Интегрированное занятие «Съедобное и несъедобное»

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • формировать основы экологической культуры;
  • познакомить детей с разнообразием грибов, выделить группы съедобных и несъедобных грибов;
  • рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов;
  • формировать умение понимать образный смысл загадок;
  • совершенствовать навыки работы с пластилином;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми;
  • развивать умение детей пользоваться стекой для придания выразительности;
  • развивать словарь детей, обогащать его названиями различных грибов;
  • развивать творчество детей

Материал и оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • муляжи грибов;
  • корзинки;
  • пластилин;

Предварительная работа:

  • разучивание стихотворений;
  • отгадывание загадок;
  • рассматривание иллюстраций;
  • знакомство с пословицами.

Действующие лица:

  • Незнайка – ребенок

Ход занятия

Дети сидят на стульях полукругом.

Воспитатель. Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать тему сегодняшнего занятия.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.

Дети. Грибы.

Воспитатель. Да, ребята, речь пойдет о грибах. Какие грибы вы знаете?

Дети. Подберезовик, подосиновик, лисички, белый гриб, сыроежки.

Воспитатель. А где они растут?

Дети. Они растут в лесу под деревьями, под листвой, на пеньках, на полянке.

Воспитатель. А вы видели эти грибы? Тогда вы их сможете легко узнать. А кто не видел – посмотрит и запомнит, как они выглядят, чтобы узнать в лесу.

(на экране изображение съедобных грибов)

Воспитатель. А знаете ли вы стихотворения о грибах?

(дети рассказывают стихотворение “Грибы”)

1-й ребенок.

Веселятся на полянке
Мухоморы и поганки.
Где лисички? Где сморчки?
Рыжики? Боровики?

2-й ребенок.

Грузди и опятки,
Не играйте в прятки!
Вас я в листьях погляжу,
И в корзинку положу

Воспитатель. Молодцы! В этом стихотворении говорится о многих грибах. А все ли грибы можно употреблять в пищу?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Есть грибы ядовитые, их нельзя кушать.

Воспитатель. Недаром говорят: “Не всякий гриб в лукошко кладут”. Какие грибы нельзя употреблять?

Дети. Мухомор, бледные поганки, желчный гриб.

(на экране изображение ядовитых грибов)

Ребенок.

В красной куртке мухомор
Гордо сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдем на косогор

(на экране крупным планом изображение мухомора)

Воспитатель. Ребята, есть грибы съедобные и несъедобные, грибы двойники – опенок ложный, лисичка ложная. А скажите, съедобные грибы сразу можно есть?

Дети. Нет. Их нужно варить, солить, жарить.

Проводится игра “Съедобный – несъедобный”.

(воспитатель загадывает загадки, а дети отгадывают и называют, какой гриб, съедобный или не съедобный, правильный ответ поощряется фишкой)

(после ответа на экране появляется картинка с изображением гриба)

Загадки: 

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос  пестрый,
Как Петрушка, ядовитый...
(мухомор)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я.
(подосиновик)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.
(белый гриб)

Я очень похож на белый гриб,
Но,  в отличие от него, всегда ядовит,
У меня желтоватая ножка,
Если ты меня разломишь,
То сразу краснеет, потом посинеет,
А белый грибок постоянно белеет.
(желчный гриб) .

Растут в лесу сестрички, рыжие...
(лисички)

Расту я рядом с настоящей рыжей сестричкой,
На нее и похожая, но шляпка моя темней,
Собирать меня нельзя,
Ведь я ядовита вся...
(ложная лисичка)

Нет грибов дружней, чем эти
Знают взрослые и дети –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу.
(опята)

Нет чешуек на шляпе моей и кольца на ножке
Есть меня нельзя, так какой же  опенок я,
Угадайте, друзья?
(ложный опенок)

Растут на опушке
Рыжие подружки.
А зовут их... (волнушки)

Воспитатель. Итак, ребята, вы очень много знаете о грибах, давайте проверим эти знания на деле. Немножко поиграем. Представьте себе, что мы идем в лес. Возьмите корзинки и отправимся.

Вдруг появляется Незнайка: Здравствуйте, ребята! Возьмите меня с собой.

Воспитатель. Незнайка, а ты знаешь, какие грибы нужно собирать в корзину, ты ведь не был на нашем занятии, опоздал как всегда.

Незнайка. Не волнуйтесь, ребята, я постараюсь.

Воспитатель. Ну, дети, возьмем Незнайку с собой?

Дети. Да, конечно!

Воспитатель. Берите корзинки, и пойдемте в лес. Встречаемся мы с вами  на “полянке”.

(на ковре расставлены муляжи грибов)

Незнайка собирает мухоморы, бледную поганку, ложную лисичку.

Дети собрали грибы и уселись на полянке, показывают, сколько грибов они собрали.

Незнайка хвастается: ребята, посмотрите, сколько я грибов красивых набрал.

Дети смеются, так это же ядовитые грибы!

Дети объясняют Незнайке, что они ядовитые, ими можно отравиться

Воспитатель. “Мухомор красен, да для здоровья опасен”. Это грибы ядовитые, но их не нужно рвать, топтать, потому что они нужны обитателям леса. Звери ими лечатся.

Воспитатель. Незнайка! Нужно знать, какие грибы можно собирать, а какие нет.   Ребята, давайте пригласим Незнайку к нам на лепку.

Воспитатель. дает задание вылепить только съедобные грибы. После лепки дети обсуждают, у кого какие получились грибы.

Незнайка благодарит ребят за знания, которые они ему дали о грибах. Прощается и уходит.