Геометрия и фантазия. 1–2-е классы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Классы: 1, 2

Ключевые слова: танграм, построение геометрических фигур, точка, многоугольники, ломаная, Евклид


Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и умений (закрепление)

Цель: создать условия для формирования у обучающихся логического мышления, сознательного пользования основными понятиями, правилами, законами логики, без которых математика невозможна; развитие геометрической интуиции, пространственного мышления.

Задачи:

  • обучающие: обобщение, уточнение, расширение знаний о геометрических фигурах; совершенствование практических умений и навыков в построении геометрических фигур; научиться распознавать геометрические фигуры; познакомиться с историей возникновения науки геометрии;
  • развивающие: развивать логическое мышление, творческую активность, пространственное мышление, умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • воспитательные: воспитание гуманности и коллективизма, аккуратности, дружелюбного отношения во время работы в парах, в группах.

Формирование универсальных учебных действий на данном уроке:

  • Личностных: положительное отношение к учению, интерес к расширению математических знаний, умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков; умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Регулятивных: умение определять и формулировать цель на уроке, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.
  • Познавательных: моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, анализ, синтез, сравнение, группировка, установка причинно-следственных связей, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
  • Коммуникативных: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение, монологические высказывания разного типа, учиться работать в группе и в парах.

Используемые технологии:

  • информационно-коммуникативная;
  • проектная деятельность,
  • системно-деятельностный подход,
  • ИКТ,
  • здоровьесберегающие,
  • игровые.

Методы обучения: проблемно-поисковый, деятельностный, практический, наглядный, моделирование.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки с заданиями для индивидуальной и парной работы, счётные палочки, набор квадратов “Танграм”, цветные карандаши, клей.

Время реализации: 45 минут

Структура урока.

1. Организационный этап.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

3. Постановка цели и задач урока.

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые задачи) и изменённой ситуации(конструктивные).

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Конспект учебного занятия

Этап занятия Ход учебного занятия
Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный - Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие и сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут обнять друга, поднять упавшего товарища, дать корм голодным птицам, красиво накрыть стол. А за что вы любите свои руки? Какие добрые и умные у вас руки.

На фоне музыки учитель читает стихи:

Что за чудо – чудеса:
Раз рука и два рука!
Вот ладошка правая,
Вот ладошка левая.
И скажу вам, не тая,
Руки всем нужны друзья.
Сильные руки не бросятся в драку.
Добрые руки погладят собаку.
Умные руки умеют лепить.
Чуткие руки умеют дружить.

- Возьмите за руки того, кто рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Отвечают на вопросы учителя
2 Актуализация знаний - К этому занятию вы получили задание по группам и много нового узнали о науке геометрии. Выслушаем представителей от каждой группы.

С помощью учителя обобщается информация:

Из истории известно, что примерно 4000 лет назад правители государства Египет – фараоны – установили налоги на земельные участки и тот, кто ими пользовался, должен был платить определённую сумму денег.

Как определить, сколько платить, если размеры земли у всех разные? Пришлось определять размеры площадей участков четырёхугольной и треугольной формы. Выполняли эту работу специальные люди, которые умели это делать. Так и зародилась геометрия.

Слово “геометрия” состоит из двух греческих слов “гео”, в переводе на русский “земля” и “метрио” - “мерю”. Следовательно, в переводе “геометрия” означает “землемерие” (Приложение 1, слайд 2)

Огромная заслуга в становлении геометрии принадлежит древнегреческому учёному Евклиду. Его труд на протяжении 2000 лет был учебным пособием по геометрии. Он использовал исследования и выводы Фалеса, Пифагора, Гиппократа и других учёных. Свои труды Евклид изложил в 13 книгах под названием “Начала”. Его книги изучали все великие математики (слайд 3)

В одном из древних описаний рассказывается о том, что царь Птолемей однажды спросил у Евклида: “Нет ли в геометрии более краткого и лёгкого пути, чем тот, который он описал в своих книгах?” На это учёный ответил: “В геометрии нет царских дорог”. Геометрия, которую изучают в школе – это геометрия Евклида. Сегодня вы убедитесь: как интересна эта наука.

Рассказывают представители каждой группы по плану:

1. Зарождение геометрии (задание первой группы)

2. Что изучает геометрия? (задание 2 группы)

3. Труды Евклида. (задание 3 группы)

Рассказы детей сопровождаются презентацией (смотри слайд 2, 3)

3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - Кто может сформулировать тему нашего занятия?

- Чем мы будем заниматься?

- А что изучает геометрия?

- Мы не только повторим то, что знаем о геометрических фигурах, но и научимся творчески применять свои знания.

Практическая работа на индивидуальных карточках <Рисунок 1>

- Отправляемся в путь по стране геометрии вместе с известной вам жительницей этой страны. Догадайтесь, что это?

