Методические материалы по организации педагогической профилактики самовольных уходов и асоциального поведения воспитанников

Разделы: Социальная педагогика


Вводная часть.

Цель: социально-педагогическая профилактика самовольных уходов и асоциального поведения.

Задачи цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения:

Воспитательные:

  • Осознание несовершеннолетним правомерности нахождения в отделении и необходимости педагогических мер усиленного дисциплинарного контроля.
  • Осознание несовершеннолетним аморального характера самовольных оставлений учреждения и фактов асоциального поведения.

Обучающие:

  • Ликвидация пробелов в правосознании несовершеннолетних в отношении самовольных оставлений учреждения и асоциального поведения.
  • Понимание несовершеннолетними угроз здоровью при самовольных оставлениях учреждения и фактов асоциального поведения.

Развивающие:

  • Формование установки на учебный вид деятельности как на один из приоритетов на данном жизненном этапе, понимание упущенных возможностей при самовольных оставлениях учреждения и асоциального поведения.
  • Начало формирования модели семьи несовершеннолетнего как возможности отказа от самовольных оставлении учреждения и асоциального поведения.

Коррекционные:

  • Коррекция оценки самовольных уходов и асоциального поведения с точки зрения морали и права.
  • Коррекция мотивации к самовольным уходам и асоциальному поведению.
  • Планируемый результат цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения:
  • Сокращение фактов самовольных оставлений учреждения.
  • Сокращение фактов асоциального поведения.
  • Осознание необходимости выбора в пользу соблюдении социальных норм при угрозе совершения асоциальных поступков (в том числе самовольных уходов из учреждения).

Принципы педагогической профилактики самовольных уходов и асоциального поведения

  • Конфиденциальность.
  • Комплексный подход к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
  • Индивидуальный подход к социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних.
  • Гуманизм в работе с несовершеннолетними.
  • Природоообразности и культуросообразности.

Пояснительная записка.

Данный цикл занятий основан на работе с воспитанниками, самовольно оставляющими учреждение. Занятия следует проводить сразу после возвращения воспитанника обратно в учреждение. Как правило, определённый период в отношении данных воспитанников организуются меры усиленного педагогического контроля. Именно в период действия данных мер и следует проводить педагогическую профилактическую работу. Все занятия делятся на личную работу с подростком или группой и на рефлексию самого несовершеннолетнего, отражённую в его дневнике. Работа педагога с подростком или группой отражается в журнале занятий. В работе с подростком или группой можно использовать различные средства технического материала, раздаточный материал, дополнительную литературу. После каждого занятия должно быть предоставлено время для релаксации и работы в дневнике. Дневники, с которыми несовершеннолетние работают и записывают в них домашнее задание, сохраняются до конца реабилитации и вносятся в личное дело каждого несовершеннолетнего. Без разрешения самого подростка демонстрировать записи нельзя. Анализ дневников используется для формирования итогового заключения, по результатам которого может приниматься решение о снятии дисциплинарных мер педагогического характера по отношению к воспитаннику, возможно досрочно. Перед тем, как начать работу с подростком, педагог должен изучить личное дело каждого воспитанника: просмотреть докладные, характеристики, объяснения воспитанника, установить фактический состав и статус членов семьи, его увлечения, круг знакомых, основания для помещения в отделение. В том случае, если подросток, по мнению педагога, не прошёл курс из всех или необходимых занятий в должно объёме, педагог эту информацию заносит в личное дело воспитанника в виде служебной записки, что может послужить основой для решения Совета по профилактике о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в отделении.

Текущие занятия каждого блока посвящены теоретическим основами рассматриваемой темы; каждое итоговое занятие ориентировано на осознание неправомерности и недопустимости совершения самовольных уходов и фактов асоциальному поведения.

Работа ориентирована на меры вторичной и третичной профилактики. Первичная профилактика рассчитана на общий круг детей, проживающих в воспитательных группах семейного типа. Вторичная профилактика проводится в отношении тех несовершеннолетних, которые хотя бы раз совершили самовольный уход и иное асоциальное действие. Третичная профилактика предназначена для тех, кто систематически нарушал дисциплину.

