Внеклассное мероприятие "Детство, опаленное войной"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Патриотическое воспитание


Цели:

  • расширить знания детей о войне, рассказать, как трудно было детям пережить военное лихолетье;
  • заинтересовать учеников неизвестными фактами о детях военной поры;
  • воспитание уважения к защитникам Родины;
  • воспитание патриотических чувств.

Оборудование: медиапроектор ,видеоролики, плакаты, буклеты.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя.

Москва-Берлин по прямой 1600км.
Ехать поездом 4 суток, а самолётом 2 часа.
С боями, перебежками, ползком - 4 года, 1418 дней, 37000 часов.

27 млн. погибших за 1418 дней.
Погибало 13 человек в минуту!
Если в стране по каждому погибшему объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года!

Песня “Кино идёт”

http://songspro.ru/3/voyna/tekst-pesni-Kino-idetvoyuet-vzvoddalekiy-god-na-plenke-staroy

Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними и память о войне. Сейчас мы уже говорим о поколении,которое называют “ дети войны”.Эти девчонки и мальчишки не играли в войну-они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему.Они совершали подвиги не за награды-просто они очень хорошо знали цену таким словам, как патриотизм, подвиг,доблесть,самопожертвование,честь,Родина.В советское время о детях-героях писали книги,стихи,пели песни,снимали художественные фильмы.Их именами называли улицы,школы…Ведь жить-значит оставаться в благодарной памяти людей!Когда-то один из руководителей страны предложил поставить детям-героям памятник из бронзы и мрамора, чтобы люди, увидев этот памятник, плакали и восхищались. Но до сих пор такого памятника, известного всей стране, нет. Но это не значит, что эти ребята должны быть забыты. Это значит, что таким памятником должна стать наша Память.

Сегодня мы расскажем о детях, которым пришлось пережить страшное военное время.

Презентация

1 ученик:

Лёня Голиков.

Леня Голиков был не просто рядовым партизаном, а бригадным разведчиком 67 отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады. Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Всего участвовал в 27 боевых операциях. На счету разведгруппы, в которую входил Голиков, значились 78 немецких солдат и офицеров, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".

В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал на шоссе Луга - Псков легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Ричард фон Виртц. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза. В одном из боёв в 1943 г Лёня пал смертью храбрых.

2 ученик:

Валя Котик.

Когда немцы оккупировали Шепетовский район, Вале Котику было всего 11 лет.

На боевом счету мужественного пионера находятся и другие подвиги - успешные подрывы шести складов и железнодорожных эшелонов, а также многочисленные засады, в которых он принимал участие. В обязанности Вали Котика входила и добыча информации о расположении немецких постов и порядка смены их караула.

За проявленные героизм, мужество и неоднократно совершенные подвиги, пионер Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени и орденом Ленина, а также медалью “Партизану Отечественной войны” II степени.

Шестнадцатого февраля 1944 г. 14-летний герой получил смертельные ранения в бою за освобождение города Изяслав Каменец-Подольский. Он умер на следующий день, 17 февраля и был похоронен в центральном парке г. Шепетовка.

3 ученик:

Зина Портнова.

В июне 1941 года девочка на школьные каникулы приехала в деревню Зуя, возле станции Оболь Витебской области. После вторжения фашистов на территорию советского Союза Зина оказалась на оккупированной территории. Уходить с беженцами она не захотела, поэтому решила остаться в городе Оболь.

В августе 1943 г. Зина становится разведчицей партизанского отряда. Девушка участвует в подрывах эшелонов. Обольское подполье в 1943 году было практически разгромлено. При помощи провокаторов гестапо собрало всю необходимую информацию, а также осуществило массовые задержания. Командование партизанского отряда приказало Портновой установить связь с оставшимися в живых. Связь она успела установить, а доложить в отряд об этом – нет. При допросе в гестапо Зина выхватила пистолет следователя и мгновенно застрелила его. Девушка выбежала из здания и бросилась к реке в надежде спастись вплавь, однако не успела добежать до воды. Немцы ранили Зину и схватили. Пытки длились больше месяца, однако Зина не сдала имён других подпольщиков.

13 января 1944 года ее расстреляли в тюрьме. 1 июля 1958 года Зине Портновой посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

4 ученик:

Марат Казей.

Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно помирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

5 ученик:

Володя Дубинин.

Когда грянула Отечественная война, Володе было всего 14 лет. Вместе со взрослыми он ушел в Старокарантинские каменоломни.

Поскольку Володя был самым маленьким, то ему удавалось выбираться на поверхность по очень узким лазам не замеченным врагами.

. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны.

