Тренинг для педагогов «Учимся работать в команде»

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (78 МБ)


Цель тренинга: интеграция группы за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную командную деятельность.

Задачи:

  • способствовать мобилизации внимания участников и включенности их в решение групповой задачи;
  • выработать стратегию командного взаимодействия, сотрудничества;
  • развить навыки группового сплочения;

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация к тренингу. Квадратики цветной бумаги трех цветов по количеству участников тренинга, цветные геометрические фигуры из бумаги 25–30 штук (треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, трапеции, ромбы), инструкции для выполнения упражнения “Пирамида” для каждого участника.

Данное занятие проводилось на методическом объединении воспитателей. Целью его является выработка стратегии командного взаимодействия и сотрудничества.

Вводная часть. (Слайд №1)

Психолог. - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. Педагогическая работа с детьми, создание сплоченного коллектива требует от педагога личной включенности, развитых коммуникативных качеств, наблюдательности и умения самому работать в команде.

Для того, чтобы включиться в любую работу необходимо желание и эмоциональный настрой. Для успешной работы на тренинге я предлагаю выполнить упражнение “Улыбка”. (Слайд №2)

Сегодня редко можно встретить человека, который просто улыбается навстречу людям. Мы привыкли видеть строгие, хмурые лица вокруг и что важно – сами перестаем улыбаться.

Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и, улыбаясь, скажите несколько приятных слов своим коллегам.

После того, как участники тренинга сказали друг-другу приятные слова, следует обсуждение.

Обратите внимание на свои ощущения. Что вы почувствовали?

Настроение приподнялось?

Мини-тест: Ладошк. Кулачок. Замок”. (Слайд № 3)

Психолог. - Замечательно! А сейчас на счет три покажите одну из трех фигур:

1. Ладошки

2. Кулачки

3. Замок.

Анализ этого простого теста показывает: (Слайд №4)

Кулачки. – Вы скептически настроены на работу в тренинге;

Сложили руки в замок – Вам нужно немного времени, чтобы включиться и начать работать.

Ладошки. – Вы с интересом и желанием настроены на работу нашего занятия.

Я желаю вам удачи. И мы начинаем.

Основная часть. Просмотр притчи с мультимедиа (слайд № 5). Во время просмотра фильма, ведущий зачитывает притчу.

КОМАНДА: В ЧЕМ НАША ЭФФЕКТИВНОСТЬ?

АНАЛОГИИ В ПРИРОДЕ

1) Если есть способ преодолевать препятствия на нашем пути, делать его более легким, в а намеченную цель – более близкой? Бывает попутный ветер, который подталкивает нас в спину и ускоряет наши шаги. Бывает и наоборот – встречный ветер не дает идти, мешает смотреть вперед и даже дышать. И тогда мы боремся с желанием свернуть, остановиться. Переждать непогоду. Как же преодолеть силу встречного ветра, отбрасывающего назад от цели, сбивающего с курса? Поищем аналогии в природе!

2) Если вы когда-либо наблюдали за косяком птиц, летящих к югу на зимовку, вам, возможно, будет любопытно узнать, почему стая летит клином. Ученые, которым интересно найти объяснение всему на свете, изучали полет стаи диких гусей. Выяснилось, каждая птица, взмахивая крыльями, помогает преодолевать сопротивление воздуха птице, летящей непосредственно за ней. Благодаря построению клином, вся стая увеличивает скорость полета, по меньшей мере, на 71% по сравнению со скоростью, которую может развить птица в одиночку!

3) Люди, согласованно двигающиеся в общем направлении, достигают своей цели быстрее и с меньшими затратами.

4) Стоит одному гусю отделиться от клина и попытаться лететь в одиночку, как он сразу же чувствует намного большее сопротивление воздуха и возвращается на свое место в птичьем строю, чтобы воспользоваться подъемной силой стаи.

5) Если бы мы, люди, были бы так же разумны, как гуси, то всегда держались бы сообща.

6) Когда вожак устает, он перестраивается в конец косяка, и другой гусь летит во главе стаи.

7) Выполнять тяжелую работу по очереди гораздо легче.

8) Гуси в конце клина кричат, поощряя тех, кто впереди, не сбавляя скорость.

9) Что кричим мы, находясь позади своих лидеров?

10) И наконец, если гусь, заболев или получив ранения, вынужден покинуть стаю, два других гуся следуют за ним, чтобы оказать ему помощь и поддержку. Они остаются с этим гусем до тех пор, пока он не поправится или же не умрет, а затем отправляются в путь догонять своих – сами или с другой стаей.

11) Если бы мы были так же разумны, как гуси, мы бы тоже поддерживали друг друга.

12) Тот, кто первым сказал о другом человеке “глуп как гусь”, вероятно, мало знал о гусях.

Психолог. - Сейчас мы выполним небольшие задания.