В зависимости от развития интеллектуального, эмоционального и социального уровней несовершеннолетних педагог может сократить объём занятий, изменить содержание или домашнее задание. Предполагается раздаточный материал – Конституция, закон о полиции, фильмы о последствиях употребления алкоголя, табака, наркотиков и т. п.

Срок реализации цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения
Количество занятий в неделю Срок реабилитации – 3 месяца Всего занятий по программе
3 занятия в неделю 12 недель 36 занятий

По программе - 31 занятие и 5 занятий в резерве

 Учебно-тематическое планирование цикла педагогических занятий по профилактике самовольных уходов и асоциального поведения

Введение. “Начнем с нуля”.
  Что такое профилактика. Зачем существуют профилактические меры. 1 час
  Педагогические средства профилактики. 1 час
  Почему дисциплинарные меры применены (итоговое занятие). 1 час
Итого 3 часа
“Я и закон”

Правовой блок профилактической работы

  Право. Закон. 1 час
  Права человека. 1 час
  Право – Благо – Обязанность – Ответственность. 1 час
  Права несовершеннолетних. 1 час
  Полиция. 1 час
  Последствия самовольных оставлений учреждения: положительны и негативные (итоговое занятие). 1 час
Итого 6 часов
“Учёба как жизненный приоритет”

Педагогический блок профилактической работы, направленной на формирование уважительного отношения к учёбе

  Обучение, воспитание. 1 час
  Причины обучения и воспитания. 1 час
  Успешная учёба и воспитанность как путь к карьерному росту. 1 час
  Моя карьера. 1 час
  Самовольные уходы как причины пробелов в воспитании и обучении (итоговое занятие). 1 час
Итого 5 часов
“Нравственность как норма жизни”

Нравственный блок профилактической работы

  Что такое мораль (нравственность). 1 час
  Ответственность. 1 час
  Долг. Честь. Совесть. 1 час
  Моральный выбор. 1 час
  Отношения со взрослыми и младшими. 1 час
  Какие правила нравственности нарушаются при самовольных оставлениях учреждения (итоговое занятие). 1 час
Итого 6 часов
“Здоровый образ жизни”

Педагогический блок профилактической работы, посвящённый борьбе за здоровый образ жизни

  Что такое здоровье. 1 час
  Как поддерживать здоровье. 1 час
  Что губит здоровье? 1 час
  Алкоголь как враг здоровья. 1 час
  Курение табака как вредная привычка. 1 час
  Наркотики как средство уничтожения человека. 1 час
  Причины за и против (итоговое занятие). 1 час
Итого часов
“Семья – ячейка общества”

Педагогический блок профилактической работы, посвящённый формированию модели семьи в будущем

  Что такое семья? 1 час
  Права членов семьи. 1 час
  Супруг и супруга в семье. 1 час
  Модель моей семьи (итоговое занятие). 1 час
Итого 4 часа
Итого всего часов 31 час

Темы, содержание, итог цикла занятий по педагогической профилактике самовольных уходов и асоциального поведения несовершеннолетних

Введение. “Начнем с нуля”

(3 занятия)

Тема занятия Содержание занятия Результат Домашнее задание
Что такое профилактика. Зачем существуют профилактические меры. Виды профилактики: первичная, вторичная, третичная; общая и специальная.

Преимущества профилактической работы. Работа Совета по профилактике. Экономические и социальные выгоды профилактики. Очевидные выгоды для самих воспитанников. Срок реабилитации. Основания для перевода в воспитательные группы семейного-типа.

Знания о сути и видах профилактики. Привести примеры положительных последствии профилактической работы (самостоятельно).

Запись в дневник.

Педагогические средства профилактики. Что такое дисциплинарные меры педагогического характера. Принципы применения дисциплинарных мер педагогического характера: гуманизм, индивидуальный подход, комплексность. Какие из этого могут быть положительные стороны для несовершеннолетних. Ограничительные меры досуга и жизнедеятельности – преимущества для несовершеннолетних. Знание о видах ограничительных мер дисциплинарного характера. Какие плюсы индивидуально для каждого в ограничительных мерах дисциплинарного характера (самостоятельно).

Запись в дневник.