Со своими товарищами Ваней Гриценко и Толей Ковалевым Володя Дубинин часто ходил в разведку. Юные разведчики приносили в отряд ценные сведения о расположении вражеских частей, о количестве гитлеровских войск. Опираясь на эти данные, партизаны планировали свои боевые операции. Именно разведка помогла отряду в декабре 1941 г. дать достойный отпор карателям. Во время боя в штольнях Володя Дубинин подносил партизанам боеприпасы, а потом и сам встал на место тяжелораненого бойца.

2 января юный герой погиб, подорвавшись на мине. Володя Дубинин похоронен в партизанской могиле, неподалёку от каменоломен.

6 ученик:

Тихон Баран.

О подвиге 12-летнего белорусского пионера Тихона Барана узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясённый подвигом мальчишки, он записал: "Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются, как герои".

.21 января 1944 года, выполняя задание командования, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую на рассвете окружили фашисты и решили стереть с лица земли вместе с жителями как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестёр. Гестаповец, который командовал расстрелом, ещё в тюрьме приметил мальчишку и догадался, что тот является партизанским связным.

Через час все девятьсот пятьдесят семь жителей деревни были расстреляны, а оцепеневшему от ужаса Тихону, которого держали два дюжих солдата, гестаповец приказал: "А ты покажешь нам, где спрятаны партизаны".

Тихон внешне согласился и повёл в метель немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.

- Куда ты нас привёл?! - закричал офицер.

- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. - Это вам за всё, гады: за маму, за сестёр, за родную деревню!

Прозвучал одиночный выстрел. В панике метались фашисты по болоту, которое медленно засасывало их.

7 ученик:

Ваня Фёдоров.

Битва под Сталинградом, 1942 год. Район площади Дзержинского и тракторного завода кромсали тысячи бомб. Пошли вражеские танки, изрыгая огонь, палили пушки. Убит наводчик Сергиенко, упал командир орудия Мишин. Ваня Федоров заменил погибших, палил по танкам. Горело 8 танков, один подбил Ваня. Сотни самолетов бомбят наши позиции. Опять пошли танки. Из 57 оставшихся от дивизии Очкин насчитал только 6 человек. На них идут десятки танков. Ваня гордится, что его командир воодушевляет бойцов и его, Ваньку: “Продержись, братишка!”

Вдруг Алексей увидел, что у Вани выпал из левой руки автомат: раздробило руку. Кровь хлестала из раны, но он остервенело швырял гранаты здоровой рукой. Но вот разорвался снаряд, и у юного бойца оторвало кисть другой руки. От бессилия у Вани выступили слезы. Лейтенант и бойцы видели, как над пылающей землей с гранатой в зубах поднялся Ваня и рванулся навстречу ревущему танку. Фашистский танк застыл, а за ним — вся бронированная колонна. Так шагнул в бессмертие Иван Федоров. Было ему неполных 14 лет. Его имя золотыми буквами высечено на красном мраморе в зале воинской славы на Мамаевом Кургане.

8 ученик:

Аркадий Каманин.

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза.

Когда началась война, Аркадий пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил

Учитель:

Имена этих героев нам известны, но сколько было тех, имена которых мы уже не узнаем никогда.
А. Твардовский.

РАССКАЗ ТАНКИСТА.

Был трудный бой. Всё нынче, как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут его, забыл его спросить...
Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен, 
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,— 
И не поймёшь, откуда бьёт.
Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился,— столько всяких дыр,
И вдруг к машине подбежал парнишка: — 
Товарищ командир, товарищ командир!
Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду 
На танке с вами. Прямо приведу.
Что ж, бой не ждёт.— Влезай сюда, дружище! —
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырём.
Подъехали.— Вот здесь.— И с разворота 
Заходим в тыл, и полный газ даём. 
И эту пушку, заодно с расчётом, 
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.
Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шёл большой пожар.
И помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал- 
Был трудный бой.
Всё нынче, как спросонку, 
И только не могу себе простить:

9 ученик:

Дети блокадного Ленинграда.

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах.

Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали как защитники города. Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детского почему?

Но детским чутьём они понимали, что пришла беда, большая беда.

Видеоклип Т..Гвердцетели “Дети войны”

10 ученик:

Таня Савичева.

Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”.   А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”

Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.

Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.

Песня “Журавли” (сл.Р.Гамзатова, муз.Я Френкеля)

Сейчас вы посмотрите ещё один видеосюжет, который мы не хотим заранее комментировать.

Видеоклип “Разговор внука с погибшим на войне дедом”.

Вы просмотрели видеоклип. Какие чувства и эмоции вызвало у вас увиденное?

Война-это величайшая трагедия в истории нашего народа. За то, чтобы мы жили сегодня счастливо, 27 миллионов человек отдали свои жизни. И мы должны быть достойны их памяти, мы должны правильно распорядиться тем, что они нам подарили, - нашу жизнь.