Повышение мотивации учащихся-аутистов средствами урочной и внеурочной деятельности к английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Инклюзивное образование


Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя.
Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно стать дисциплинированным
человеком и приобрести навык, который пригодится в будущем...
М.А. Булгаков

В нашем обществе роль изучения иностранного языка очень велика. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья стремятся дать им языковое образование. Языковое образование как процесс направленно на приобщение учащихся к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление своей культуры, привитие им готовности к диалогу и толерантности по отношению к иным языкам и культурам. Сегoдня иностранный язык начинают изучать со 2 класса и я столкнулась с такой проблемой, как обучение детей с ограниченными возможностями здоровья(инвалидами). Из-за наличия того или иного заболевания, заметила, что у таких детей зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость, они не могут проявить себя в классе, держатся обособленно от остальных детей. В связи с этим необходим комплексный подход в воспитании и развитии данной категории детей. Столкнувшись с проблемой, я стремлюсь к пoиску эффективных методик, приемoв и технологий, которые бы решали образовательные и воспитательные задачи.

Подход, при котором эти дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в школах вместе со своими сверстниками, является приоритетным. Требования к специальным условиям получения образования детьми с ОВЗ и инвалидностью, отражены в ФГОС НОО и в Проекте СФГОС НОО детей с ОВЗ, а для детей-аутистов в проекте “Специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра” В документах отмечается, что результатом реализации требований должно быть создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей, гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Сегодня инклюзивное образование заключается в том, что все дети, несмотря на свои особенности включены в общую систему образования. Такие дети учатся практически во всех школах. Обучаются они и в нашей школе:

ф. и. характеристика
Н. Ф. Пассивна, присуще произвольная деятельность. Интеллектуальное развитие оценивается как нормальное. Учит много наизусть. Пользуется простыми речевыми штампами. Отсутствует живая мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Наблюдается способность к общению. Родители заинтересованы в воспитании и развитии ребенка. В школу девочку сопровождает мама.

В проекте “Специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с нарушениями развития аутистического спектра” представлен анализ современных подходов к образованию и воспитанию детей-аутистов. Я считаю, что они могут реализовать свой потенциал социального развития при условии организованного обучения и воспитания и эта проблема чрезвычайно актуальна для российского общества. Кто же они – дети-аутисты? К.С. Лебединская под термином аутизм понимает “отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой”. Это дети с нарушением психики в нескольких областях, при которых доминируют трудности связанные с приобретением коммуникативных, речевых, моторных и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении. Ребенку-аутисту, у которого наблюдается отставание в развитии речи и низкая социальная мотивация, сложно установить контакт со сверстниками без помощи взрослого. Они имеют сложности из-за отсутствия дифференцированного обучения; ориентации школы на среднего ученика; отсутствия программ, в которых не учитываются индивидуальные возможности усвоения учебного материала; повышения требований к качеству образования и медицинскими ограничениями в обучении, связанные с уменьшением нормативной учебной нагрузки. Столкнувшись с такой проблемой впервые на протяжении многих лет своей педагогической деятельности и для устранения данных противоречий, я попробовала создать собственную систему работы с такими детьми.

Для таких детей необходимо создать условия для развития и выработки “академического” компонента и компонента “жизненной компетенции” за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации и готовности его к активной жизни в семье и социуме. Мою работу с ребенком-аутистом я представляю в виде схемы:

В разработанной авторской программе обучения “Мы вместе” учтены мнения специалистов. Трудности при работе с детьми -аутистами связаны с заболеванием и пропусками уроков из-за болезни, влияющими на процесс обучения и усвоения материала. При 2 часах английского языка в неделю сложно развить языковую компетенцию обучающихся, умение аудирования, говорения, чтения, совершенствовать письменную речь, а также воспитать творческую, социально-активную языковую личность.

Для аутистов изучение иностранного языка-открытие нового мира. Успехи в изучение языка могут превзойти все ожидания родителей, а могут быть и едва заметными. В любом случае отмечается прогресс “отстающего” по другим направлениям жизни. Так как для аутичного ребенка характерен идеально организованный порядок школьной жизни и максимально предсказуемый процесс обучения и он зависим от их сохранения, то для продуктивного обучения придерживаюсь некоторых принципов построения каждого урока и рекомендаций школьной медсестры и психолога.