Почему дисциплинарные меры применены (итоговое занятие). Анализ своих асоциальных действий. Выявление и осознание ошибок. Что такое вина. Внешний социальный контроль за поведением несовершеннолетних. Кто и как может контролировать их поведение. Осознание асоциального характера своих поступков. Необходимости пройти курс занятий по профилактике асоциального поведения и самовольных уходов. Плюсы от прохождения курса занятий. Знакомство с итоговым заключением и возможностью направления в воспитательные группы семейного типа. Осознание необходимости пройти курс реабилитации с целью перевода в воспитательные группы семейного типа. Список своих ошибок, за которые ребёнок попал в отделение (лично своих, запись в дневник).

Рисование плаката на стенде “Почему я здесь”, “Что необходимо сделать за время пребывания”

(самостоятельная работа)

 

“Я и закон”

Правовой блок профилактической работы

(6 занятий)

Тема занятия Содержание Результат Домашнее задание.
Право. Закон. Что такое право как совокупность обязательных норм, что такое закон. Конституция как закон высшей юридической силы. Обязанность выполнять нормы права. Несоблюдение норм пребывания в учреждении, самовольные уходы, асоциальное поведение как разновидность нарушения закона. Последствия несоблюдения норм права – в том числе силовые. Знания о праве и законе. Запись в дневнике “Мои нарушения за последние три месяца”
Права человека Что такое права человека. Виды прав человека. Гарантирование прав человека. Виды нарушений прав человека. Знания о видах прав человека и видах нарушений прав человека Запись в дневнике “Мои права”
Право – Благо – Обязанность - Ответственность Взаимосвязь между понятиями Право – Благо – Обязанность - Ответственность. Конкретные примеры из жизни несовершеннолетних.

Более детальное определение “Обязанности” и “Ответственности”.

Знания о взаимосвязи Право – Благо – Обязанность - Ответственность Заполнить таблицу “Право - Благо – Обязанность – Ответственность”. (запись в дневник).
Права несовершеннолетних. Правоспособность и дееспособность. Объём прав несовершеннолетних. Законные представители. Юридические последствия действий несовершеннолетних, их отражение на законных представителях. Осознание зависимости между поведением несовершеннолетних и ответственности их законных представителей Запись в дневнике “Пример правонарушения, совершенного несовершеннолетним, и ответственности его законных представителей”
Полиция. Что такое полиция. Полиция в системе МВД. Закон о полиции. Права сотрудника полиции по отношению к гражданам. Обязанности и права сотрудника полиции. Роль сотрудника группы содействия розыска ГБУ ЦССВ “Синяя птица” в розыскных мероприятиях. Профилактическая работа сотрудников полиции. Знания о правилах общения с сотрудником полиции. Запись в дневнике “Как необходимо общаться с сотрудником полиции”
Последствия самовольных оставлений учреждения: положительны и негативные (итоговое занятие). Что такое последствие самовольного оставления учреждения. Причины – определить не менее трёх. Какие могут быть последствия. Акцентуация на негативные последствия. Возможные криминальные последствия. Осознание негативных последствий самовольных оставлений учреждения Составить список негативных последствий самовольных уходов из учреждения. (запись в дневник, рисование плаката на туже тему).

 

Учёба как жизненный приоритет

Педагогический блок профилактической работы, направленной на формирование уважительного отношения к учёбе

(5 занятий)

Тема занятия Содержание занятия Результат Домашнее задание
Обучение, воспитание. Что такое обучение и что такое воспитание. Субъекты обучения, воспитания. Где воспитывают и где обучают. Связь обучения и воспитания. Знание о воспитании и обучении Запись в дневнике (что такое обучение, что такое воспитание).
Причины обучения и воспитания. Для чего нужно воспитание и обучение. Положительные последствия обучения и воспитания. Негативные последствия пробелов в обучении и воспитании. Знание о положительных и негативных последствиях обучения и воспитания. Список положительные последствий обучения и воспитания (запись в дневнике).
Успешная учёба и воспитанность как путь к карьерному росту. Что такое причинно-следственная связь. Причина и следствие. Учёба и воспитанность как причина карьерного роста. Привести примеры. Осознание причинно-следственных связей между успешной учёбой и карьерным ростом Запись в дневнике “Три причины того, как учёба влияет на карьерный рост”
Моя карьера. Кем можно стать в будущем. Что для этого нужно сделать. Что для этого сделал сам несовершеннолетний. Выявление причин. Построение модели своего будущего. Запись в дневнике “Кем я хочу стать; что я для этого сделал; что не сделал”
Самовольные уходы как причины пробелов в воспитании и обучении (итоговое занятие). Самовольный уход из учреждения как причина неудач в будущем при получении профессии. Негативные последствия - не менее трёх. Отказ от самовольных уходов - путь к полноценному обучению и получению престижной профессии. Осознание негативных последствий самовольных уходов из учреждения. Положительные последствия отказов от самовольных уходов Что я потерял после самовольных уходов из учреждения в воспитании и обучении. (запись в дневнике).

