Мастер-класс «Раз, два, три – с нами сказку сочини!»

Разделы: Работа с дошкольниками


Как никакой другой литературный материал, русские народные сказки, в том числе и волшебные, дают богатый потенциал для развития творческих способностей, познавательной активности ребенка. Волшебные сказки вызывают особый интерес у детей. В равной степени привлекательны для них и развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел, и идеализированные герои, и счастливый конец. За захватывающим фантастическим сюжетом, за разнообразием персонажей нужно помочь ребенку увидеть главное, что есть в народной сказке, – гибкость и тонкость смысла, яркость и чистоту красок, прозу или поэзию народного слова. Разобраться в пестром чудесном мире волшебной сказки ребенку помогут “Карты” или функции сказочных персонажей, созданные В.Я. Проппом.

Как известно, ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям: вредитель (антагонист), даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет), отправитель, герой, ложный герой. Со всеми этими персонажами старший дошкольник встречается в сказке, поэтому необходимо знать их особенности. Важно также научить детей находить в тексте, называть и представлять себе волшебные существа и волшебные предметы, которые в совокупности составляют основу чудесного мира волшебной сказки, определять при анализе соответствующих эпизодов текста смысл чудес, совершаемых этими персонажами, функцию добра или зла, которую они несут.

К сожалению, очень часто этот творческий потенциал, заложенный в сказках, не раскрывается на занятиях по развитию речи, поскольку изучение сказок в дошкольных учреждениях в большинстве случаев сводится лишь к выяснению характеров действующих лиц и определению сюжетной линии сказки. В результате этого разрушается целостность художественного мира, и особое обаяние волшебной сказки пропадает. В многочисленных публикациях мы находим отдельные интересные наблюдения, касающиеся образов героев, сюжета, языка сказки, указания на эффективность применения тех или иных приемов её изучения. Однако эти замечания остаются разрозненными и, не будучи сведены в систему, не обеспечивают продуктивное развитие детей к постижению глубокого метафорического смысла изучаемого текста.

Эта проблема находит своё решение только в комплексном подходе изучения сказки, принципа целостного её анализа, но пока ещё эта идея не стала общепринятой. Только целостный анализ сказок позволяет рассматривать все нюансы художественной структуры в тесной связи с содержанием произведения, и тем самым способствует более высокому уровню понимания его идейного содержания, изобразительных особенностей и художественных достоинств. При верном, профессионально грамотном руководстве этим процессом дошкольники легко, с большим интересом осваивают методику и технологические приемы анализа художественного текста. Использование авторских дидактических игр по развитию фантазии, словесного творчества способствует формированию у дошкольников семантических полей на придумывание сравнений, синонимов, антонимов и др. приёмов словесного творчества.

Как показывает практика, дети хорошо усваивают алгоритм анализа, а умения превращаются в навыки, остаются в сознании ребёнка, что в свою очередь развивает творческое мышление, а, следовательно, и словесное творчество. При работе с системой образов необходимо научить детей определять роль каждого из них в сюжете сказки, давать характеристику со стороны его сказочной функции. Таким образом, уже в детском саду может вестись работа по освоению художественных текстов, а значит, усвоению детьми нравственных образцов.

Цикл этапов мастер-класса “Раз, два, три – с нами сказку сочини!”

ЭТАП 1. Словесное творчество. Что это?

Словесное творчество. Что это?

Задачи: Развитие творческого потенциала детей, художественной наблюдательности путём изучения литературного наследия К.И. Чуковского “От двух до пяти”. 

ЭТАП 2. Знакомство со сказками о животных

Задачи: Приобщение детей к русским народным сказкам, ознакомление детей с основным типом сказок – сказками о животных. Развитие творческого воображения, актёрских способностей.

ЭТАП 3. Знакомство с кумулятивными сказками.

Задачи: Приобщение детей к русским народным сказкам, ознакомление детей с основным типом сказок – кумулятивными сказками. Развитие творческого воображения, актёрских способностей.

ЭТАП 4. Типы персонажей в кумулятивной сказке.

Задачи: Развитие способности анализировать и сравнивать, наблюдать и вычленять различные черты характеров сказочных персонажей.

ЭТАП 5. Контаминация сюжетов в кумулятивной сказке

Задачи: Знакомство с объединением элементарных цепочек кумулятивных сказок в единое целое, используя карточки “Картотеки сюжетных мотивов” в самых разных комбинациях.

ЭТАП 6. Знакомство с социально-бытовыми сказками.

Задачи: Ознакомление детей с основным типом сказок – социально-бытовыми сказками. Восхищение творчеством и умом русского народа; возможности детям понять, что они – часть этого великого народа.