В своей работе я использую разные формы и методы, которые бы способствовали отработке форм учебного процесса и поведения, облегчали усвоение учебной программы, т.е. оказываю помощь в постепенном и последовательном освоении более сложной и динамичной образовательной среды, используя принцип построения занятий от простого к сложному. Самым простым из них является наблюдение за ребенком во время уроков, которое позволило мне сделать вывод, что для обучения ребенка предпочтителен первый вариант специального стандарта (цензовый уровень), так как этот вариант предполагает возможность получения образования, соотносимый по уровню академического компонента с образованием здоровых сверстников. Таким образом, я считаю, что перспективной формой обучения ребенка представляется постепенная, индивидуально дозированная и поддержанная интеграция в класс детей с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации, направленная на:

- формирование адекватного учебного поведения;

- установление эмоционального контакта с ребенком;

- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;

- соблюдение структуры урока

- учет специфики усвоения информации при организации и подаче учебного материала;

- поддержку ребенка в осмыслении жизни, оснащение его необходимыми навыками коммуникации и социального взаимодействия;

- помощь ребенку в развитии самосознания, осмыслении собственного жизненного опыта и выстраивании жизненных планов;

Аутичный ребенок испытывает трудности в организации социальных контактов, но он испытывает и потребность в них, поэтому общаясь с ребенком, выражаюсь как можно яснее, говорю просто и ясно, не используя сложных конструкций, употребляя только ключевые слова, говорю так, чтобы ребенку было легко понять. Так как ребенку трудно осваивать любой новый вид деятельности и стремится она выполнить все хорошо, то на первых этапах работы я подбираю такие задания, с которыми ребенок обязательно справится. При этом не забываю про похвалу, которая поможет закрепить успех и повысить уверенность ребенка, а доброжелательный тон и слова поддержки создадут положительную эмоциональную атмосферу. Таким образом, делаю акцент на положительную мотивацию. Важно следовать за естественной потребностью ребенка в познавательной деятельности. Часто предлагаю задания, которые девочка выполняет с удовольствием. Например, при работе над английским алфавитом, Н. лучше всех выучила стихи про буквы алфавита. Она любит расставлять цветные карточки с буквами в алфавитном порядке и соединять заглавную букву с маленькой. Правила и условия выполнения упражнений по различным видам речевой деятельности должны обсуждаться с ребенком. Ребенок должен знать что, он должен знать и уметь. В этом мне помогает “Рабочая тетрадь”, которую я разработала специально для ребенка, где написано какую оценку ребенок может получить за выполнение задания.

Для детей-аутистов это важно т.к. это способствует самоорганизации ребенка. С целью выведения более объективной итоговой отметки необходимо ежедневное оценивание работы ребенка, для того, чтобы единичная отметка за итоговую работу не стала решающей. Вот, например: упражнения из рабочей тетради на отработку навыков запоминания алфавита.

“Задание 6. Зайка рассыпал бусинки. Соберите бусинки на ниточку, чтобы получилось ожерелье”. (Бусинки должны быть в алфавитном порядке)

Или, “ Задание 19. Поставь слова в предложении в правильном порядке и раскрась картинку”.

a is it umbrella green blue a it fish is
cat a is grey it It ship brown is a
egg yellow it a is pink it a is cake

Выполнение заданий по рабочей тетради помогает снять напряжение, обеспечивает эмоциональную вовлеченность, способствует развитию познавательного процесса, что в конечном итоге позволит достичь ребенком коммуникативной компетентности. На выполнение упражнений предоставляю неограниченное время для выполнения работы, т.к. это повышает ее качество.

Упражнения на метод подстановки букв и слов способствует развитию умения воспринимать предложение целиком, переводить его в уме на родной язык, что развивает мыслительную деятельность, закрепляет знания и вырабатывает хорошие навыки, появляется способность к анализу и логическому мышлению. Она успешно подбирает к рисункам заголовки или подходящие по смыслу лексические единицы или словосочетания.

Развивать навыки коммуникации и социализации мне помогает организация парной работы, работы в микрогруппах, ролевых играх. Такие занятия помогают ребенку определить эмоции других детей, а также свои эмоции. На уроках использую такой метод работы, как театрализация. Так было на открытом уроке-сказке про глагол “to be” во 2 классе, где ребенок принимал участие в постановке сказки (где ребенок играл одну из главных ролей), где в процессе урока была привлечена мама ребенка(использование методики игры с правилами)во время динамической паузы, что является вовлечением ребенка в языковое творчество, тем самым повышая мотивацию к изучению языка.