Рисование настенного плаката “Учёба – приоритет в жизни” (домашнее задание).

 

“Нравственность как норма жизни”

Нравственный блок профилактической работы

(7 занятий)

Тема занятия Содержание Результат Домашнее задание
Что такое мораль (нравственность). Определение морали. Характерные черты. Отличие от закона. Главный моральный закон. Что такое нравственные категории. Знание основ морали. Записать в дневник 10 нравственных принципов.
Ответственность. Что такое ответственность? За что наступает ответственность. Соотнесение объёма ответственности и нарушения. Ответственность за самовольные оставления учреждения как за нарушения. Знание меры и степени ответственности за нарушения. Запись в дневнике “Какая ответственность может наступить в случае самовольного оставлении учреждения”
Долг. Честь. Совесть. Что такое долг, честь, совесть. Долг - черта нравственного человека. Суть долга: обязанность перед семьей, Родиной, перед собой. Положительные черты категории “Долг”. Честь – представления о своих нравственных качествах. Регулирование своих поступков. Совесть как внутренний самоконтроль поведения человека. Знание о долге, чести, совести. Запись в дневнике “Честь - это, долг – это, совесть – это…”
Моральный выбор. Добро и зло. Что такое выбор. Что такое альтернатива. Разум и возможность выбирать. Постоянный моральный выбор в жизни человека. Оценка и просчёт рисков. Последствия неправильного выбора. Моральный выбор как черта высоконравственного человека. Знания о моральном выборе Запись в дневнике “Аргументы в пользу самовольных оставлении учреждения, аргументы против”
Внутренний и внешний контроль. Что является примером внутреннего контроля, что относится к внешнему контролю. Обратная зависимость между внутренним и внешним контролем. Категория доверие: содержание, условия, последствия. Осознание обратной зависимости между внутренним и внешним контролем Запись в дневнике “Что значит обратная зависимость между внутренним и внешним контролем”
Отношения со взрослыми и младшими. Почему нужно уважать старших? В чем причина обязанности уважения людей старшего поколения? Указать три причины.

Почему нельзя обижать младших? В чём причина обязанности уважения младших?

Уважение к старшему поколению и младшим Запись в дневнике “Три причины уважения людей старшего поколения и три причины уважения младших”
Какие правила нравственности нарушаются при самовольных оставлениях учреждения (итоговое занятие). Самовольное оставление учреждения – какие нормы морали нарушает несовершеннолетний. Перечислить. Возможные негативные последствия. Осознание нарушения нравственных норм при самовольном оставлении учреждения Запись в дневнике “Что из норм морали я нарушаю, убегая из учреждения…”

Рисование настенного плаката “Что из норм морали я нарушил” (домашнее задание)

 

“Здоровый образ жизни”

Педагогический блок профилактической работы, посвящённый борьбе за здоровый образ жизни

(7 занятий)

