Системно-деятельностный подход в образовании

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство

Ключевые слова: ФГОС


Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие. 

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

В статье 2 Закона об образовании Российской Федерации  говорится:

– образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

– воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

– в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России»;

– в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования и др. документах.

Основополагающая идея этих документов – органическое единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города.

Это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которая призвана воспитать личность, отвечающую требованиям   общества. Системно-деятельностный подход в образовании предполагает: воспитание и развитие качеств личности.
Только в условиях ДП, а не потока информации, нравоучённый человек выступает как человек. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры КТД – это всё то, что направлена практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность у детей, свободу выбора и готовит их  к жизни – это и есть СДП, который приносит несомненно, свои плоды не сразу, но ведёт к достижениям. В. Сухомлинский говорил: «Ученик – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием».

При организации  воспитания школьника системно-деятельностный подход имеет свои особенности.

Первая заключена в том, что воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, но должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, художественной, коммуникативной, спортивной, досуговой и др.

Вторая особенность применения системно-деятельностного подхода обусловлена утратой семьей и школой монополии на воспитание и социализацию ребенка.

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Проведенная работа по изучению семей учащихся показала – современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники, дети не могут назвать имя, отчество прабабушек, прадедушек, плохо знают традиции и обычаи своего народа, не все ребята интересуются его героическим прошлым.   

А ведь «… любовь к родному краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит  к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему …» (Д. С. Лихачев).

Наблюдения показали, что учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края. Это вызвало необходимость скорректировать воспитательную работу в классе, сделав в ней акцент на гражданско-патриотическое воспитание.   

Чтобы деятельностный подход имел результат, всё это должно быть в системе, а значит, предполагает наличие у классного руководителя некой воспитательной программы, в которую будут включены все виды деятельности ФГОС. 

Воспитательная программа «Тропами любопытной Варвары» призвана систематизировать и углубить вопросы гражданско-патриотического воспитания учащихся, осуществляемого в урочной, внеклассной работе и внеурочной деятельности.

Цель программы: создать условия для духовно-ценностной ориентации ребенка в окружающем мире через изучение и сохранение истории, природы и культуры родного края.

Задачи:

  • Воспитание у обучающихся любви к малой Родине.
  • Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа и региона.
  • Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию.
  •  Экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека. Чтобы спасти природу человек должен стать её садовником, её лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим свой дом).
  • Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты.
  • Программа включает в себя следующие направления: краеведческое, экскурсионно-туристическое, семейное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, трудовое,  гражданско-патриотическое.

В основе реализации программы  «Тропами любопытной Варвары» лежит системно-деятельностный подход, который осуществляется через организацию проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Проектно-исследовательская работа ценна тем, что помогает ребёнку в освоении различных видов УУД, помогает  сформировать у него учебную мотивацию, способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. А это уже способствует выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение их социализации в обществе.
При   выборе форм, методов и способов воспитательной работы были выработаны четыре этапа ее проведения, которые соответствовали возрастным и познавательным особенностям развития детей в младших классах.

Поэтому первый этап был репродуктивным.

На первом этапе проводила уроки, на которых детям предлагались упражнения и задания, содержащие информацию о нашем городе, поселке.  Формирование познавательного интереса к изучению родного края начинается в начальной школе с первого класса, с первой странички «Букваря» или «Азбуки». Традиционно каждое 1 сентября в любой школе нашей страны начинается с урока Знаний, на котором учитель говорит о любви к Отчизне, о любви к малой Родине. Чтобы эти ценные минутки первого в их жизни урока не пропали даром и не стали формальными, необходимо выстроить систему краеведческих знаний, навыков, посильных младшему школьнику.
На последующих уроках обучения грамоте  ориентировала  учащихся и этим пополнять лексический запас ребенка на краеведческие термины «Родина», «Отчизна», «малая Родина», «родная сторона», «семья», «родня», «родители» и т.д. В этом помогает и учебник. В нем даются задания составить рассказ по картинке («Азбука»). Дети составляют рассказы, но если им предложить принести фотографии своей семьи, то это же самое задание не будет выполнено формально. Ведь ребенку надо достать семейный альбом, а перелистывая его, возникают вопросы, подключаются другие члены семьи, это воспитывает гордость и ответственность за свою семью, повышает качество самого рассказа, развивается речь. При изучении темы «Звуки и буквы У, у» в «Азбуке» используется текст, который можно предложить ребятам просто пересказать, а можно предложить дополнить его представив, что речь идет о нашем городе. Например, перечислить по каким улицам нашего города движется транспорт и т.п. Практически каждый урок можно превратить в маленькое путешествие по  родному краю.

Второй этап посвящался развитию творческих способностей учеников.
Онпредполагает развитие творческих способностей, которые проходили через различные творческие работы: «Мой поселок», « Мои родители», « Моя семья»    и т. д.

На третьем этапе началась работа по развитию навыков исследовательской работы. Дети учились находить нужную информацию в разных источниках, анализировать ее, строить собственные гипотезы, предлагать свои формы заданий для уроков.
На третьем этапе (продуктивном) развивались исследовательские навыки детей.

Четвертый этап являлся эвристическим.

Четвертый этап стал совместной работой классного руководителя и  педагогов, ведущих внеурочную деятельность. Наиболее значимым стал проект «Старинные дома нашего поселка». Дети активно включились в работу. Был отобран необходимый материал, придумывались творческие и исследовательские задания.
Такая форма наиболее интересна детям младшего школьного возраста, потому что предлагает детям выполнить посильные творческие работы и исследования.

Помимо уроков ведется внеклассная работа, которая обогащает учебный процесс экскурсиями, встречами с интересными людьми, просмотром видеопродукции, внеклассным чтением.

Поэтому можно утверждать, что организация воспитательного процесса, его интеграция в другие предметы позволила не только в некоторой степени решить проблему ограниченного кругозора у детей, привить школьникам навыки творческого, самостоятельного мышления, активизировать их познавательную и исследовательскую деятельность. В результате, учащиеся постепенно начинают осознавать необходимость изучения истории, культуры, природных особенностей родного края, своей малой Родины и проявляют к этому интерес, но и при этом повышается мотивация к учению.

И можно с уверенностью сказать, что деятельностный подход в воспитательной работе позволяет не только ученику начальной школы найти себя, самоопределиться и приблизиться к эталону выпускника. Переходя в пятый класс, он будет уверен в себе, сможет самостоятельно применять полученные знания, без помощи взрослых, что позволит ему ещё больше преуспеть в учёбе и даст возможность  найти себя ещё и  в другой области, глубже заняться тем, что ему больше всего интересно. 

Приложение 1