Познавательное и сенсорное развитие у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика


Дошкольный возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка,  они требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Именно поэтому в дошкольном возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги: сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д. Все это приводит к ограничению жизнедеятельности ребенка.

В работу педагога по развитию познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, входит сенсорное воспитание, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие мелкой моторики.

Сенсорное воспитание.

Сенсорное воспитание – это развитие   восприятия ребенком и формирование его   представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире

Дети с задержкой речевого развития способны выделять основные признаки предметов: форму, величину, цвет, допуская ошибки, в силу имеющихся нарушений в речевом развитии.

Сенсорное развитие  у детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.

Ознакомление с окружающим миром.

Знакомство ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами  и явлениями природы: живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром – это средство образования в их сознании реалистических знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

У детей с задержкой речевого развития имеются трудности в овладении знаний по ознакомлению с окружающим миром. У них наблюдается бедность словарного запаса, в силу данного нарушения, что препятствует полноценному освоению знаний: формированию у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире, формированию у   детей знаний о предметах и объектах окружающего мира, их назначении и функциях, расширению представления о ближайшем окружении.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушения познавательной деятельности обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. Такие дети часто отвлекаются, невнимательны, затрудняются в выделении признаков предметов и явлений природы, не умеют классифицировать предметы и называть группу предметов одним словом, часто путаются в обозначении частей тела и лица,  словарный запас ограничен.

Ознакомление с окружающим  обогащает чувственный опыт ребенка - учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Задания по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и речевого развития строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, в процессе ведущего вида деятельности – в игре.

Формирование элементарных математических представлений.

Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Дети с задержкой речевого развития чаще всего соотносят форму, величину, цвет предметов; иногда путаются в соотнесении понятий “большой-маленький”, “лево-право”; реже делают ошибки в воспроизведении порядкового счета в пределах “5”.

У детей с задержкой психического развития не сформированы понятия “большой-маленький”, они не соотносят форму, величину, цвет предметов, путаются в пространственном расположении предметов,  у них нарушено соотношение между частями, путаются в воспроизведении порядкового счета в пределах “5”. Это свидетельствует об отставании в развитии наглядно-образного мышления и в развитии логического мышления.

Игры - занятия, которые предлагаются детям, строятся в основном на действиях ребенка с разнообразными предметами. Цель занятий на этом возрастном этапе – не усвоить или “отработать” какие-то математические понятия, а ввести ребенка в специально организованные ситуации, которые образуют в его восприятии живые ассоциации. Иными словами, ребенок не знает, что он учится математике. Он общается с педагогом, играет, он занят интересным делом, которое у него хорошо получается (задача специалиста – организовать успешную деятельность), он испытывает радость и утверждается в своем умении делать все эти интересные вещи.  А укрепление уверенности в своих силах, возможностях своего интеллекта – одно из главных условий формирования познавательного интереса и познавательных способностей.

Развитие мелкой моторики.

Формирование мышления и речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование данных процессов совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно как при своевременном психическом развитии, так и в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Следовательно, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

У детей с задержкой речевого развития, наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Мышечный тонус рук ослаблен, что затрудняет формирование графомоторных навыков.

У детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата, задержкой психического развития выявляется отставание в развитии тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, затруднено формирование графомоторных навыков.

Для развития мелкой моторики используются “пальчиковые игры”. Они очень эмоциональны и увлекательны. Эти игры способствуют развитию мышления, внимания, памяти и речи ребенка. Они как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, стимулируются мыслительные процессы.

Таким образом, планомерная, целенаправленная коррекционно-развивающая работа по развитию познавательной сферы у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья позволяет устранить имеющие трудности у детей в освоении знаний об окружающем мире, способствует формированию элементарных математических представлений, развитию сенсорного восприятия и мелкой моторики рук.

Рекомендации родителям:

- Игры на сенсорное развитие:

на выделение предметов из фона: “Посмотри и назови”, “Цветные фоны”, “Одинаковые игрушки”, “Предметы и картинки”, игры в сухом бассейне, например, “Собери в корзинки шарики красного цвета”, “Веселый зоопарк” и др.

на идентификацию предметов и движений: “У кого такая картинка?”, “Найди пару”, “Какой сюда подходит?”, “Кто что делает?”, “Веселые человечки”, “Нравится – не нравится”, “Зеркальце, скажи...”, “Что звучит?” и др.

на развитие представлений о форме предметов: “Что катится, что не катится?”, “Цветные шарики”, “Лоток с шарами и кубиками”, “Закрой коробочки разной формы”, “Узнай, что  нарисовано”, “Почтовый ящик” и др.

на развитие восприятия отношений по величине: “Розовая башня”, “Цветные цилиндры”, “Гаражи и машины”, “Закрой коробочки”, “Матрешки”, “Пирамидки”, “Гриб под елкой” и др.

Различные игры, задания и упражнения по ознакомлению с окружающим миром: “Матрешка”, “Найди мишку”, “Дорожка для зайчиков”, “Шумит лес”, “Рисуем клубок”, “Найди игрушки”, “История о ручках и ножках”, “Где же наши пальчики?”, “Что изменилось?”, “Разрезные картинки”, “Найди пару”, “Чего не хватает?” и т.д.

- Игры по формированию элементарных математических представлений: “Что катится, что не катится?”, “Цветные шарики”, “Лоток с шарами и кубиками”, “Закрой коробочки разной формы”, “Почтовый ящик”, “Розовая башня”, “Цветные цилиндры”, “Закрой коробочки”, “Матрешки”, “Пирамидки”, “Гриб под елкой”, “Далеко и близко”, “Достань колечко” и др.

Игры на развитие мелкой моторики:

упражнения по самомассажу: массаж подушечек пальцев рук, массаж фаланг пальцев, массаж “прижимающий”, “щелчки”, “цепочки” и др.

пальчиковая гимнастика: “Моя семья”, “Сорока”, “Замок”, “Дружба”, “Зайчики”, “Коза и козленок”, “Снежный ком” и др.