Тема занятия Содержание Результат Домашнее задание
Что такое здоровье. Определение здоровья. Факторы, влияющие на здоровье человека. Знание о здоровье. Запись в дневнике “Какие характеристики есть у здоровья”
Как поддерживать здоровье. Здоровый образ жизни – правила, положительный эффект, принципы. Спорт и физическая культура. Зарядка и гимнастика. Знания об условиях поддержания здоровья Запись в дневнике “Для того, чтобы быть здоровым, нужно…”
Что губит здоровье? Причины резкого ухудшения здоровья человека. Осознанный подход к анализу причин и последствий самостоятельного выбора отношения к своему здоровью. Знания о причинах гибели здоровья. Запись в дневнике “Что может сгубить здоровье человека”
Алкоголь как враг здоровья. Что такое алкоголь. Культура употребления алкоголя. Какие существуют негативные последствия регулярного употребления алкоголя. Закон об алкоголе. Чем заканчивают обычно алкоголики. Акцент на социальную деградацию. Примеры. Знания о вреде чрезмерного употребления алкоголя. Запись в дневнике “Алкоголь - враг здоровью, та как…” (5 причин)
Курение табака как вредная привычка. Что такое табак. Какие существуют негативные последствия регулярного курения табака. Закон о курении табака в общественных местах. Негативные последствия курения табака. Акцент на физиологические последствия. Примеры. Знания о вреде табакокурения. Запись в дневнике

“Табак вреден, так как..” (5 причин).

Наркотики как средство уничтожения человека. Что такое наркотики. Виды. Негативные последствия употребления любых видов наркотиков. Привыкание. Наркобизнес. Закон об употреблении наркотиков. Физическая и социальная деградация наркоманов. Зависимость между употреблением наркотиков и неизлечимыми на данный момент заболеваниями. Знания о вреде употребления наркотиков Запись в дневнике

“Наркотик – убийца человека, та как…” (10 причин).

Причины за и против.

(итоговое занятие).

Осознание выбора человека при угрозе употребления табака, алкоголя, наркотиков. Аргументы за и против. Расчёт рисков при выборе аргументов. Осознание верности выбора при угрозе употребления табака, алкоголя, наркотиков Запись в дневнике “Я буду против при угрозе употребления табака, алкоголя, наркотиков, так как…” (8 причин)

Рисование настенного плаката “Против наркотиков” (домашнее задание)

 

“Семья – ячейка общества”

Педагогический блок профилактической работы, посвящённый формированию модели семьи в будущем

(4 занятия)

Тема занятия Содержание Результат Домашнее задание
Что такое семья? Что такое семья. Главные функции семьи. Цель семьи. Важность семьи как социального института. Знания об основах семьи Запись в дневнике “Семья – это…”
Права членов семьи. Равенство членов семьи. Обязанности по заботе о младших и недееспособных членах семьи. Формирование уважительного отношения к старшим членам семьи. Знания о правах членах семьи Запись в дневнике “Равенство означает, что …”
Супруг и супруга в семье. Функции мужчины и женщины в семье. Уважение как принцип семейного счастья. Негативные последствия неуважительного отношения внутри семьи между членами семьи. Знание о равенстве прав супругов Запись в дневнике “Что значит равенство в семье”
Модель моей семьи (итоговое занятие). Построение модели своей семьи. Что и как из нарушений социальных норм может в будущем негативно сказаться на построении модели своей семьи? Формирование модели будущей семьи Запись в дневнике “Как я вижу свою семью в будущем”

Рисование настенного плаката “Что нельзя в семье” (домашнее задание)

Список литературы

  1. Волкова Е. Н. Психология субъектности педагога. — Н. Новгород, 2001.
  2. Личко А. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А. Личко. – М., 1999.
  3. Михайлов Б. П. Профилактика наркомании и незаконного оборота наркотиков. – Граница. – 2003.
  4. Немцов А. Алкоголь и смертность в России, 1980—1990-е годы. - М., 2001.
  5. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы/ под ред. И. В. Дубровиной. – Екатеринбург, 2000.
  6. Степанов В.Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. – М., 1998.
  7. Филонов Л.Б. Технология и установление контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях / Л. Б. Филонов. – М., 1994.
  8. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми группыриска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Приклад.психология и психоанализ / Т. И. Шульга. – № 2,1998.
  9. Шульга Т.И., Спаниярд Х., Слот В. Методика работы с детьми группы риска / Т. И.Шульга, Х. Спаниярд, В. Слот. – М., 2000.
  10. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ “О полиции”.
  11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ “Об образовании”.
  12. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”.
  13. Конвенция о правах ребенка.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 “О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012–2017 годы”.