- Доктор сделал мне укол,
Братик капнул клей на пол,
Мишку, моего соседа,
Укусить оса успела.
Так на фоне пустоты
Все оставили следы.
- Что же это будет дети?

- Точка! - хором мы ответим.

- Идёт точка в гости к своим друзьям – геометрическим фигурам. И вдруг – неудача! Её путь преградила большая река. “Что же делать? Неужели возвращаться?”- подумала Точка. И тут на помощь ей пришли её друзья ...отрезки. (слайд 4)

- Наука “Геометрия”

- Изучать геометрические фигуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Точка!

- Постройте мостик из отрезков через реку на своих карточках.

- Что для этого надо сделать?

- Отрезки.

- Надо соединить точки.

Проверяют по образцу на слайде презентации.

- Посмотрите, какая линия получилась. Как она называется?

- Сколько звеньев у этой ломаной? Измерим её длину.

Физкультминутка под музыку к мультфильму “Бременские музыканты” (слайд 5)

- Ломаная.

Находят длину ломаной по карточке <Рисунок 1>

4 Первичное закрепление (типовые и конструктивные задания) Игры со счётными палочками.

Сколько отрезков-палочек потребуется, чтобы выложить треугольник?

- Возьмите 3 палочки и выложите треугольник.

- Я тоже выложила три отрезка-палочки. Получился ли у меня треугольник?

- Три.

 

 

 

- Нет. Это незамкнутая линия.

Сколько отрезков-палочек потребуется, чтобы выложить квадрат?

- Выложите квадрат и расскажите о нём.

- Вы, конечно, правы, но если мы посмотрим вокруг, а именно на свой стол, то сможем выложить треугольник, используя всего один отрезок-палочку.

- Как это сделать? Какую геометрическую фигуру напоминает крышка стола?

- Возьмите одну палочку и выложите на столе треугольник.

- А теперь подумайте сколько палочек потребуется, чтобы выложить квадрат на столе? Выложите квадрат, используя две палочки. (Можно на листе бумаги выкладывать, если стол не прямоугольный.)

- Четыре.

 

 

 

 

 

- Прямоугольник

 

- Две.

Выложите четыре квадрата по образцу из 13 палочек. Теперь уберите 2 палочки, чтобы получилось 2 прямоугольника. (слайд 6)

- Великий французский архитектор Ле Корбюзье в начале XX века произнёс такие слова: “Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг – геометрия”.

- Действительно, мир, в котором мы живём наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Оглянитесь вокруг.

- Какие фигуры вам напоминают предметы в классе?

- Какие фигуры вы видите на рисунке? Как одним словом можно назвать множество этих фигур? Вот мы и пришли вместе с Точкой в город многоугольников.

Образец на слайде презентации.

Проверка по эталону (слайд 6)

 

 

 

 

- Многоугольники

На слайде видят многоугольники (слайд 7)

Работа на индивидуальных карточках <Рисунок 1>:

1) с изображением города многоугольников

- Обведите красным цветом треугольники, зелёным цветом четырёхугольники, синим - пятиугольники.

- Как называется оставшийся многоугольник?

2) с изображением геометрических фигур <Рисунок 1>

- Встречайте многоугольников, в гости к которым пришла Точка. Давайте знакомиться, а их имена вы узнаете, подсчитав углы и стороны. Подпишите в кружочках их количество и назовите фигуры.

Работают на карточках цветными карандашами (можно в группах)

 

 

- Восьмиугольник

Проверка по эталону на слайде 8

Заполняют карточки, работая в парах. Задание проверяется фронтально и сопровождается презентацией (слайд 9)

5. Творческое применение знаний в новой ситуации Игра “Танграм” в парах.

- Не могут в свой День рождения многоугольники остаться без подарков. Но вот беда: Точка так долго добиралась, что в пути подарки рассыпались. Надо собрать подарки-фигурки из частей квадрата, разрезанного на кусочки (слайд 10).

- Сегодня мы познакомимся с древнекитайской игрой “Танграм”

- Покажите свои фигурки – силуэты и прикрепите их на доску.

Учащиеся делают аппликацию на бумаге по предложенному образцу – силуэту <Рисунок 2>.
6. Информация о домашнем задании (по желанию) - Какой же праздник без игр и развлечений? Посмотрите, как веселятся геометрические фигуры, превращаясь в разные предметы (слайд).

- Попробуйте дома изобразить как можно больше предметов, используя треугольник, квадрат и другие известные вам геометрические фигуры.

- А на следующем занятии мы выберем лучших художников-фантазёров.

Рассматривают предложенные варианты работы на слайде презентации.

(слайд 11)

7 Рефлексия. Итог - Продолжите высказывание:

- Я узнал....

- Я научился....

- Я могу....

- Я могу научить других.....

Продолжают высказывания и обсуждают их (слайд 12)