Так как у ребенка проблемы с письменной речью, то как итог усвоения ребенком материала по теме, была проведена работа с электронным тестом на компьютере, что способствовало повышению познавательной активности, при этом строго соблюдая нормы работы на компьютере (не более 10 минут). На данном тесте отрабатывался механизм с использованием метода подстановки правильной формы глагола “to be” в уже готовые предложения. Например:

  1. My name ...Nick (is, are, am).
  2. His dog...grey (are, am, is).
  3. They ... brothers (is, are, am).
  4. She...a pilot (am, is, are).
  5. Her bears...brown (are, is, am).
  6. Sally and I... sisters (is, are, am) и т.д.

Для обучения детей с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: “я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю”. Поэтому весь учебный материал подкрепляю визуально. Для расширения словарного запаса использую как можно больше картинок, схем или зрительные опорные сигналы, которые помогают ребенку сосредоточиться на актуальной информации.

Считаю, что образование ребенка с аутизмом на начальной ступени будет качественным и удовлетворять взрослых, если ребенок будет продвигаться по обоим направлениям – компонентам “академическому” и “жизненной” компетенции. Наблюдения показывают, что такая работа приводит к повышению мотивации к изучению предмета.

Очень важна оценка для ребенка-аутиста.

При оценивание результатов работы ребенка, важно не перехвалить его, но и недооценить его результаты тоже нельзя. При этом ученик должен знать, по каким критериям его оценивают, за что хвалят, если он сам не может критично отнестись к собственным результатам.. Для этого я например:

  • заранее знакомлю ребенка с материалом, который все дети только будут изучать;
  • стараюсь подготовить наглядный материал, которым могут пользоваться все ученики;
  • знакомлю ребенка с критериями оценки результатов учебной деятельности;

Одной из задач в создании условий для социализации ребенка является его вовлечение во внеурочную деятельность. Это происходит через участие Н. в олимпиадном школьном движении для учащихся начальной школы, участии в творческих конкурсах разных уровней. Девочка принимала участие в международном конкурсе “Я-энциклопедия”, где была награждена дипломом III степени (2014-2015 уч. год).

Не оставлены без внимания и родители ребенка. Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична. Семья является ближайшим окружением ребенка, ее отношение к ребенку, определяют эффективность обучения. Поэтому работа направлена не только на ребенка, но и на его семью, на ее информирование. Провожу консультирование родителей детей по вопросам развития способностей по предмету. Советую родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния за мимикой, жестами. Ведь иногда только случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

Знания педагога и родителей об особенностях развития и поведения ребенка должны дополнять друг друга и быть основой для выработки единой стратегии и тактики по отношению к ребенку - в образовательном учреждении и дома. Советую поддерживать контакт с психологом и врачом, оказывать помощь в выполнении домашнего задания, терпеливо объяснять ребенку, поддерживая привычный для него порядок вещей. Только в результате сотрудничества обучение будет эффективным. Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа с родителями-это единственная возможность оказать помощь данному ребенку в сложном для него мире.

Для успешного взаимодействия, в своей работе использую диагностики, которые охотно предоставляет школьный педагог. Диагностическую информацию сравниваю, анализирую, обобщаю, делаю выводы для дальнейшей работы. В течение всего учебного года слежу за динамикой успеваемости и качеством знаний в учебе девочки:

Позитивная динамика формирования “академического компонента” в учебной деятельности по усвоению программы по предмету;

год, класс триместры оценка за год средний балл
1 триместр 2 триместр 3 триместр
2014-2015 уч.год (2класс) 3 4 4 4 3,6
2015-2016 уч.год (3 класс) 4 4 5 4 4,3

Выработка умений применять знания в нестандартных и проблемных ситуациях с формированием регулятивных УУД, входящие в “жизненный компонент”.

Сохранение здоровья: ухудшение здоровья не наблюдается.

Таким образом, годы работы в школе меня привели к убеждению, что только кропотливая и индивидуальная работа с описываемым ребенком обеспечит его благополучное развитие. Использование индивидуального подхода, методов и форм в работе с данной категорией детей, позволило улучшить результаты обучения, повысить мотивацию и сохранить здоровье девочки.