Урок русского языка на тему "Знакомство с именем прилагательным". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тип урока: урок введения нового знания.

Цели:

  • формирование понятия об имени прилагательном;
  • ознакомление с признаками имени прилагательного как части речи;
  • развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте

Задачи:

  • Ознакомление учащихся с основными признаками имени прилагательного.
  • Формирование умения составлять словосочетания из имен прилагательных и существительных.
  • Развитие речи, мышления, памяти учащихся.
  • Учить детей работать в парах и самостоятельно.
  • Воспитывать уважительное отношение к своим товарищам.

Ход урока

1. Организационный момент:

Наши пальчики проснулись
Потянулись, потянулись
Дружно делаем зарядку
И уселись за тетрадку.
Прозвенел звонок
Начинается урок.

2. Минутка чистописания.

Учитель: начинаем урок с минуты чистописания. Сели правильно, положили тетради, записали число.

-иа, птрк, удз (3 строки)

Учитель: какой элемент у этих букв одинаковый?

3. Словарная работа:

Медведь, мебель, Москва, чувствовать, группа, ягода, Россия, ворона.

Работа в парах, взаимопроверка.

4. Вывод.

Что такое существительное как часть речи. Признаки имени существительного. Что такое глагол как часть речи.

Выступление учащихся.

- Давно живу я в этом мире
Даю названия предметам.
- Что без меня предметы?
Лишь названия
А я приду – все в действие придет
Летит ракета. Люди строят здания
Цветут сады. И хлеб в полях растет.

Вывод: имя существительное и глагол – это части речи.

5. Изучение нового материала.

- Выполните задание. Узнать, о ком идет речь.

Этот .... зверек живет в лесу
У него .... хвост
Шубка у зверька летом ... , а зимой ...
.... зверек всего боится.

Работа в парах. На столах лежат карточки с текстом и подсказкой (небольшой, маленький, короткий, серая, белая, трусливый, добродушный).

Вывод делают учащиеся: эти слова дополняют предложение. Нам сразу стало ясно, что речь идет о зайчишке, они обозначают признак предмета (запомнить это слово).

- Отгадать, о чем или о ком идет речь (даются признаки)

  • Холодный, белый, пушистый – (снег)
  • Косолапый, бурый, большой – (медведь)
  • Хитрая, пушистая, рыжая – (лиса)
  • Сухое, свежее, душистое – (сено)
  • Желтые, красные, осенние – (листья)

Вывод делают учащиеся: все эти слова присоединяются к существительным, то есть прилагаются. Поэтому они называются прилагательными.

Учитель: а теперь сделайте вывод, что такое прилагательное.

Уч-ся: это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? называется именем прилагательным.

Учитель: они употребляются при именах существительных, образуя словосочетания. Прилагательные объясняют, какое это существительное. Если не будет рядом существительного, то прилагательному просто нечего будет делать.

А вы задумывались, почему имя прилагательное так называется?

(“Прилагается” к имени существительному для обозначения признака предмета)

- Как это происходит? Послушайте сказку:

Давным-давно Прилагательные жили отдельно от существительных. У них не было собственных рода, числа, падежа. Им было очень скучно.

- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлось по душе предложение Прилагательных. Существительные были очень рады своим новым друзьям. Так и живут с тех пор Прилагательные, чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода, числа и падежа.

6. Закрепление.

Составь словосочетания:

большой река
глубокая астры
красные сено
сухое мяч
  • Большой мяч (какой?),
  • глубокая река (какая?),
  • сухое сено (какое?),
  • красные астры (какие?).

У существительных, подчас
Не жизнь, а просто скука
Ни цвета нет у них без нас
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить
Им веселее будет жить.
С.Я.Маршак.

Физминутка

Мой веселый звонкий мяч
Ты куда помчался вскачь
Желтый, красный, голубой
Не угнаться за тобой.

7. Загадки.

Прилагательные помогают отгадывать загадки. Назовите те признаки, которые помогли вам сделать это:

Круглый, круглый
Сладкий, сладкий
С полосатой кожей гладкой
А разрежешь – посмотри
Красный, красный он внутри.(Арбуз)

Хитрая плутовка – рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (Лиса).

Рыжая, пушистая, на елочке живет.
Крепкими зубами орешки грызет.(Белка)

Дружбу водит он со мной
Для других ужасно злой
Все зубами щелк, щелк.
Очень страшный серый (Волк).

Уч-ся. Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны
Я украшаю вашу речь
Меня вам надо знать, беречь – (прилагательное)

Сделай вывод, для чего нам нужны прилагательные.

Вывод. Чтобы украшать нашу речь.

8. Обобщение.

Чтение стихотворения Бунина И.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Учитель: выпишите прилагательные.

Солнышко, припекает, весеннее,

Звонкие, зашумели ручьи,

Зима, холодная кончилась.

Уч-ся: 1 группа 2 группа 3 группа
существительные глаголы прилагательные
солнышко припекает весеннее
ручьи зашумели звонкие
зима кончилась холодная

Учитель: Попробуйте составить предложения с этими словами.

Припекает весеннее солнышко.

Зашумели звонкие ручьи.

Кончилась холодная зима.

Дополнительный материал:

1. Игра – назови признаки:

1) Яблока – по форме, вкусу.

2) Слон, муравей – по размеру.

3) Ромашка, роза – по цвету.

2. Тесты:

1.Что обозначают имена прилагательные?

1) предмет

2) признак предмета

3) действие предмета

2. На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

1) Какая? Какое? Какой? Какие?

2) Что делать? Что сделать?

3) Что? Кто?

3. Какое из слов – имя прилагательное?

1) мороз

2) морозный

3) морозит

4. Прочитай загадку. Сколько имен прилагательных в загадке?

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафанчике.

а) 3

б) 4

в) 5

9. Домашнее задание.

Повторить все о прилагательном.