос.

- Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова под рисунками.

- Почему эти слова называют родственными? (Имеют общую часть и общее значение.)

2. Сведения о языке с.43

- Прочитайте правило.

- Какие слова называются родственными?

- Как называется общая часть?

- Какие слова называются однокоренными?

- Посмотрите на таблицу на доске.

Однокоренные (родственные) слова

1. Общая часть.

2. Общее значение.

- Что же такое однокоренные слова?

3. Выполнение упражнения №291

- Прочитайте слова. Найдите для каждой пары слов общую часть.

Две пары можно разобрать коллективно у доски, остальные выполнить самостоятельно по вариантам. По одному человеку от каждого варианта работают с обратной стороны доски. Проверяем: каждый ученик читает свою пару, доказывая, что это однокоренные слова.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем.
Крылья сложили назад.

Закрепление

На доске иллюстрации деревьев.

- Назовите деревья. (Сосна, ель, кедр.)

- Какие это деревья? (Хвойные.)

- Что вы знаете о них?

- Запишите их названия в столбик. (Параллельно ведётся работа над безударными гласными в корне слова.)

- Как называются шишки этих деревьев? Запишите.

- В получившихся парах слов выделите корень.

(Обратить внимание на то, что корень несёт какой-то смысл. По нему можно догадаться, о чём идёт речь. Сравните: кедр и сочетание оро.)

- Придумайте предложение с одним из этих слов. Запишите.

- Посмотрите на следующую иллюстрацию.

- Что здесь изображено? (Корень дерева.)

- Объясните значение слова корень.

- Прочитайте пословицу на с. 42

- Объясните смысл.

Самостоятельная работа

- У каждого на парте лежит карточка. Переверните её и выполните задание самостоятельно.

Детям представлены карточки трёх цветов, разного уровня сложности.

Выдели корень в словах.

Сад – садовый

Лес – лесной

Зима – зимний

  

Вставь пропущенные буквы и выдели корень.
Помни: корень в однокоренных словах пишется одинаково.

Сад – с...довый

Лес – л...сной

З...ма – зимний

  

Подбери и запиши однокоренные слова, отвечая на вопрос какой.
Выдели корень.

Сад - _ _ _ _ _ _ _

Лес - _ _ _ _ _ _

Зима - _ _ _ _ _ _

Проверка проводится коллективно.

Итог урока

  • Какие слова называются однокоренными?
  • Назовите признаки однокоренных слов.

Отметки за урок

Домашнее задание

  • Выполнить упр. № 293, выучить правило.