Урок географии в 6-м классе по теме "Землетрясения"

Разделы: География


Цели:

  • дать представления о стихийных явлениях в литосфере, раскрыть их причины и следствия;
  • познакомить с распространением этих явлений на земном шаре;
  • сформулировать правила личной безопасности в районах стихийных бедствий.

Задачи: познакомить учащихся с землетрясением; изучить причину землетрясения; сформировать понятия “эпицентр”, “очаг”; формировать представление о непрерывном развитии земной коры; изучить основные характеристики землетрясений, показать опасность землетрясений для жизни людей и хозяйственной деятельности.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая

Оборудование: Физическая карта мира, атлас, контурная карта, презентация, компьютер, проектор, экран, дидактический материал, справочники и энциклопедии.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Давайте проверим всё ли у нас готово к уроку. Я буду называть предметы, а вы проверьте их наличие: Учебник, тетрадь, атлас, дневник, пенал. Вы готовы!

II. Проверка домашнего задания географический диктант.

1. Географический диктант.

Используется интерактивная доска, вопросы написаны с левой стороны, а ответы с правой, закрытые шторкой, для проверки шторку открывают.

  1. Какие горные породы магматического происхождения вы знаете? (Гранит, базальт, пемз, туф, габбро и др.)
  2. Назовите осадочные породы органического происхождения. (Уголь, торф, нефть, известняк, мел и др.)
  3. Назовите осадочные породы химического происхождения. (Соли.)
  4. Какие породы образуются на глубине при воздействии огромного давления и высоких температур? (Метаморфические: мрамор, гнейс, кварцит.)
  5. Земля состоит из ... (трех) слоев.
  6. Внутри Земли находится ... (ядро).
  7. В раскаленном до 2000 °С и более находятся ... (мантия и ядро).
  8. Верхняя оболочка Земли. (Литосфера)
  9. Самая верхняя часть литосферы. (Земная кора.)
  10. Мощность больше у материковой или океанической земной коры? (У материковой.)
  11. Какой слой горных пород отсутствуют в океанической земной коре? (Гранитный.)
  12. Какая оболочка начинается от астеносферы? (Литосфера.)
  13. Какую глубину имеет самая глубокая скважина? (15 км.)
  14. Вычислимте температуру в шахте, если на поверхности Земли она равна -20°С, а глубина шахты 1000 м. (1000 : 100 = 10; 10 ? 3 = 30; 30 – 20 = 10°С.)

2. Изучение нового материала

Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием “яркое пятно”. Зачитывается отрывок из дневника американского журналиста:

“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные...Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.

3. Вопросы для обсуждения:

Кто догадался, о чем пойдет речь? (о землетрясениях)

Что в тексте вас навело на эту мысль? (земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).

Сформулируйте тему урока. (тема урока – “Землетрясения”).

Что вы хотите узнать о землетрясениях? На какие вопросы нужно ответить?

В результате подводящего диалога формулируется план изучения темы урока:

  1. Причины землетрясений.
  2. Как происходит землетрясение.
  3. Меры безопасности при землетрясениях.

Тема урока и вопросы плана вывешиваются на доску.

III. Работа в группах 

У нас сегодня не простой урок, а научно-практическая конференция, на которой присутствуют ученые-сейсмологи. Кто такие сейсмологи? (ученые, изучающие движение земной коры).

Вопросами конференции являются вопросы плана, зафиксированные на доске.

Класс делится на группы:

1 группа – геологи - они рассказывают о причинах возникновения землетрясений, используя приготовленные справочники и энциклопедии.

План выступления:

  1. Что такое землетрясение
  2. Причины возникновения
  3. Что такое очаг землетрясения
  4. Что такое эпицентр землетрясения

2 группа – сейсмологи  – они изучали землетрясения на местности, и расскажут о том, как они происходят, используя текст учебника, схему “Землетрясения”, вопросы с заданиями:

  1. Каким прибором измеряется землетрясение?
  2. Как известно, сила землетрясения оценивается в баллах. Укажите, к каким последствиям приводят землетрясения разной силы: 1–2 балла; 5-6 баллов; 9 баллов; 11-12 баллов.
  3. Объясните, почему землетрясения называют катастрофическими бедствиями?

Как же предсказать грозящее бедствие?

Существует целый ряд признаков, по которым можно заблаговременно предсказать природную стихию.

Признаки близкого землетрясения:

  • резкое изменение уровня воды в водоемах или ее помутнение;
  • запах газа в районах, где раньше этого не было;
  • беспокойство птиц и домашних животных;
  • слабые толчки земной поверхности;
  • нарушение работы радио, телеграфа, электромагнитных приборов;
  • телевизоры берут программы других стран.

В Японии очень часто происходит землетрясения. Японцы в своих домашних аквариумах содержат особые виды рыбок, по поведению которых узнают о предстоящем землетрясении. За несколько часов до толчков, рыбки начинают вести себя беспокойно , мечутся, выбрасываются из воды.

В Индонезии растёт королевская примула – замечено, что она расцветает перед извержением вулкана, а как известно этому часто предшествует землетрясение, поэтому этот цветок и называют цветком смерти.

Перед выступлением представителей третьей группы включается видеосюжет об опасных ситуациях в жилых домах во время землетрясения. Докладчики рассказывают о мерах предосторожностях, которые необходимо проявлять во время стихийных явлений.

Очень важно знать любому человеку правила безлопастного поведения во время землетрясения.

3 группа – спасатели  они расскажут о том, как необходимо себя вести во время чрезвычайных ситуаций. Свой рассказ они иллюстрируют схематическими рисунками, которые показывают, что надо делать при землетрясениях, а что категорически запрещено.

На подготовку дается 5 минут.

4. Презентация материала группами

Учащиеся - представители от каждой группы делают сообщение по заданной теме, остальные участники конференции слушают и задают вопросы.

Перед выступлением представителей третьей группы включается презентация об опасных ситуациях в жилых домах во время землетрясения. Докладчики рассказывают о мерах предосторожностях, которые необходимо проявлять во время стихийных явлений.

5. Закрепление изученного материала на практике

 А вы сталкивались в жизни с землетрясениями? Какие меры предосторожности вы применяли? (еще раз проговорить меры безопасности при землетрясениях).

Включается аудиозапись: “Внимание! Внимание! В районе нашего населенного пункта отмечаются подземные толчки! Примите меры предосторожности!”

Учащиеся должны продемонстрировать знания действий при чрезвычайных ситуациях.

После игрового момента необходимо проанализировать действия учащихся.

6. Рефлексия

- Достигли ли вы цели, которую ставили перед собой вначале урока?

- Существуют ли живые сейсмографы?

- Где растет “Цветок смерти”?

- Я хочу узнать, как изменилось ваше настроение в конце урока? (смайлики)

Оценивание, выставление оценок за работу на уроке (дневники).

Домашнее задание: провести тренировочное задание дома с членами своей семьи.

Приложение 1

Приложение 2