ЭТАП 7. Знакомство с волшебными сказками.

Задачи: Ознакомление детей с основным типом сказок – волшебными сказками. Повышение уровня креативности (творческой организации) процесса воспитания и обучения, осознанности и целенаправленности.

ЭТАП 8. Знакомство со схемами-моделями “Карты В.Я. Проппа”

Задачи: Ознакомление со схемами-моделями “Картами В.Я. Проппа” - “функциями” или поступками действующего лица, определяемых с точки зрения их значимости для развития сюжета сказки.

ЭТАП 9. Знакомство с зачином сказки.

Задачи: Приобщение детей к русским народным сказкам, привлечение внимания к специфическим элементам сказки. Развитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.  

ЭТАП 10. Любимые сказочные герои.

Задачи: Развивать творческое воображение, фантазию, образное мышление дошкольников. Вызвать желание заниматься созидательным процессом.  

ЭТАП 11. Жилище любимого героя

Задачи: Развить фантазию, сосредоточенное внимание, навыки речевого общения, желание воспринимать прекрасное. 

ЭТАП 12. Злые персонажи сказок.

Задачи: Развить умение анализировать и сравнивать, различать вымысел и реальность, избавляться от ненужных страхов, перенося их в творчество. 

ЭТАП 13. Место обитания злых героев.

Задачи: Учить детей осваивать противоположные качества (зло и добро), негативно относиться к злу; понимать, что страшилища и чудовища вымышленные, как и место их обитания. 

ЭТАП 14. Запрет или предписание.

Задачи: Развивать творческие речевые умения, вызвать у детей эмоциональный отклик, состояние сопереживания, сочувствия герою.

ЭТАП 15. Нарушение запрета или предписания.

Задачи: Развивать творческие речевые умения, вызвать у детей эмоциональный отклик, состояние сопереживания, сочувствия герою.

ЭТАП 16. Подвох, вредительство.

Задачи: Развивать творческие речевые умения, вызвать у детей эмоциональный отклик, состояние сопереживания, сочувствия герою.

ЭТАП 17. Завязка сказки или начинающееся противодействие.

Задачи: Развивать творческие речевые умения, вызвать у детей эмоциональный отклик, состояние сопереживания, сочувствия герою.

ЭТАП 18. Отъезд героя.

Задачи: Развивать фантазию, вызвать у детей радость коллективного творчества, воспитать уверенность в своих силах.

ЭТАП 19. Путешествие сказочного героя.

Задачи: Развивать фантазию, монологическую речь, обратить внимание на природные явления; расширять кругозор детей.

ЭТАП 20. Волшебные дары.

  Задачи: Развивать творческие речевые умения, фантазию, обогащать речь детей 

ЭТАП 21. Встреча с дарителем.

Задачи: Развивать творческие речевые умения, фантазию, обогащать речь детей. 

ЭТАП 22. Сверхъестественные свойства антигероя.

Задачи: Развивать способности анализировать и сравнивать, наблюдать и различать вымысел и реальность, учить избавляться от ненужных страхов, перенося их в творчество.  

ЭТАП 23. Трудные испытания.

Задачи: Учить видеть взаимосвязь человека с природой, ее ответ на отношение героя к ней; помочь детям освоить противоположные качества природных явлений.

ЭТАП 24. Борьба добра и зла.

Задачи: Развивать в детях стремление к справедливости, веру в силу добра над злом.

ЭТАП 25. Победа. Возвращение домой.

Задачи: Развивать в детях стремление к справедливости, веру в победе добра над злом.

ЭТАП 26. Изобличение и наказание ложного героя.

Задачи: Развивать у детей веру в победу добра над злом, воспитывать чувство уверенности в своих силах, учить мечтать.

ЭТАП 27. Чем заканчиваются сказки.

Задачи: Развивать у детей веру в победу добра над злом, воспитывать чувство уверенности в своих силах, учить мечтать.

ЭТАП 28. Сочиняем сказку.

Задачи: Развивать способности к оценке и самооценке, умение радоваться чужому успеху в работе.

ЭТАПЫ 29 – 31. Чтение придуманных детьми сказок.

Задачи: Развивать сосредоточенное внимание, способность к анализу и сравнению. Воспитывать доброжелательность, умение радоваться общим успехам.  

Литература

  1. Большева Т.В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
  2. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993, №6.
  3. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 112с. (Программа развития).
  4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л-д, 1986.
  5. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. – М., 1978
  6. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001.
  7. Тухта Л.С. Сочини сказку. // Газета “Начальная школа”, 1996, №46.
  8. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – Харьков: Фолио, 1996.