Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей 5–7 лет

Разделы: Работа с дошкольниками, МХК и ИЗО


Пояснительная записка.

Раннее развитие способности ребенка к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний, эстетического воспитания,  так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Знакомясь с изобразительным искусством, дети познают прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рисуя,   ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности:  зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое,  интеллектуальное,   нравственно-трудовое,  физическое).

Традиционные и нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов.  Несомненно,   сочетание  таких техник раскрывает  универсальность их использования.   Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Актуальность:

Рисование в дошкольном возрасте является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

В настоящее время приоритетное направление в методике обучения изобразительной деятельности – развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать у детей интерес к творчеству, к процессу овладения средствами и способами создания художественных образов.

Цель программы: Создание условий для развития творческой активности и художественно-творческих способностей детей средствами традиционных и нетрадиционных художественных техник.

Задачи:

  • Развивать интерес к изобразительному искусству; расширять представления о нем.
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь. Развивать эстетическое восприятие, побуждать созерцать красоту окружающего мира.
  • Формировать у  детей умение изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  • Познакомить детей с различными видами изобразительной техники, экспериментируя с разными видами материала.
  • Познакомить с произведениями русской живописи, обращать внимание детей на изображение родной природы в картинах художников.
  • Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством.
  • Развивать у детей интерес к нетрадиционной изобразительной деятельности. Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций.
  • Совершенствовать умение детей рассматривать созданные ими изображения, радоваться достигнутому, положительно оценивать свои произведения.

Используемые методы:

Дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности.  Дети  приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи.

Традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Применяются такие методы, как репродуктивный   (воспроизводящий); иллюстративный  (с использованием наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, и ими предлагаются способы её решения).

В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

Занятия построены с учетом возрастных возможностей детей, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в рисовании.

А использование тематического литературного, музыкального и игрового материала позволят сделать занятия доступными, интересными, познавательными.

Организация занятий кружка:

Занятия по данной программе проводятся два  раза  в неделю во второй половине дня,   продолжительность занятий от 25 до 30 минут в зависимости от возраста воспитанников. Организуются выставки детских работ.

Материалы:

  • Акварельные краски, гуашь.
  • Восковые и масляные мелки, свеча.
  • Пастель.
  • Уголь.
  • Цветные карандаши.
  • Холодный фарфор.
  • Глина.
  • Ватные палочки.
  • Палочки для процарапывания.
  • Матерчатые салфетки.
  • Стаканы для воды.
  • Подставки под кисти.
  • Кисти мягкие и жесткие.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие у детей интереса к изобразительной деятельности.
  • Совершенствование изобразительных навыков и умений, развитие художественно-творческих способностей детей.
  • Развитие представлений об изобразительных техниках.
  • Развитие художественного вкуса, умения видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления.

Содержание программы:

Программа написана для детей 5-7 лет, содержит перспективное планирование, которое представлено помесячно, включает занятия по изобразительной деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных техник, включает предметное, сюжетное, декоративное рисование, рисование по замыслу, другие виды художественного творчества, включает необходимое оборудование. Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Тематическое планирование: <Приложение>

Список литературы.

  1. Альбом “Я учусь рисовать” Выпуск 1, 2. – М., 2009.
  2. Казакова Р.Г “Рисование с детьми дошкольного возраста” – М., 2008.
  3. Комарова Т.С “Занятия по изобразительной деятельности в детском саду” – М., 2006.
  4. Корнилова С., Галанов А. “Уроки изобразительного искусства” – М., 2005.
  5. Мосин И.Г. “Рисование” – М., 2004.
  6. Никологорская О.С. “Волшебные краски” – М., 2001.
  7. Проснякова Т.Н., “Уроки мастерства”, издательство “Учебная литература”, Самара, 2005.
  8. Лыкова И.А., “Изобразительная деятельность в детском саду”, Издательский дом “Цветной мир”, Москва, 2012.