Упражнение: “Ключевое слово”. (Слайд № 6)

Возьмите каждый себе квадратик из бумаги понравившегося цвета. и образуйте свою команду по цвету (зеленые, желтые, красные).

А теперь, пожалуйста, все встаньте. Посмотрите в потолок.

Какая ассоциация приходит на ум, когда вы слышите словосочетание “Работа в команде”?

Подберите для этого ключевое слово и кто готов, садитесь и запишите его на своем листочке.

Задание – составьте предложение, которое включало бы все эти ключевые слова. Запишите его на листе. Представитель команды зачитает получившиеся предложение.

Упражнение: “Коллективный счет”. (Слайд №7)

Участники ведут счет от одного до шести, по очереди произнося цифры, не сговариваясь, не зная – кто будет следующий; если цифру назовут одновременно два участника, счет заканчивается и начинается заново.

Обсуждение задания:

- Что было трудно/легко?

- Почему было трудно?

Что помогало?

Ведущий подводит участников тренинга к мысли о том, что для успешного выполнения задания нужно было “настраиваться” на своих партнеров и стараться, чтобы партнеры смогли угадать предстоящее движение.

Упражение “Пирамида”. (Слайд №8)

Состав каждой группы должен быть из 6 участников. Ведущий дает инструкцию: “Сейчас вы должны всей командой собрать пирамиду из цветных геометрических фигур. Но при этом необходимо соблюдать следующие правила:

1. Работать всем надо молча.

2. У каждого из вас будет инструкция, которую каждый должен четко соблюдать.

Инструкции для каждого участника:

1 – Собирать пирамиду должен только ты из команды;

2 – Пирамида должна состоять только из квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников.

3 – В пирамиде должны присутствовать только синие, красные, желтые и черные цвета, кроме зеленого и белого;

4 – Пирамида должна состоять только из 10 уровней;

5 - В пирамиде может находиться только 2 прямоугольника;

6 – В первом уровне пирамиды должно находиться 3 фигуры, кроме круга.

Ведущий наблюдает за ходом выполнения задания и соблюдения правил.

Обсуждение упражнения:

- Трудно ли было придерживаться правил?

- Что вы чувствовали при выполнении упражнения?

- Как вам было комфортно работать в команде?

В ходе обсуждения ведущий обращает вниманиеучастников, какой команде вначале было трудно выполнять задание, но постепенно стало получаться. Какая команда быстрее и правильно справилась с заданием. Напоминает о том, что правила нужны для того, чтобы всем было удобно, и что успех сопутствует тем, кто не нарушает принятые правила и умеет сотрудничать в команде.

Рефлексия тренинга. (Слайд № 9)

Психолог. - Мы даже не задумываемся о том, в каких состояниях бывает наша рука. Когда мы напряженно думаем, она поддерживает нашу голову. Как будто помогает голове одновременно ворочать сотни мыслей – легких и ярких или тяжелых и мрачных.

Когда мы поддаемся апатии, рука безвольно повисает, и каждый палец существует как бы сам по себе.

Но бывают дни, когда пальцы сжимаются в кулак и становятся грозным оружием, способным защищать. Или собираются вместе, берутся за орудие труда и вершат чудесные дела, оставляя после себя произведения искусства, новые дома и цветущие сады.

Как это похоже на людей, работающих в команде! Общая цель заставляет нас собраться вместе после творческой, совместной работы мы нуждаемся в признании и поддержки друг друга.

Я протягиваю Вам сейчас свою руку. Поднимитесь и положите свои ладони на мою ладонь. Чувствуете тепло наших ладоней?

Мы хорошо потрудились, многое знаем и многое умеем. Но не смотря на свои знания стремясь что то доказать себе и другим, мы иногда все же видим в друг друге соперников.

Пусть нам сопутствует в жизни память о тепле наших ладоней. Мы можем больше, когда мы вместе. Пусть открытая ладонь будет для нас знаком того, что мы открыты к сотрудничеству и взаимопомощи!

Ведущему сделать резкий взмах рукой вверх.

Спасибо всем за участие в тренинге. (Слайд №10)

Литература

  1. Выженко А. Притчи: путеводная Звезда перемен.- Ростовн/Д: Феникс, 2007.
  2. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.:Питер, 2007.
  3. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2 – е изд. СПб. Питер, 2008.
  4. Никушкина Н. Семья: толерантность, любовь, авторитет //Классный руководитель, №4, 2006.
  5. Притчи. Победители и непобедимые /Автор – составитель Якушев А. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  6. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. РПА, М:. Генезис, 2001.
  7. Притчи разных авторов . www.pritcha.net/volume/
  8. Уроки толерантности: Сборник методических материалов /под ред. А.Б.Суслова, Д.П. Поносова, П.В. Микова/ Пермь, 2005.
  9. Фопель К. Толерантность и сплочение в группе. М:. Генезис, 2007.